Мультиклапан гбо авто устройство и работа: Мультиклапан ГБО, принцип действия и основные производители – 403 — Доступ запрещён

Содержание

как его установить в авто, устройство и работа, популярные производители оборудования (Tomasetto, Lovato, BRC, Atiker)

Мультиклапан – один из основных компонентов автомобильного газобаллонного оборудования. Он монтируется возле горловины баллона. Устройство необходимо для безопасного наполнения емкости, хранения газа и его правильного расходования. Уже из названия этого компонента ГБО можно понять, что имеется в виду большое количество клапанов. Производители предлагают весьма разнообразные виды этих устройств, поэтому выбирать действительно непросто.

Основные функции

У каждого клапана есть своя функция:

  1. Обратный клапан. Предотвращает утечку газа через магистраль для заправки.
  2. Скоростной клапан. Прекращает подачу газа в случае повреждения магистрали.
  3. Механический запорный клапан. Прекращает выход газового топлива (обычно задействуется при ремонте ГБО для страховки).
  4. Электрический клапан. В нём установлен соленоид, перекрывающий подачу газа из резервуара. Механизм срабатывает, когда двигатель останавливается или переходит на работу на бензине.
  5. Клапан сброса давления. Когда давление в резервуаре достигает 27 бар, клапан на непродолжительное время откроется для сброса газа в паровой фазе под автомобиль.
  6. Плавкий клапан (аварийный). Он срабатывает только в крайних случаях. Обычно это случается при пожаре, когда появляется вероятность разрыва емкости с газом. Клапан плавится, что приводит к разгерметизации для предотвращения разрыва баллона.

Некоторые грузовики до сих пор ездят с баллонами старого типа, у которых вообще нет мультиклапана. Вместо этого компонента они оснащены клапанами и штуцерами, вваренными прямо в резервуар.

Классы безопасности

Существует три категории мультиклапанов:

  • класс «А»;
  • класс «B»;
  • класс «Евро».

Класс «А» активно используется на территории нашей страны. Такие мультиклапаны имеют ограничитель наполнения баллона и клапан сброса слишком высокого давления. Такое может произойти, например, при полной заправке баллона на улице в холодное время года и последующем перемещении автомобиля в теплый гараж.

Скоростной клапан задействуется, если газ из баллона начинает выходить со слишком большой скоростью. Обычно это происходит при повреждении трубопровода. После его срабатывания газ подаваться не будет. Для возврата шарика в штатное положение, необходимо закрутить винт, расположенный на мультиклапане.

Важно!

На текущий момент законодательство многих стран, среди которых и Россия, запрещает устанавливать мультиклапан класса «А».

Класс «B» – один из самых простых видов мультиклапанов. Он оснащается клапаном отсечки и поплавком, ограничивающим возможность наполнения резервуара с газом на уровне 80% от полного объема.

Некоторые народные умельцы удаляют этот ограничитель с целью увеличения пробега на одной заправке, но это делать категорически запрещено! Отсутствие клапана сброса давления приведёт к тому, что при росте давления внутри резервуара лишний газ не будет сброшен и случится разрыв емкости.

Класс «Евро» – оптимальное решение. Это наиболее безопасная разновидность мультиклапанов. В отличие от устройств класса «A» оснащается пожарным клапаном, который задействуется при росте температуры. В результате разрушения плавкой вставки происходит снижение давления, поэтому удаётся предотвратить разрыв баллона. В России разрешено устанавливать только мультиклапана класса «Евро».

Устройство и работа в авто на 4 поколении

Устройство мультиклапана Томасетто предусматривает наличие корпуса, выполненного из латуни. К нему крепятся разные клапаны, трубка для забора газа и поплавок. Это достаточно сложная и продуманная конструкция, в которой важны все мелочи. Для лучшего понимания – резиновый уплотнитель в соединении должен выдержать давление свыше 27 атмосфер.

  1. Поплавок. Этот элемент изготавливается из пластика либо вспененного материала.
  2. Указатель уровня топлива. Встречаются механические (стрелочные) элементы и стрелочно-электронные с функцией отображения информации в салоне транспортного средства. Сенсоры бывают резистивными (с двумя проводами) и датчиками на эффекте Холла (с тремя проводами). Датчик нуждается в питании (5 или 12 вольт). Датчики Холла отличаются увеличенным сроком службы и более точными показаниями.
  3. Клапаны – скоростной, обратный, клапан сброса давления, плавкий (пожарный), электромагнитный.
  4. Механический запорный клапан или кран используется при выполнении ремонта газобаллонного оборудования. В старых мультиклапанах также применялся механический кран, расположенный на входе в емкость с газом.

Вентиляционная камера

Иногда может возникать вопрос о том, куда происходит сброс лишнего газа при возникновении аварийной ситуации. Если баллон расположен в багажнике автомобиля, сброс произойдёт в багажный отсек. Последствия будут весьма неприятными.

Во избежание этого газовое топливо в случае аварийного сброса улавливается вентиляционной камерой и отводится под транспортное средство. Если же баллон расположен под машиной, обеспечивается надёжная защита от внешнего вмешательства и грязи специальной коробкой.

При установке тороидального баллона в нишу для запасного колеса в нижней части грузового отсека необходимо сделать отверстие и смонтировать трубку для отвода газа под машину. Верхняя часть ниши для мультиклапана закрывается с помощью герметичной крышки.

