Бензин на украине сегодня: «Все АЗС» — ціни на пальне в Україні – Почему бензин, «дизель» и автогаз становятся роскошью на Украине

Содержание

Почему бензин, «дизель» и автогаз становятся роскошью на Украине

МОСКВА, 6 июн — РИА Новости, Александр Лесных. В первый день лета вступили в силу ограничения на поставку российского топлива на Украину. Экспорт нефти запрещен полностью, а уголь, «дизель», бензин и сжиженные углеводородные газы (СУГ) можно продавать в соседнюю страну лишь по специальным разрешениям Минэкономразвития. Как Киев надеется выжить без нефти, угля и газа из России — в материале РИА Новости.

Почему бензин подорожает

Об ограничительных мерах в отношении Украины премьер-министр Дмитрий Медведев объявил 18 апреля. Это ответ на введенные в марте Киевом санкции против российских компаний, бизнесменов, политиков, депутатов и сотрудников силовых структур, которые, как утверждают украинские власти, причастны к инциденту в Керченском проливе.

Кроме того, киевское правительство объявило эмбарго на поставки из России продукции машиностроения, металлообработки, легкой промышленности. Общий объем ограничений, по оценкам российской стороны, только за прошлый год приблизился к 250 миллионам долларов.

Компрессорная станция компании Нафтогаз

16 мая 2019, 08:00

Киев готов разориться на закупках американского СПГ

По мнению экспертов, запрет поставок российской нефти для Украины наименее болезненный. Дело том, что сырая нефть там не очень нужна: в стране просто не осталось нефтеперерабатывающих заводов, за исключением единственного НПЗ в Кременчуге, принадлежащего группе «Приват» бизнесмена Игоря Коломойского.

С нефтепродуктами совершенно другая ситуация, поскольку потребности в бензине и дизельном топливе Украина на 80 процентов удовлетворяла за счет импорта из России, Белоруссии и Казахстана.

Официальной информации о квотах, установленных Минэнерго на июнь, нет. Украинские СМИ со ссылкой на источники в российских нефтяных компаниях утверждают, что «Роснефть» в этом месяце сможет продать Украине 50 тысяч тонн дизельного топлива вместо обычных 205 тысяч (средний показатель с января по май). Второй основной поставщик, «Лукойл», снизит экспорт с 20 до 14,9 тысячи тонн.

Таким образом, общий российский импорт сократится в три-четыре раза, из-за чего топливо подорожает. Антимонопольный комитет Украины (АМКУ) уже предупредил об этом, пригрозив участникам рынка «соответствующими мерами» за необоснованное повышение цен.

Не погазуешь

Пять лет назад 95-й бензин на Украине стоил 11 гривен за литр, сейчас — 30 гривен (почти 73 рубля по текущему курсу). Многие автовладельцы переоборудовали машины под сжиженный газ, который гораздо дешевле — 13,5 гривны (33 рубля). Сейчас, по данным Госстата Украины, продажи бензина и автогаза в стране примерно одинаковые: 97,6 тысячи тонн против 84,9 тысячи тонн соответственно.

Однако газ для автомобилей на Украину тоже поступает в основном из России, и на него также введены ограничения. Как сообщают украинские СМИ, июньская квота — 32 тысячи тонн (с января по апрель было 53,5 тысячи в месяц).

Вывеска НАК Нафтогаз Украины на административном здании в Киеве

27 мая 2019, 08:00

Почему МВФ пошел наперекор Вашингтону в украинском вопросе

В итоге сжиженный газ может стать для украинских автомобилистов такой же роскошью, как и бензин. По словам коммерческого директора «Укргаздобычи» Сергея Федоренко, закупочные цены в последнюю неделю мая уже выросли на треть — до 24,5 тысячи гривен за тонну.

Если информация о квотах на июнь подтвердится, в ближайшие дни автомобильный газ подорожает до 15 гривен за литр, превысив важную психологическую отметку — половину стоимости литра бензина.

«Рынок при всем желании не может позволить себе резких скачков. Два главных ограничителя — конкуренция и покупательская способность. Как только будет расти цена, в той же пропорции будут снижаться и объемы проданного продукта. А у нас зарабатывают в первую очередь на объемах, а не на высокой маржинальности. По автогазу также есть свое ограничение. Если цена на автомобильный газ превышает 50 процентов стоимости бензина, автогаз просто невыгодно покупать», — разъяснил эксперт топливного рынка Алексей Бобанец украинскому изданию «Обозреватель».

Замены не будет

Быстро найти альтернативу российскому топливу не получится, отмечают аналитики. Теоретически наиболее перспективный поставщик — Белоруссия с ее мощными НПЗ. Но белорусы и так почти полностью обеспечивают Украину бензином, и хватит ли у них мощностей еще и на «дизель» — большой вопрос. В любом случае белорусская нефтепереработка полностью зависит от российской нефти, так что украинские эксперты не советуют сильно рассчитывать на этот источник.