Как установить – выбор угла и размера

Для выбора оптимального угла расположения и размера мультиклапана ГБО придерживайтесь рекомендаций из таблицы, опубликованной ниже.

МультиклапанТип баллона
ЦилиндрическийТороидальный
Угол установки горловиныРасположение горловины
03090внешняявнутренняя
Угол установки мультиклапана03090030
Размер мультиклапанаРазмер мультиклапана должен соответствовать диаметру или высоте баллона

При установке газобаллонного оборудования на автомобили с высокопроизводительными двигателями большого рабочего объема обычно используются мультиклапаны с маркировкой EXTRA. Они отличаются заборной трубкой, входными и выходными отверстиями большего диаметра.

Помните о том, что мультиклапаны классов «А» и «В» являются небезопасными, поэтому их нельзя устанавливать и эксплуатировать. Отличить устройства класса «В» можно по отсутствию крупной пружины, не допускайте их применения на своём транспортном средстве.

Смотрите также актуальное видео о том, как установить мультиклапан ГБО в соответствии со всеми требованиями:

Согласно действующим на текущий момент нормам, в РФ разрешено устанавливать только баллоны, на которых присутствует электрический газовый клапан. Он сможет прервать подачу топлива в том случае, когда двигатель остановится. Положение ключа в замке зажигания при этом значения не имеет.

Лидеры на рынке — Tomasetto, Lovato, BRC, Atiker

Сегодня в продаже представлены мультиклапаны разных производителей. Максимальным спросом пользуется продукция компаний Lovato («Ловато»), Tomasetto («Томасетто»), BRC («БРС») и Atiker («Атикер»). Встречаются и другие марки, но они практически не востребованы, поэтому перечислять всех производителей нет смысла.

Отметим, что чаще всего покупают мультиклапаны Lovato и Tomasetto. У каждого варианта есть свои преимущества и недостатки. Больше информации об этих производителях газобаллонного оборудования вы сможете найти в соответствующей статье нашего сайта.

Возможные неисправности

Мультиклапан – важный компонент ГБО, от которого напрямую зависит безопасность его использования. Поэтому неисправности в работе этого узла недопустимы. Отметим, что поломки случаются довольно редко. Иногда коррозия может разрушать болты, которыми мультиклапан крепится к баллону. Избежать проблемы можно с помощью применения антикоррозионных средств и дополнительной защиты болтов.

multiklapan-1Ещё один проблемный момент – наличие загрязнения в газовом топливе. Частицы мусора, вода, смазка насосов могут помешать работе мультиклапана. Попадание грязи в скоростной клапан может привести к уменьшению диаметра магистрали. В итоге двигатель будет испытывать нехватку топлива для эффективной работы при серьезных нагрузках.

Также иногда возникает проблема с перемещением поплавка внутри баллона. Грязь и влага приводят к тому, что поплавок перестаёт двигаться. В результате – неправильное отображение уровня топлива и невозможность срабатывания клапана, отсекающего заправку газа. Поплавок может заклинить и в максимально поднятой позиции, в результате чего вы вообще не сможете заправить баллон, так как будет включаться отсекающий клапан.

Помните!

Попадание грязи в электрический клапан порой доставляет немало хлопот. В итоге соленоид просто не может перемещаться, и отверстие клапана остаётся закрытым.

Выводы

Учитывая тот факт, что работоспособность мультиклапана обеспечивает максимальную безопасность эксплуатации газобаллонного оборудования, к его выбору и установке необходимо подойти со всей ответственностью. При обнаружении малейших признаков неисправности одного из клапанов, необходимо провести тщательную диагностику системы и устранить проблему.

Если вы намерены выполнить установку или ремонт этого компонента ГБО своими силами, рекомендуем проконсультироваться у специалистов. Не экономьте на своей безопасности!

виды, устройство, работа, как и какой лучше выбрать

Последнее обновление — 23 декабря 2019 в 11:40

Запорная арматура автомобильного газового оборудования первых образцов выполняла самые простые функции: закрытие или открытие подачи газа из баллона к редуктору-испарителю. Современный мультиклапан ГБО 1-4 поколения — это многофункциональное устройство, работа которого направлена на безопасное использование сжиженной прапан-бутановой смеси в качестве моторного топлива.

Где находится и для чего нужен мультиклапан

Клапанный блок устанавливается непосредственно в горловину газового баллона. Устройство и работа мультиклапана, предусматривает ряд функций:

  • контролирующая — наполнение емкости до заданных значений с возможностью отслеживания количества топлива
  • исполнительная – первичная очистка СНГ/LPG (сжиженного нефтяного газа) и его подача к двигателю
  • запорная – надежное хранение топливной смеси находящейся под давлением
  • предохранительная – отвод избыточного давления газа из баллона, которое может образоваться при повышении температуры окружающей среды, а также предотвращение утечек СНГ, причиной которых могут быть неисправности других элементов системы (например, обрыв магистрали).

Виды мультиклапанов

Существует три типа блоков баллонной арматуры, которые принципиально отличаются набором вспомогательных защитных механизмов — классы B, A, Е (евро), по европейской классификации класс 1, 2, 3.