Конечно, можно закупать топливо в европейских странах: Польше, Румынии, Венгрии и Италии. Один танкер уже разгрузился в порту Одессы, еще два на подходе.

Однако это решит только проблему номинального дефицита бензина и дизеля. Цены на заправках продолжат расти из-за более дорогой логистики в сравнении с привычным маршрутом из соседней России. Не исключено, что в стране начнется кустарное производство топлива.

Продажа дизельного топлива в Екатеринбурге

3 июня 2019, 08:00

Что будет с ценами на бензин этим летом

Казахстан, поставляющий на Украину и нефтепродукты, и газ, тоже попал под ограничения: квоты предусмотрены и для транзита. Казахстанская компания «Тенгизшевройл» еще 24 мая прекратила отгрузку сжиженного газа — до получения соответствующих квот от российского Минэнерго. В прошлом году из Казахстана на Украину поступило 257 тысяч тонн сжиженного газа.

Импортировать автогаз из других стран нереально — нет инфраструктуры. «Потенциально по морю можно заместить российские и даже белорусские объемы дизельного топлива. Но заместить поставки сжиженного газа из России и Казахстана украинская морская инфраструктура не способна даже на 50 процентов», — отмечают аналитики «Консалтинговой группы А-95».

В результате летом украинских автолюбителей ждет неминуемый скачок цен на топливо. Однако это может оказаться мелочью по сравнению с эффектом для энергетики и металлургии страны от ограничения поставок угля. Только в прошлом году Украина импортировала из России более 15 миллионов тонн угля на 1,8 миллиарда долларов.

В конце мая заместитель министра энергетики России Анатолий Яновский сообщил, что компании подали много заявок на поставку угля на Украину, причем «объем этих поставок гораздо выше прошлогодних экспортных показателей». Но сколько заявок Минэнерго одобрило, неясно до сих пор.

В Украине дешевеет топливо. Сколько стоит заправить авто утром 28 декабря — новости Украины — Украина

Литр бензина стоит в среднем 27,20 грн.

На украинских АЗС средние цены на автогаз за неделю не изменились, бензин и дизель — дешевеет.

Читайте также:

Премьер Гончарук назвал дату, когда исчезнут все нелегальные АЗС

Литр бензина категории А-95 сегодня, 28 декабря, утром стоит в среднем 27,20 грн. В зависимости от заправок, цена на топливо колеблется от 24,45 грн до 29,95 грн.

Литр дизельного топлива обойдется водителям в среднем в 26,38 грн. Цены на АЗС отличаются от 22,95 грн до 29,80 грн.

Газ для автомобилей стоит в среднем 12,39 грн. Минимальная стоимость на сетевых АЗС — 11,19 грн, максимальная — 13,59 грн.

Средние цены на горючее на украинских АЗС в гривнах за литр

Горючее

08.09.16

01.12.16

20.06.17

28.12.17

15.12.18

08.12.19

28.12.19

Бензин А-95

22,39

23,28

25,22

28,90

29,99

28,89

27,20

Дизтопливо

18,49

20,60

22,74

26,29

29,64

27,18

26,38

Автогаз

11,50

12,15

10,40

12,75

13,81

12,19

12,39

Ранее эксперт рассказал, когда России грозит полная потеря дизельного рынке Украины. Нам советуют наращивать поставки из ЕС и развивать рынок авто на альтернативных видах топлива.

Видео Бензин дешевеет: нефтяные трейдеры пообещали отреагировать на подорожание гривны

На некоторых сетевых АЗС уже поменяли цифры на табло. Однако, до рекомендованной властью цифры — 25 гривен 60 копеек, пока все равно не дотянули. Средняя стоимость 95 бензина сейчас 27,62. По сравнению со вчерашним днем, это дешевле на 58 копеек.    

Бензин дешевеет: нефтяные трейдеры пообещали отреагировать на подорожание гривны

В Украине дешевеет бензин и дорожает автогаз

Цены бензина А-92 и дизтоплива на ОККО и WOG опустились до 28,49 грн/л, А-95 — до 29,49 грн/л

Из открытых источников

За минувшие выходные цены на бензины и дизельное топливо на станциях сети ОККО, WOG, Amic и «Автопорт» опустились на 20 коп./л. Об этом сообщает Консалтинговая группа А-95. 

Отмечается, что цена бензина А-92 и дизтоплива на ОККО и WOG опустились до 28,49 грн/л, А-95 — до 29,49 грн/л.

Больше всего цены упали в сети «Укр-Петроль» — на 30 копеек за А-92 и А-95. 

Цены на автогаз повышаются. Так, на 14 коп. газ вырос в сети SOCAR — до 13,67, «Рур груп» подняла цены на 10 коп. — до 11,79. 

Напомним, 5 декабря Антимонопольный комитет направил обязательные рекомендации WOG, ОККО, Ukrnafta, AMIC, Shell, SOCAR, UPG и Glusco снизить стоимость бензина и дизтоплива. По словам министра экономики Тимофея Милованова, министерство изучает ситуацию на рынке розничной торговли топливом и будет принимать меры. ОККО и WOG начали снижать цены на топливо 5 декабря. За два дня бензин и ДТ в этих сетях подешевел на 30 коп./л. К ним присоединились и другие операторы.

Новости по теме: Крупные сети снизили цены на бензин и дизтопливо

Премьер-министр Украины Алексей Гончарук заявил, что по расчетам, цена должна снизиться на 2 гривны. Он отметил, что цена топлива очень привязана к гривне, поэтому с ее укреплением цены бензина должны также снижаться. Премьер отметил, что сейчас наблюдается удешевление бензина на 30-80 копеек, но он назвал это уменьшение абсолютно неадекватным.

Новости по теме: Украинские бензин и дизель должны подешеветь в ближайшее время, — Герус

Для снижения цен на топливо, по его мнению, нужно стимулировать конкуренцию на рынке.

Цены на бензин: эксперты дали прогнозы,

Более трех недель цены на топливо в Украине падали, и вот уже несколько дней они держатся на одной отметке. Эксперты считают, что потенциал уменьшения цен уже исчерпан, однако они так и не достигли уровня, озвученного президентом Украины Владимиром Зеленским.

Почему топливо больше не дешевеет и что будет с ценами на него в ближайшее время читайте в материале OBOZREVATEL.

Что случилось с ценами на топливо

Еще 23 декабря президент Украины Владимир Зеленский встретился с нефтетрейдерами и предложил им снизить цены на топливо за счет уменьшения скидок по программам лояльности. Взамен им пообещали бороться с нелегальными заправками, которые мешают здоровой конкуренции.

Рынок откликнулся и цены начали падать уже на следующий день. Обвал был постепенным и продолжался вплоть до 8 января. За все это время ключевые позиции топлива потеряли по полторы гривни в цене:

  • А-92: минус 1,54 грн/л. Нынешняя средняя цена – 26,14 грн/л;

  • А-95: минус 1,56 грн/л. Нынешняя средняя цена – 27,17 грн/л;

  • Дизтопливо: минус 1,46 грн/л. Нынешняя средняя цена – 26,70 грн/л.

Стоит отметить, что на встрече с Зеленским им была озвучена другая цифра – 1,1 доллар за литр бензина (26,33 грн/л). Следовательно, А-95 не добрал до озвученной отметки еще 84 копейки. Однако, по мнению экспертов, дальнейшего падения цены пока ждать не стоит.

Динамика цен на топливо в Украине

Динамика цен на топливо в Украине

Консалтинговая группа А-95

Почему цены на бензин перестали падать

Эксперты выделяют три основные причины того, что падение цены на бензин остановилось.

  • Ослабление гривни;

  • Кризис поставок нефти в Беларуси;

  • Подорожание нефти.

В конце года гривня активно укреплялась, и это называли одной из причин снижения цены. Однако в новом году доллар пошел вверх, уже достиг отметки в 24 гривни, и повлиял на остановку снижения цены на бензин.

Цены на бензин перестали падать

Цены на бензин перестали падать

Еще одним немаловажным фактором, по заявлению специалистов «Консалтинговой группы А-95», стала ситуация в Беларуси. Там нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) еще не достигли договоренностей с Россией по поставке нефти и были вынуждены ограничить экспорт нефтепродуктов. Из-за этого оптовое предложение в январе было ограничено одним-единственным заводом – Кременчугским.

Третий фактор – цена на саму нефть. В среднем сейчас она торгуется более чем по 65 долларов за баррель, а в период с 3 по 8 января её цена подскакивала и до $70/баррель. По словам директора Института энергетических исследований Дмитрия Марунича, на это повлияло обострение ситуации в Иране – в частности, убийство Сулеймани, атака иранцев на американские базы и крушение украинского Boeing.

«На украинский рынок это никак не повлияло, но повлияло на цены на нефть. Учитывая, что ситуация там пока не нормализуется, то очевидно, что эти значения будут сохраняться на протяжении некоего периода», – рассказал OBOZREVATEL Марунич.

Смотрите видео по теме:

Что будет дальше?

Сейчас ситуация, по мнению экспертов, стабилизировалась, и пока цена не будет меняться ни вверх, ни вниз.