Согласно правилам ЕЭК ООН №67 с поправками серии 01 (пункт 6 подпункты 6.3.1, 6.3.6, а также пункт 17 подпункты 17.3.1.2-17.3.1.5), при установке ГБО баллон оснащается следующей арматурой (которая может быть выполнена в одном блоке):

  1. 80-процентный стопорный клапан
  2. указатель уровня
  3. предохранительный клапан (разгрузочный)
  4. дистанционно регулируемый рабочий клапан с ограничительным клапаном (электроклапан)

Ссылка на документ: http://www.unece.org/fileadmin/DAM/trans/main/wp29/wp29regs/2015/R067r4r.pdf

Так как конструкция мультиклапана первого класса (В) не содержит предохранительного клапана, а также оба вида арматуры (классы 1(В), 2 (А)) не имеют дистанционно регулируемого клапана (ЭМК), эксплуатация такого типа механизмов запрещена. Только механизм евростандарта обеспечивает максимальную защиту и безопасность.

МК класса Б, А, Е (слева направо)

В зависимости от типа газовых баков, устройства различаются:

  1. для баллонов цилиндрической формы
  2. для тороидальных внутренних и наружных емкостей.

Как устроен клапанный блок

Запорная арматура, в зависимости от производителя, отличается конструктивно и может комплектоваться вспомогательным оборудованием.

Устройство мультиклапана ГБО:

  1. металлический корпус (латунь), с отверстиями для впускной Ø 8 мм и расходной Ø 6/8 мм магистралей
  2. запорный вентиль (кран выходного канала)
  3. заборная трубка (металл или пластик) с фильтром-сеточкой
  4. уплотнительное кольцо/прокладка
  5. узел отсекания с поплавком
  6. привод датчика уровня газа магнитного действия (механический или электромеханический указатель часто продаётся отдельно)

Группа клапанов:

  • предохранительный/аварийный (комплектуется трубкой сброса паровой фазы)
  • скоростной
  • обратный
  • отсечки (80-процентный клапан)
  • электромагнитный (ЭМК)
  • температурный (пожарный)

Конструкция блока баллонной арматуры

Как работает мультиклапан

Принцип работы мультиклапана ГБО следующий, при наполнении баллона сжиженный газ через заправочный блок (ВЗУ – выносное заправочное устройство) по входной магистрали поступает к запорной арматуре, где преодолевая усилие возвратных пружин клапанов (обратного и отсечки), попадает в баллон.

По мере наполнения, жидкая фракция газовой смеси передвигает поплавок к верху бака. Поплавок через шток проворачивает полумесяц, по которому скользит стержень клапана отсечки (также привод отсечки может быть шестерёнчатого типа).

Система настроена таким образом, когда наполнение доходит до 80% от объёма сосуда, освободившись от препятствия полумесяца, стержень выстреливает под воздействием входного давлением газа, при этом клапан запирает канал входа. После отключения заправочного пистолета обратный клапан, из-за давления в баке, прижимается к седлу, тем самым перекрывая выход газа.

Устройство отсечки (МК Томасетто)

Шток поплавка также соединён с механизмом, который с помощью магнитов меняет положение стрелки указателя уровня газа. С целью контроля объема топлива на баллоне или непосредственно в салоне авто, для этого схему ГБО 4-го поколения дополняют специальным электромеханическим датчиком индикации.

Далее из баллона, через фильтр сетку по заборной трубке, пропан (LPG) попадает в канал скоростного клапана, затем по расходной магистрали к редуктору.

Заборник бывает пластиковый, медный или алюминиевый, также разной длинны и диаметра (как правило, 6 или 8 мм). Подбирается в зависимости от мощности двигателя автомобиля.

Виды приёмных трубок

Устройство скоростного клапана предотвращает утечку газа, при превышении скорости его потока более чем на 1 м/с (к примеру, из-за обрыва подающей магистрали под днищем авто). Давление газа, пересиливая пружину, прижимает пластиковый клапан (или металлический шарик) к седлу, за счёт чего запирается выход топлива.

Предохранительный клапан (разгрузочный/аварийный) стравливает избыточное давление газа, которое может появиться, например, из-за перепадов температуры при заезде зимой в теплый бокс или при изменении погодных условий. Механизм настроен на открытие с отметки 2 700 ± 100 кПа, устройство является многоразовым.

По правилам разгрузочный клапан должен устанавливаться в том месте резервуара, где пропан находится в газообразном состоянии, поэтому устройство комплектуется трубкой-приемником, которая направлена к верхней части ёмкости. С помощью неё происходит отбор именно паровой фазы топлива. Таким образом, осуществляется понижение давления в емкости, а газ выходит через патрубок вентиляционного короба за пределы транспортного средства.

Патрубок сброса газообразной фракции

Клапан с электромагнитной катушкой (дистанционно регулируемый) служит для перекрытия подачи газового топлива в автоматическом режиме. Как только прекращается напряжение на катушке, устройство перекрывает подачу. Управляется блоком управления ГБО (ЭБУ) и должен быть отрегулирован на срабатывание при остановке двигателя, не зависимо от положения выключателя зажигания. Исключением могут быть автомобили с системой старт-стоп.