«Падение цен в декабре базировалось на укреплении гривни, профиците всех марок топлива и стабильности мировых котировок. В январе ситуация изменилась по всем пунктам, что будет диктовать трейдерам необходимость взять паузу до появления ясности с ключевыми факторами ценообразования.

Спрогнозировать сейчас можно только то, что цена расти не будет. Есть запас прочности у АЗС. В остальном все будет зависеть от массы факторов, которые невозможно предсказать», – сказал OBOZREVATEL директор «Консалтинговой группы А-95» Сергей Куюн.

Такого же мнения придерживается и Дмитрий Марунич – он уверен, что колебаний не будет, если только не произойдет что-то внезапное и глобальное.

«Скорее всего, дальнейшего снижения цен не будет. И роста пока не предвидится. Если курс нацвалюты будет относительно стабилен, не разовьется какая-то большая война на Ближнем Востоке и нефть не будет дорожать, то я пока не вижу предпосылок для роста», – сказал эксперт.

Подпишись на наш Telegram. Присылаем лишь «горящие» новости!

Цены на бензин в Украине в евро

Поделиться

Поделиться

Поделиться

Вы находитесь на странице, посвященной ценам на бензин в Украине в евро. Цены на топливо, бензин, дизель и газ, представлены в евро и обновляются каждый день.

ГОРОДВАЛЮТААИ-92АИ-95АИ-98ДИЗЕЛЬГАЗ
ВинницаEUR0.850.890.860.36
ДнепропетровскEUR0.850.880.870.36
ЖитомирEUR0.850.880.860.35
ЗапорожьеEUR0.850.890.880.38
КиевEUR0.850.880.840.35
ЛьвовEUR0.860.90.870.37
НиколаевEUR0.860.890.870.37
ОдессаEUR0.850.880.850.39
ПолтаваEUR0.860.890.870.38
СумыEUR0.830.860.850.38
ХарьковEUR0.830.860.830.36
ХерсонEUR0.840.880.860.37
ХмельницкийEUR0.850.890.870.36
ЧеркассыEUR0.850.890.870.37
ЧерниговEUR0.850.880.880.34
ЧерновцыEUR0.860.890.880.36

Цены на бензин в России

Цены на бензин в Европе

Цены на бензин в Мире

Поделиться

Поделиться

Поделиться

Откуда в Украину поступает дизельное топливо и почему оно такое дорогое?

Зависимость от России осталась: Как изменилась география поставок соляры в Украину

112.ua

В сентябре после остановки единственного нефтепродуктопровода «Прикарпатзападтранс» вследствие введения спецпошлины объемы поставок дизтоплива через украинские порты выросли до рекордных значений. При этом морские поставки все еще не играют решающей роли на рынке: главным поставщиком соляры для Украины стала Беларусь, которая производит нефтепродукты из российской нефти (за последние месяцы доля этой страны выросла почти до 50% украинского рынка). В итоге от российской зависимости украинский рынок ДТ не избавился, но за счет удорожания логистики стал получать дизтопливо с большей себестоимостью, говорят эксперты. По их словам, на нынешнем этапе властям удается сдерживать рост цен, в том числе и «ручными методами», но не исключено, что дополнительные затраты в конечном счете лягут на плечи потребителей, что отразится в стоимости товаров, услуг и снижении уровня жизни населения, а также снижения транзитного потенциала страны.

География поставок дизеля изменилась

Поставки морских партий продукта в южные порты Украины в сентябре выросли более чем в два раза по сравнению с августом, до 131,5 тыс. т. Объем дизтоплива, прошедший таможенное оформление в портах, достиг исторического рекорда. Для сравнения: за первые 6 месяцев года по морю было поставлено всего 162 тыс. т, сообщило на днях авторитетное отраслевое издание Argus. Больше всего топлива поступило из Греции: 41,6 тыс. т, или на 19,4 тыс. т больше, чем в августе. В сентябре на рынок страны также был ввезен продукт из Болгарии, Израиля, Индии, Италии, Туркменистана и Турции. Причем Израиль стал новой страной поставок в Украину – до сентября практики ввоза ДТ оттуда не было. При этом поставки через порты все еще не играют определяющей роли для рынка. Осенью импорт через порты составлял около 20% баланса рынка, уточнили в пресс-службе «Галнафтогаз».

Новости по теме

Увеличение морских поставок связано с прекращением прокачки дизтоплива из России по нефтепродуктопроводу «Прикарпатзападтранс». Это стало следствием введения в августе правительством Украины импортной пошлины на такие отгрузки, говорится в сообщении Argus.

Как известно, по нефтепродуктопроводу поставлялось более 40% всего дизтоплива, потребляемого в Украине. «До остановки трубопровода российское дизтопливо, поставляемое по этому маршруту (нефтепродуктопроводу), было дешевле, чем из других источников. Но в сентябре (в августе еще наблюдался баланс на рынке) начался дефицит продукта, и цены, преимущественно спекулятивно, сильно выросли. При этом стерлись различия в ценах – дизтопливо из любого источника стоило приблизительно одинаково.Ныне стоимость ДТ на юге Украины ниже, чем в других регионах, из-за избытка продукта, который активно ввозился танкерами в порты Украины», — сказал 112.ua корреспондент «Argus Нефтепродукты Украины» Михаил Калюкин.

Таким образом, до введения спецпошлины первое место в поставках ДТ в Украину занимала Россия. По данным Argus, в I полугодии из страны было ввезено 1,41 млн т из общего объема импорта 2,8 млн т, причем в сравнении с аналогичным периодом 2018 года поставки выросли на 21%. Как уже говорилось, основной объем качался по нефтепродуктопроводу. Второе место принадлежало Беларуси (1,04 млн т), третье – Литве 183 тыс. т. На морские поставки в общем объеме импорта в I полугодии приходилось 5,6%. Однако уже в июле — сентябре наметилась обратная тенденция. Импорт ДТ через порты активно растет, что обусловлено остановкой поставок по трубопроводу («Прикарпатзападтранс»), отметил Михаил Калюкин.

И хотя российское дизтопливо продолжает поступать в Украину по железной дороге (терминал в Гомеле, который является одним из пунктов налива на нефтепродуктопроводе), по итогам ІІ полугодия на первое место в объемах поставок может выйти Беларусь. По данным участников рынка, доля этой страны в объеме импортных поставок, на которые в І полугодии приходилось 88% рынка, сейчас превышает 50%.

Почему ввели пошлины на трубопроводные поставки?

На момент введения пошлины на трубопроводные поставки украинские власти прекрасно понимали, что те являются самым дешевым ресурсом за счет логистики, рассказал высокопоставленный чиновник из команды президента Владимира Зеленского. В то же время «ЗеКоманда» была обеспокоена тем, что за три последних года поставки по трубе выросли с нуля до практически 45%, и это откусывало значительные доли у поставок с других направлений. «Параллельно россияне начали нас пугать тем, что введут санкции. Появилось требование о спецразрешениях. В начале мая их не выдавали, затем начали выдавать. Одним словом, 45% — это перебор в поставках страны, которая к нам недружественна», — заявил он.

В Кабмине уже экс-премьера Владимира Гройсмана, а именно он принимал решение о пошлине для трубопроводных поставок, за нее проголосовали Владимир Омелян и Арсен Аваков. Против были Степан Кубив и Игорь Насалик. Собеседник признает, что в новой власти все понимали, что результатом такого решения может стать ажиотажный рост цен. По этой причине было принято решение опубликовать решение только после 2-го тура президентских выборов – 22 июля.

Новости по теме

«Действительно, после введения пошлины и остановки нефтепродуктопровода оптовые цены ДТ существенно выросли. При этом розничные цены остались неизменными. В частности, мелкооптовая цена дизтоплива за первые две недели сентября прибавила почти 4 грн на каждом литре (почти 20% от цены)», — рассказал 112.ua директор НТЦ «Психея» Сергей Сапегин. Он подчеркнул, что розничный рынок повел себя довольно странно, поскольку цены на АЗС остались неизменными «несмотря не только на рост цен в опте, но и на высокие риски снижения объемов ресурса и дисбаланса рынка». «С одной стороны, потребителя не может не радовать ценовая стабильность. Однако, с другой стороны, единственным логичным объяснением такой стабильности могут быть тайные договоренности между правительством и ведущими компаниями, имеющими значительную рыночную власть. Тем более что запас прочности у операторов рынка для удержания цен на таком высоком уровне более чем достаточный», — сказал эксперт.

Власти также подстраховались и на уровне межправительственных договоренностей. По словам высокопоставленного источника, команда Зеленского искала решения, которые бы позволили не допустить ажиотажного роста цены на ДТ, и один из участников рынка посоветовал, чтобы Зеленский поговорил с президентом Беларуси Александром Лукашенко. На переговоры выехала правительственная делегация. В результате переговоров Беларусь согласилась перенести сроки ремонта Мозырского НПЗ (основного поставщика дизтоплива и бензина в Украину), а также увеличить объем поставок на 20%.

«После остановки трубопроводных поставок дизтоплива из РФ, которые, безусловно, были самыми дешевыми, на украинском рынке возникла напряженная ситуация: власти не исключали, что многие захотят ею воспользоваться, чтобы получить дополнительные заработки от ситуации с возможным дефицитом и спекулятивным ростом цены. В это время президент Владимир Зеленский провел переговоры с президентом Беларуси Александром Лукашенко, после чего в Минск вылетела правительственная делегация. Стоит отметить, что ситуация осложнилась тем, что в конце августа на плановый ремонт должен был уйти Мозырский НПЗ и также был остановлен для ремонтных работ Шебелинский ГПЗ, который поставлял на рынок около 10 тыс. т ДТ в месяц», — рассказал 112.ua директор по коммерческим вопросам «Укргаздобычи» Сергей Федоренко.