Противовзрывной температурный механизм срабатывает при пожаре. С повышением температуры выше 120 °C ± 10 °C пластиковая вставка плавится, после чего клапан начинает открываться, и газ медленно выводится через вентиляцию или сгорает. Такая защита исключает взрыв баллона.

Вентиль/рукоятка предназначен для перекрытия подачи газа в ручном режиме (класс B имеет второй кран на впуске, для закрытия обеих линий).

Устройство баллонной арматуры на примере изделия фирмы Алдеса:

Выбор мультиклапана ГБО

При выборе блока арматуры в первую очередь необходимо знать параметры баллона (характеристики указываются на приваренной табличке бака). Важно помнить, что мультиклапан подбирается именно под конкретную ёмкость. Соответствующая маркировка нанесена на корпус блока не стираемым способом, где обязательно должны присутствовать диаметр или высота баллона, угол установки арматуры и соответствие сертификации по правилам ЕЭК №67-01.

Маркировка узла

Таблица подбора:

Тип баллонаЦилиндрическийТороидальный
Угол установки мультиклапана в горловину30°0°/30°
Мультиклапан подбирается поДиаметру емкостиВысоте тор баллона

Если установить не подходящую арматуру могут быть нарушены требования правил монтажа, что негативно повлияет на безопасность и удобство при эксплуатации авто.

  1. баллон должен наполняться не более чем на 80% от его объёма (пустое пространство необходимо для расширения газа)
  2. приёмная трубка должна забирать топливо с нижней точки бака, иначе на дне всегда будет оставаться топливо
  3. также могут быть искажены показания датчика уровня СНГ

Ко всему прочему нужно учитывать мощностные характеристики двигателя автомобиля. Например, для моторов мощностью от 140-150 л.с. желательно устанавливать мульт повышенной производительности, с диаметром выходного канала под трубку 8 мм.

ВЗУ и вентиляционная камера могут поставляться по отдельности или в общем комплекте. На наружный мультиклапан к тор баллону дополнительно ставится защитный кожух (протектор) от воздействий агрессивной среды.

Какого производителя выбрать

Несомненно, наибольшей популярностью пользуются изделия итальянских заводов, которые уже давно являются лидерами рынка:

  1. Tomasetto модель АТ02
  2. BRC модели Europa 2 и Europa 3
  3. Lovato LOV-T 01
  4. OMB
  5. Torelli (предпочтительно для рынка Украины)

Их надёжность доказана временем. Более того продукция этих заводов входит в установочные комплекты всех основных фирм производителей газового оборудования.

Менее распространены, но также хорошо справляются со своей задачей клапаны турецких фирм Atiker, Aldesa.

Баллонная арматура является одним из главных элементов безопасности газовой системы в автомобиле. Поэтому рекомендуем выбирать проверенные механизмы известных брендов, при этом опасаясь подделок.

Подобрать и купить мультиклапан ГБО Вы можете в каталоге нашего интернет-магазина, где представлены только качественные и оригинальные изделия от ведущих производителей по лучшим ценам.

Устройство и схема работы ГБО простыми словами

Принцип работы

Необходимо отметить, питание газовой смесью, исполнение всей газобаллонной системы предыдущих поколений значительно проще, чем конструкция бензиновой системы подачи топливной смеси.

Перевод транспортного средства для работы на газобаллонном оборудовании, его соответствующее переустройство выглядит таким образом. Предварительно в багажном, грузовом отделении, под днищем машины, на раме монтируют специальную емкость, предназначенную для заполнения газом. В двигательном отсеке (подкапотное пространство) устанавливают редуктор-испаритель, дополнительные устройства, функции которых связаны с подачей в мотор газовой смеси, и механизмы регулировки топлива.

Баллоны заправляются жидкой смесью пропана-бутана. Если давление соответствует атмосферному, топливо имеет газообразное состояние. Если давление выше атмосферного, газ преобразуется в жидкое топливо, которое при бытовых температурах может испаряться. Поэтому под сжиженный газ используются только герметичные емкости. Давление в них может составлять 2-16 атмосфер.

Газовые пары формируют давление, благодаря которому они подаются в газовый трубопровод повышенного давления. Заправка газового баллона и подача из него топлива в магистраль производится через мультиклапан. Для выполнения заправки дополнительно применяется специальное выносное приспособление.

Сжиженная газовая смесь направляется по трубопроводу и проходит через газовый клапан с фильтровальным элементом. Такая дополнительная фильтрация позволяет эффективнее очищать топливо от смолистых соединений, прочих примесей. Это устройство также предназначено для блокировки подачи газовой смеси при отключении зажигания, переключении рабочего режима двигателя на автомобильный бензин.

После фильтрации топливная смесь направляется в редуктор. Здесь давление газовой смеси падает до показателя, составляющего примерно 1 атмосферу. Снижение давления способствует испарению жидкой газовой смеси. При прохождении данного процесса редуктор активно охлаждается. Именно по данной причине его соединяют с системой охлаждения автомобильного двигателя. Подогретая охлаждающая жидкость в результате циркуляции по системе не дает редуктору обмерзать. В холодный период года рекомендуется производить запуск автомобильным бензином, а уже после предварительного прогрева двигателя стоит переводить его рабочий режим на газобаллонное оборудование. Данное требование предполагает выход мотора на рабочий температурный режим, а также подогрев охлаждающей жидкости до необходимой температуры.