Он уточнил, что по итогам поездки группа «Нафтогаз» заключила договора на поставку электроэнергии, а также дизтоплива, где трейдером выступила УГД, которая должна была оперативно предложить ресурс на рынке и сбить панические настроения. На переговорах белорусской и украинской делегации также были достигнуты договоренности, согласно которым ремонт Мозырского НПЗ был отложен до конца сентября. Стоит отметить, что для обеспечения поставки электроэнергии из Беларуси была принята скандальная «поправка Геруса», которая сделала возможной импорт электроэнергии по двусторонним договорам из России, что, по словам экспертов, поставило под угрозу энергетическую безопасность Украины.

По контракту на поставки дизтоплива, который был заключен между украинской «Укргаздобычей» и белорусской БНК до конца 2019 года, госкомпания стала поставлять в Украину около 20 тыс. белорусского дизтоплива в месяц, что соответствует около 5% от объема всего рынка дизтоплива. В компании отметили, что это был ее первый с 2014 года опыт в качестве трейдера. Федоренко подчеркнул, что операция имела коммерческий смысл, ведь госкомпания быстро производила отгрузки всем желающим, в том числе отгружала и «Укрзализныце» и продавала топливо по рыночной цене. «Я не склонен переоценивать роль «Укргаздобычи» в преодолении кризиса, который мог возникнуть после ухода с рынка порядка 40% поставляемого по трубопроводу топлива, но в том числе благодаря им удалось не допустить искусственного дефицита и, соответственно, спекулятивного роста цен», — сказал Федоренко.

Как отмечалось, с учетом поставок УГД и ввоза дизтоплива из Белоруссии негосударственными трейдерами доля этой страны на украинском рынке уже выросла до более 50%, что также, по словам экспертов, представляет определенные риски.

«Белорусские нефтепродукты, которые заняли освободившуюся нишу оптовых поставок дизельного топлива, производятся из той же российской нефти. Таким образом, мы опять не смогли изменить географию первичного происхождения энергоресурсов», — сказал Сергей Сапегин. Кроме того, определенный риск представляет то, что в прошлом уже были прецеденты остановки поставок топлива из Беларуси, что ставило Украину перед угрозой ажиотажного роста цен (но тогда в качестве альтернативы были российские поставки). Так, очередной раз поставки останавливались в апреле. Тогда ограничения на поставку автотоплива из страны были введены, чтобы не спровоцировать его дефицит на внутреннем рынке в связи со снижением до минимума объемов переработки на крупнейших белорусских НПЗ. Причиной стало резкое ухудшение качества российской экспортной нефтяной смеси Urals, поступающей транзитом в участок магистрального нефтепровода ОАО «Гомельтранснефть Дружба». Украинский рынок отреагировал резким ростом цен на ДТ, вслед за которым подтянулись бензин и автогаз.

Что будет с ценами на дизтопливо в Украине?

«За счет удорожания логистики украинский топливный рынок получил дизтопливо с большей себестоимостью. Если эти дополнительные затраты в конечном счете лягут на плечи конечных потребителей, это отразится в стоимости товаров, услуг и снижении уровня жизни населения, а также снижения транзитного потенциала страны», — отмечает Сапегин.

Фактором риска остаются проблемы в портах. Директор «А-95» Сергей Куюн подчеркивал, что государство потеряло рычаги влияния на ситуацию в портах: «Если до аннексии Крыма у нас была мощная нефтеперевалка в Феодосии, то сейчас эта отрасль, по сути, монополизирована группой «Приват». В качестве выхода из ситуации он называл создание на базе «Укртранснафты» мощностей по перевалке нефтепродуктов. Не добавляют стабильности и регулярные сообщения об остановке танкерных партий по причине якобы превышения допустимых показателей (в частности, серы) в привезенных ими партиях дизеля. Порты и доставка грузов из них остаются «узкими горлышками» и из-за «Укразализныци». «Например, когда возникла потребность в перевозке больших объемов топлива по железной дороге, УЗ оказалась не готова к этому. Была явная нехватка вагонов-цистерн, локомотивов, персонала. На таможне также был несколько затянут процесс оформления топлива», — сказали 112.ua в пресс-службе «Галнафтогаза».

Есть еще один фактор риска: власти не исключают введения пошлин и на поставки ДТ из России вагонами. При этом высокопоставленный источник дал понять, что спецпошлина на трубопроводные поставки в ближайшее время отменена не будет, так как трейдеры уже законтрактовали большие объемы более дорогого, чем российский, ресурса с альтернативных направлений.

«Не думаю, что в ближайшее время пошлину отменят, даже с учетом сомнительной пользы ее влияния на рынок. Признавать собственные ошибки трудно. Кроме того, новое отраслевое министерство находится в стадии реформирования, и у чиновников, как снежный ком, растет число нерешенных проблем и документов. В таких условиях не следует питать оптимизма относительно их эффективной работы», — сказал Сапегин.

Но если в ближайшее время не произойдет форс-мажоров в виде резкого всплеска цен на нефть в мире или сокращения-остановки поставок дизеля из Беларуси, предпосылок для роста цен не будет, отмечают эксперты.

«При сохранении стабильности европейских котировок и валютного курса дизтопливо будет продолжать дешеветь в ближайшие недели. Маржа трейдеров по-прежнему очень высока (сформированная еще в сентябре из-за дефицита), а нехватки топлива уже нет, поэтому сейчас идет борьба за клиента, в которой компании пытаются снижением цен и скидками добиться роста продаж», — сказал Михаил Калюкин из Argus.

«Действительно, наш внутренний рынок сверхпремиальный. У операторов есть достаточный запас для снижения цены. Насколько велик этот запас? Вы будете удивлены. Розничная цена на дизтопливо может быть ниже текущей на 4-5 грн на одном литре. И это касается не только дизтоплива, но и высокооктановых бензинов. Реализуется ли этот потенциал снижения цены для конечного потребителя? Думаю, что нет. Дело в том, что неэффективность рынка компании покрывают за счет высоких цен для конечного потребителя. По оценкам Центра «Психея», в Украине количество АЗС в 4,5 раза превышает потребности. Это все – лишняя инфраструктура, содержание которой кто-то должен оплачивать. Кроме того, снижающиеся проливы через АЗС трейдеры компенсируют более высокой маржей, о которой мы говорили выше. Все эти затратные составляющие перекладываются на плечи конечного потребителя», — говорит и Сергей Сапегин.

Эксперты неоднократно подчеркивали, что улучшить ситуацию мог бы рост внутреннего производства дизтоплива в Украине, на которое по итогам I полугодия приходилось всего 12% рынка. «Действительно, Украина могла бы нарастить объемы нефтепереработки. В свое время Украина производила нефтепродуктов больше, чем потребляла, и являлась их экспортером. После решения в суде вопроса собственности Одесского НПЗ могут быть использованы и его мощности», — сказал Сапегин. Однако же на деле украинские заводы продолжали сокращать объемы производства. Единственными действующими производителями дизтоплива в Украине остаются Кременчугский НПЗ и Шебелинский ГПЗ (недавно запустился в работу после планового ремонта).

Власти же, несмотря на все громкие воззвания о необходимости возрождать отечественное производство нефтепродуктов, продолжают бездействовать. Хотя, как заверил Сергей Сапегин, «вопрос снижения зависимости от российских нефтепродуктов за счет увеличения собственной добычи нефтяного сырья (на первом этапе – импорта нефти) и наращивание объемов нефтепереработки на украинских мощностях в настоящее время активно прорабатывается в профильном министерстве и будет учтен в Концепции развития топливного рынка и нефтеперерабатывающей промышленности Украины».

Елена Голубева

Эксперты: Украину ждет дефицит топлива и взрывной рост цен на бензин

Украинские эксперты по энергетике обсудили текущее состояние важнейшей отрасли экономики — нефтепереработки — и пришли к грустным выводам. Во-первых, пять из семи украинских заводов, способных производить горючее, сегодня закрыты, и в обозримом будущем их работа вряд ли будет восстановлена. Во-вторых, оставшиеся два НПЗ контролируются жадным и непредсказуемым олигархом Игорем Коломойским, который недавно потребовал от властей резко ограничить импорт готовых нефтепродуктов из России и Белоруссии. В-третьих, к осени Украину ожидает новый скачок цен на бензин и дизтопливо, уже сегодня слишком дорогих для большинства украинцев. Корреспондент Федерального агентства новостей (ФАН) выслушал унылые прогнозы топливных экспертов.

В первую очередь аналитики констатировали — из семи некогда успешных НПЗ на Украине сегодня осталось лишь два действующих завода. Причем «умершие» нефтезаводы восстанавливать либо невозможно, либо чрезмерно дорого. Так, завод «Роснафта» в Лисичанске, по словам украинских аналитиков, не только «устарел морально и технологически», но и находится всего лишь в 20 километрах от линии фронта в Донбассе. Поэтому вариант с его реконструкцией украинские власти даже не рассматривают.