После редуктора уже парообразный газ направляется в цилиндры мотора. В ГБ системе отсутствует деталь, схожая функционально с бензонасосом. Газовая смесь содержится в баллоне под определенным давлением, и поступает в редуктор автономно, дополнительная подкачка для этого не требуется. Благодаря этому система ГБО по конструкции значительно проще. А способность газа преобразовываться из жидкости в пар при изменении показателей температуры, давления еще больше сокращает количество элементов конструкции ГБО установок.

Специальный переключатель, установленный в автомобильном салоне, позволяет переключаться с бензина на газ и обратно. После выключения зажигания переключатель занимает нейтральное положение. Газобаллонное оборудование может быть наделено дополнительно функцией отключения подачи газовой смеси, если в автомобильном двигателе отсутствует искра.

Схема установки

Обзор мультиклапанов

Обзор мультиклапанов

Основным устройством, обеспечивающим безопасность при эксплуатации ГБО на Вашем автомобиле является мультиклапан, данное устройство выполняет роль запорной арматуры на газовом баллоне для пропан – бутановой смеси и делает возможным транспортировку и хранение газового топлива. И совершенно обоснованно многие эксперты рекомендуют внимательно отнестись к выбору мультиклапана и его совместимости с баллоном.

Попробуем разобраться в широкой гамме представленного на Российском рынке оборудования, обеспечивающего вашу безопасность. Сегодня на Вы можете встретить мультиклапаны произведенные в соответствии с европейскими требованиями 67R-00 или 67R-01 и R10. В зависимости от этого в состав устройства могут входить следующие компоненты:

 

  1. Ограничитель наполнения бака — позволяет исключить возможность заправки газовых баллонов более чем на 80% от их объема, при достижении этого значения срабатывает клапан отсечки, заправка прекращается.
  2. Клапан сброса избыточного давления — в случае повышения давления газа в баллоне свыше 25 Бар, клапан срабатывает и сбрасывает избыточное давление газа в предусмотренную систему вентиляции.
  3. Ускорительный клапан – срабатывает при резком увеличении потока газа из баллона. Например, в случае обрыва газовой магистрали.
  4. Пожарный клапан – срабатывает при превышении температуры в зоне мультиклапана 120 ° C ± 10 ° C. Разрушается плавкая вставка, тем самым снижается давление газа внутри баллона. При сработке данного клапана разрыв баллона невозможен.
  5. Обратный клапан — препятствует выходу газа, через заправочную магистраль, после отключения заправочного пистолета.
  6. Запорный электромагнитный клапан — перекрывает выход газа с баллона при эксплуатации автомобиля на бензине и при выключенном зажигании.
  7. Механический вентиль — позволяет перекрыть подачу или выход газа из баллона вручную.
  8. Указатель уровня топлива – позволяет контролировать количество топлива в баллоне.

Таблица комплектации мультиклапанов

Комплектация

Мультиклапан класса B

Мультиклапан класса A

Мультиклапан класса 67R-01 и R10 (Евро)

Ограничитель наполнения бака

+

+

+

Клапан сброса избыточного давления

 

+

+

Ускорительный клапан

+

+

+

Пожарный клапан

 

 

+

Обратный клапан

+

+

+

Запорный электромагнитный клапан

 

 

+

Механический вентиль

+

+

+

Указатель уровня топлива

+

+

+*

*Как опцию на мультиклапаны соответствующие требованиям  67R-01 И R10 можно установить электронный указателя уровень топлива (сенсор уровня топлива).

Мультиклапан 315/30/кл. B

Мультиклапан ТОР 200/30/кл. A

Мультиклапан OMVL 400/30 ECE 67-R01

Мультиклапан 315/30/кл. В

Мультиклапан ТОР 200/30/кл. A

Мультиклапан OMVL 400/30 ECE 67-R01

 

Так же при подборе и установке мультиклапана необходимо учитывать характеристики баллона (угол установки горловины, диаметр и высоту баллона), который вы планируете установить и характеристики двигателя автомобиля. Для автомобилей с высокой мощностью и большим объемом двигателя применяются мультиклапаны с обозначением EXTRA. Отличаются данные мультиклапаны от стандартных увеличенным диаметром заборной трубки, проходных отверстий и выходом под газовую магистраль диаметром 8 мм.

Таблица применения мультиклапанов и баллонов

Мультиклапан

Тип баллона

Цилиндрический

Тороидальный

Угол установки горловины (угол)

Расположение горловины

0

30

90

внешняя

внутренняя

Угол установки мультиклапана

0

30

90

0

30

Размер мультиклапана

Размер мультиклапана должен соответствовать диаметру или высоте баллона

 

В настоящее время самыми популярными мультиклапанами в России остаются мультклапаны соответствующие требованиям 67R-00 класса А, которые сочетают в себе все самые необходимые элементы безопасности и при этом обладают приемлемой ценой. В Европе к эксплуатации допускаются только автомобили на которые  установлены мультиклапаны соответствующие требованиям  67R-01 И R10.

Таблица с примерами совместимости мультиклапанов и баллонов

Мультиклапан

Баллон

Мультиклапан ТОР 200/30/кл. A

Баллон тор внутр. горловина 50 л. (650х200) БРЯНСК

Мультиклапан 360/30 ECE 67R-01 с ЭМК

Баллон 103 л (356х1138) «БРЯНСК»

Мультиклапан 300/30/кл. В

Баллон 55 л (299х860) «БРЯНСК»

Мультиклапан ТОР ЕВРО 270/0 8 мм

Баллон тор внешняя горловина 89 л (720х270) POLMOCON

 

Электромагнитный газовый клапан ГБО (устройство, принцип работы)

Электромагнитный клапан ГБО

Одним из ключевых элементов, влияющих на работу системы газобаллонного оборудования, является электромагнитный газовый клапан (ЭГК). Разные специалисты называют этот узел системы по-разному, например просто газовый клапан или электромагнитный клапан ГБО. Именно об этом узле газобалонного оборудования и пойдет речь в нашей сегодняшней статье.

Следует первым делом отметить, что неопытные пользователи часто путают электромагнитный газовый клапан ГБО и мультиклапан ГБО – запомните, это разные узлы системы, которые выполняют совершенно разные функции и имеют совершенно разное строение!

Клапан ГБО

Электромагнитный клапан ГБО выполняет в системе запорную функцию, т.е. он открывает и перекрывает подачу газа к редуктору-испарителю во время стоянки автомобиля, либо во время работы мотора на бензине. Следует отметить, что без подачи питания (+12v на катушку) клапан ГБО находится в закрытом состоянии и препятствует поступлению газа из магистрали в редуктор.

Устройство клапана ГБО

В зависимости от моделей и фирмы производителя устройство клапана ГБО может изменяться, но зачастую состоит из следующих элементов:

  • Сердечник;
  • Клапан с пружиной возврата;
  • Электрокатушка с обмоткой;
  • Прокладки и уплотнители;
  • Фильтр грубой очистки. Довольно часто клапан ГБО комплектуется фильтром грубой очистки топлива, но такая комплектация не обязательна.

Клапан ГБО

Установка и принцип работы

Установка

Следует отметить тот факт, что разные установщики систем газобаллонного оборудования устанавливают на автомобиль разное количество электромагнитных газовых клапанов.

Клапан ГБО

  1. Наиболее дешевая и распространенная схема – это установка одного ЭГК непосредственно на редукторе-испарителе.
  2. Более дорогая схема подразумевает наличие уже двух запаралеленных клапанов ГБО: один устанавливается на редукторе, второй на расходной магистрали  мультиклапана или после мультиклапана и перекрывает подачу газа в магистраль.
  3. Последний, наиболее надежный и дорогой вариант насчитывает три, запаралеленных между собой, устройства: первый по прежнему находится на редукторе, второй (резервный или страхующий) устанавливается перед редуктором, и третий – на/после мультиклапана, около баллона.

 

Принцип работы

Принцип работы клапана ГБО заключается в следующем:

  • Изначально клапан ГБО находится в закрытом состоянии.
  • После того, как автомобиль готов переключиться на газ, ЭБУ (или водитель нажимая кнопку «газ-бензин») подает сигнал (+12 v) на катушку ЭГК, срабатывает магнитная катушка, поднимая запорный клапан (при этом слышен характерный щелчок).
  • После открытия электромагнитного клапана ГБО газ поступает в фильтр грубой очистки, а дальше в редуктор-испаритель.

Возможные неисправности и поломки

Как и любой элемент системы, газовый клапан ГБО подвержен поломкам, а поскольку, как мы выяснили выше, этот элемент системы выполняет запорную функцию, без его исправной работы, автомобиль, скорее всего, на газ не переключится. И хотя стоимость этого узла системы не велика, не всегда есть возможность приобрести новый клапан ГБО, поэтому, чтобы отремонтировать поломанный нужно иметь представление о наиболее часто встречающихся поломок этого элемента.

Загрязнение механизма

Электромагнитный клапан ГБО работает в подкапотном пространстве, это значит он подвергается воздействию пыли, грязи, ржавчины, окалинам и прочего мусора, который может попасть во внутрь устройства не давая тем самым открыться клапану. В этом случае поможет разборка и простая чистка устройства от посторонних предметов.

Клапан ГБО

Засорение фильтра

Большинство клапанов, которые устанавливаются перед редуктором имеют фильтр грубой очистки, который хоть и не имеет отношения непосредственно к поломке клапана, но может провоцировать нестабильную работы всей системы ГБО или вовсе не давать возможности переключиться на газ. В этом случае фильтр следует заменить. Делать это рекомендуется не реже чем 2 раза в год или каждый 10 000 км пробега (в зависимости от того, что наступит раньше).

Фильтр клапана ГБО

Поломка катушки

Неисправность электромагнитной катушки можно отпределить измерив сопротивление катушки мультиметром. В этом случае клапан работать не будет, а автомобиль не будет переключаться на газ. Катушку можно заменить на аналогичную, подобрав новую по подходящим параметрам.

Замена катушки клапана ГБО

Окисление контактов клапана или обрыв провода

Еще одной довольно распространенной поломкой являются окисление контактов. Особенно часто эта неисправность проявляется с началом сезона дождей. В этом случае следует проверить исправность проводки и аккуратно зачистить все контакты, чтобы убрать их окисление. Также довольно часто встерчается обрыв проводки, которая подает +12v на катушку клапана ГБО. Проверить обрыв провода можно с помощью тестера или автомобильной лампы.

На этом наша статья окончена, делитесь ссылками на наш сайт в социальных сетях или форумах — это лучший способ помочь развитию нашего проекта, а если у  Вас остались любые вопросы, смело задавайте их в коментариях, и мы с радостью на них ответим.

Электромагнитный газовый клапан ГБО

5 (100%) 7 vote[s]

 

 

ГБО: какую конструкцию мультиклапана выбрать для большей безопасности

В пропан-бутановых автогазовых системах (ГБО) для заправки газом, подачи его в магистраль и выполнения защитных и иных функций используются специальные механические устройства – клапаны. К примеру, даже сегодня можно столкнуться с баллонами, где при монтаже ГБО на них устанавливается несколько различных клапанов, а сам баллон имеет множество горловин под них.

Такие конструктивные решения характерны для голландских баллонов, но их практичность остается под большим вопросом. Ведь чем больше отдельных соединений, тем выше вероятность утечки.

Практичность установки отдельных клапанов на «голландских» баллонах под большим вопросом. Чем больше механических соединений, тем выше вероятность утечки пропан-бутана при эксплуатации.

Гораздо более привычными на нашем рынке являются мультиклапаны («мульты»), которые получили такое название благодаря совмещению различных клапанов в одном устройстве. Для установки такого мультиклапана в цилиндрическом или тороидальном пропан-бутановом баллоне имеется всего одна горловина, что значительно упрощает монтаж и дальнейшую эксплуатацию данного механизма. Казалось бы, что может быть проще, чем купить мультиклапан ГБО из предложенных на рынке. Но здесь все не так просто, ведь они бывают разных типов, стандартов и размеров. А так как мультиклапан – это единственное, но очень важное устройство, которое отделяет вас от 40-50 л газа, находящегося в баллоне под давлением в 16 атмосфер, то к его выбору стоит подойти очень ответственно.

На сегодняшний день, среди предложений часто можно встретить мультиклапаны, изготовленные в соответствии с устаревшими европейскими правилами 67R-00, которые не имеют электромагнитного и термоплавкого (пожарного) клапанов безопасности. Но этот тип стоит рассматривать только при очень ограниченном бюджете. Мультиклапаны стандарта 67R-00 предлагаются многими установщиками, но законодательно запрещены к эксплуатации. И если в Украине на подобное еще закрывают глаза, то в Европе эксплуатация ГБО с такими мультами категорически запрещена.

За что отвечают различные элементы мультиклапана.

Есть среди предложений и мультиклапаны, соответствующие современным европейским правилам 67R-01. Но здесь тоже следует подходить к выбору осознанно. Все производители заявляют о наличии полного спектра защитных механизмов, хотя у недорогих турецких мультиклапанов и есть катушка (электромагнитный клапан), но часть клапанов безопасности (скоростной, обратный и термоплавкий) и вовсе отсутствует, а те, которые есть, настроены неправильно и могут не сработать в аварийной ситуации, что крайне опасно в эксплуатации. Надежные мультиклапаны, к примеру, итальянские Tomasetto, дороже бюджетных на 200-250 грн, но эта разница в стоимости не столь существенна, если принимать во внимание уровень безопасности, который они обеспечивают. И, конечно же, при выборе мультиклапана для автогазовой системы необходимо учесть характеристики двигателя и автогазовой системы. Для автомобилей с мощными моторами (свыше 200 л.с.) необходима установка мультиклапанов EXTRA. Основное их отличие – увеличенные проходные сечения и штуцер выхода газа под магистраль диаметром 8 мм.

Разновидности клапанов для газовых систем, работающих на пропан-бутане.

Чтобы купить мультиклапан, однозначно стоит обращаться только к проверенным продавцам, выбирать только новый товар и избегать дешевых б/у вариантов. Ведь от мультиклапана зависит большая часть безопасности всей автогазовой системы. Зачастую при установке клиенты не обращают внимания на этот элемент системы, и потом оказывается, что хотелось лучшего, а вышло, как обычно. А ведь именно мультиклапан – это наиважнейший элемент системы, ведь от его нормальной работы и количества защитных механизмов напрямую зависит ваша безопасность и жизнь окружающих.

Выбор производителя

Мультиклапаны разных типов и стандартов предлагают многие производители ГБО. Но ни для кого не секрет, что законодателем норм и стандартов в отношении мультов является итальянская компания Tomasetto. Механические комплектующие этого производителя имеют высокое качество и предлагаются на рынке с 1982 года, а первый мультиклапан покинул конвейер в 1989 году. И все это время производство мультиклапанов было основным видом их деятельности. А на сегодняшний день компания выпускает на мировой рынок 1 000 000 мультов в год.

В Украине мультиклапаны этого производителя продаются как под брендом Tomasetto, так и под брендом GREENGAS, который гарантирует контроль качества. Кроме того, покупка мультиклапана GREENGAS – это уверенность в оригинальности итальянской продукции. Ведь в последнее время на рынке встречается огромное количество различных подделок, и мультиклапаны Tomasetto не защищены от этого.

Подбираем мультиклапан к баллону

Нормальная работа мультиклапана зависит от его правильного подбора. И если смонтировать мульт, не соответствующий по углу установки или высоте, то велик риск неправильной работы отсекателя или постоянный «недобор» газа, так как заборная трубка окажется короче.

Вопрос подбора мультиклапана, соответствующего баллону, остается на совести установщиков, которые прекрасно знают все тонкости. Но если вам вдруг придется когда-либо озаботится покупкой мультиклапана самостоятельно, в таблице приведены основные критерии подбора.

Варианты установки заправочного устройства

В месте с мультиклапаном зачастую в комплекте предлагается и выносное заправочное устройство (ВЗУ). И если здесь уже вопрос совместимости остается на втором плане, то стоит задуматься, где в вашем авто оно будет смонтировано. Типичные решения:

ВЗУ на кронштейне под задним бампером – просто, но не всегда практично. К примеру, при попытке «скрытого» монтажа под бампер у вас могут возникнуть сложности с заправкой, особенно если машина хорошо загружена.

ВЗУ врезное в бампер – часто используемый вариант, но не всегда эстетичный. В бампере делается отверстие для установки, а неокрашенная крышка ВЗУ сразу бросается в глаза.

ВЗУ в лючок бензобака – оптимальный вариант установки. Монтируется рядом с горловиной топливного бака, а для заправки используется специальный адаптер.

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Устройство мультиклапана ГБО – группа компаний Икар

Мультиклапан – это особое многофункциональное устройство, незаменимое для автомобилей с ГБО. Оно одновременно выполняет несколько функций. Мультиклапан в разговорном русском называют «мультиком» или «мультом». Это устройство является и датчиком, показывающим уровень газа, и запорной арматурой, и вещью, защищающей автомобиль от избыточного уровня давления внутри газового баллона, что делает его намного безопаснее.

Он состоит из четырёх систем, каждая из которых выполняет определённые функции. Эти системы:

  • Контрольная.
  • Запорная.
  • Предохранительная.
  • Исполнительная.

По названию систем, вы можете сразу понять все устройство мультиклапана ГБО – за что отвечает та или иная система.

Классификация мультиклапанов.

Классов всего два – «A» и «B». Различие между ними не очень большие: класс «А» имеет клапан избыточного давления, сбрасывающий во вне паровую фазу, если давление в баллоне сильно повышается. Мультиклапаны «В» класса, в свою очередь, такого клапана не имеют, из-за чего их категорически запрещается устанавливать на баллоны, куда вмещается более 50 л газа.

Мультиклапаны, предназначенные для установки на цилиндрические баллоны, всегда имеют вентиляционную коробку с гофрированным шлангом, диаметр которого составляет 3 сантиметра. Данный шланг осуществляет процесс выведения газовых испарений из багажника.

Мультиклапаны, предназначенные для установки на тороидальные баллоны внутри, располагаются в газовых баллонах, находящихся в месте углубления, предназначенного под запасное колесо.

Мультиклапаны, предназначенные для установки на тороидальные баллоны снаружи, устанавливают также внутрь газовых баллонов, но их горловина находится снаружи.

Основные выполняемые функции.

  • Производит заправку газа и распределяет его.
  • Выполняет ограничение давления внутри баллона, а также не дает заправить его более чем на 80%.
  • Способен полностью перекрыть подачу газа из баллона, если он очень быстро расходуется, такое бывает, когда газовая магистраль повреждается, и происходит утечка на промежутке пути от баллона до двигателя.
  • При необходимости (в опасных ситуациях, когда давление – более 25 атмосфер) выполняет аварийный сброс газа. Для данного действия имеется специальное приспособление – сапун.

Принцип работы мультиклапана.

Несмотря на многофункциональность, принцип работы простой. Всё начинается с момента, когда газ входит в баллон, после этого он давит на клапан, который упирается во втулку с вращающимся поплавком. Когда поплавок поднимается (при достижении определённого уровня давления), шток входит в специальную прорезь, вследствие чего перекрывает газу доступ.

После заправки клапан вытесняется к входному отверстию, вследствие чего перекрывает выход для газа.

Как выбирать мультиклапан ГБО.

Мультиклапан всегда подбирается под определённый баллон, установленный в вашем автомобиле. Это важно, потому что существуют тороидальные и цилиндрические баллоны, а мультиклапаны для них отличаются. Чтобы владельцы автомобилей с ГБО не путались, на всех мультиклапанах проставлена маркировка:

  • «Tor» – тороидальные баллоны.
  • «Cil» – цилиндрические баллоны.

Но это не все, что необходимо учитывать, потому что высота газового баллона тоже важна, как и высота мультиклапана. Лучше всего выбрать мультиклапаны ГБО класса «А». Несмотря на то, что вам придется заплатить немного больше, ваша жизнь будет в безопасности, ведь, как было сказано ранее, класс «А» имеет клапан избыточного давления.

Надежные производители, зарекомендовавшие себя.

  • Atiker.
  • BRC.
  • Tomasetto.
  • Lovato.

Эти производители давно на рынке мультиклапанов ГБО, их изделия являются лучшими в данном сегменте.

Если вы не знаете как подобрать мультиклапан ГБО под газовый баллон, сомневаетесь в своих силах или просто чего-то недопонимаете, то обратитесь в сервисный центр. Там вы сможете задать все интересующие вас вопросы профессионалам.

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о