Нефтезаводы группы «Приват» в городах Дрогобыч и Надвирна — откровенно старые, глубина переработки нефти на них составляла менее 45%. На то, чтобы модернизировать каждый из них, требуется не менее 700-800 миллионов долларов.

Еще печальнее ситуация с нефтезаводами «Континиум» в Херсоне и «Держава» в Одессе — на модернизацию каждого из них требуется не менее миллиарда долларов (которые в сегодняшней Украине взять просто неоткуда), а также 3-5 лет кропотливой работы.

При этом эксперты отметили — главной причиной закрытия большинства украинских НПЗ стало расторжение в 2016 году подписанного с Россией соглашения об эксплуатации нефтепроводов в Европу. Но в сегодняшней Украине говорить об этом не любят, предпочитая просто «не замечать» эту тему.

Напомним, в феврале 2016 года участки нефтепроводов, проходящие по территории Украины, были проданы российской «Транснефтью» швейцарской компании International Trading Partners AG. А выход РФ из соглашения зафиксировал потерю Киевом возможности транзита российских нефтепродуктов в ЕС, а также сотен миллионов долларов от этого транзита.

Стоит напомнить — как и в газотранспортной сфере, Украина получила от СССР богатое наследство в виде нефтяных «ниток» в Европу. В систему магистральных нефтепроводов входили три крупных предприятия на юге, юго-востоке и северо-западе Украины. Общая протяженность украинских труб составляла 4700 км, а их пропускная способность — 114 млн тонн в год. Самым известным «умершим» объектом стал нефтепровод «Дружба», который в СССР был «ударной стройкой века».

До 2000 года объемы прокачки нефти по украинским трубам еще составляли 65 млн тонн в год, из них транзитом в Евросоюз поставлялось около 53 млн тонн. Однако после госпереворота в 2014 году объемы нефтяного транзита начали резко падать (в 2016-м — всего семь млн тонн). Сегодня, по словам аналитиков, эти трубы фактически превратились в металлолом, приносящий Киеву одни убытки.

Как признают эксперты, сегодня худо-бедно работают лишь принадлежащие олигарху Коломойскому Кременчугский НПЗ и Шебелинский ГПЗ. Впрочем, на Украине знают — от Коломойского можно ожидать любых сюрпризов и доверять ему нельзя. Так, в 2014 году олигарх по собственной прихоти откачал из нефтепровода, обеспечивавшего Кременчугский и Лисичанский НПЗ, технологическую нефть, чтобы произвести топливо для ВСУ. В итоге два огромных предприятия надолго остались «на голодном пайке», большинство мощностей на них просто вышло из строя.

Итог закономерен — по данным консалтинговой группы «А-95» в 2017 году импортные бензин и дизтопливо, поставляемые из РФ и Белоруссии, занимали более 60% украинского рынка.

Эксперты, хорошо помнящие, как относительно недавно Украина сама почти полностью обеспечивала свои потребности в горючем, сегодня говорят — мол, «ситуация улучшилась». Кременчугский НПЗ и Шебелинский ГПЗ впервые за четыре года смогли отвоевать себе долю в 21% местного рынка нефтепродуктов. Как ни крути — большое достижение.

«Ситуация в украинской нефтепереработке откровенно плачевная, и ее необходимо как можно быстрее исправлять, — считает глава Нефтегазовой ассоциации Украины (НАУ) Дмитрий Кулик. — Весь вопрос, как именно это надо делать. Модернизация перерабатывающей отрасли — весьма дорогой и долгий процесс, и украинские власти должны бы смотреть на несколько шагов вперед. В те же Херсонский и Одесский НПЗ нужно вложить по миллиарду долларов за 3-5 лет — значит, этот процесс стоило бы начинать уже сейчас».

Сегодня дефицита бензина и дизтоплива на украинском рынке нет, но только потому, что страна диверсифицировала их поставки из соседних стран, говорит эксперт.

Впрочем, по словам Дмитрия Кулика, дефицит на украинском рынке топлива вскоре все же может возникнуть — в случае, если Киев утвердит инициативу компании «Укртатнафта» Игоря Коломойского. В конце марта олигарх призвал чиновников ограничить ввоз на Украину импортного топлива из РФ и Белоруссии. Среди аргументов Коломойского — поддержка местного производителя, забота о потребителях, защита национальных интересов и, конечно, «снижение зависимости от страны-агрессора».

Коломойский предложил ввести с 1 мая для топлива из стран-соседей квоту в 30% украинского рынка. Импорт бензина и дизтоплива свыше этой квоты, по предложению олигарха, нужно обложить спецпошлиной — в 29,3% на бензины, и в 30,7% на дизтопливо.

Инициатива хозяина «Укртатнафты» вызвала негодование в Нефтегазовой ассоциации Украины. Там уверены — в случае, если власти пойдут на поводу у Коломойского, вскоре украинский рынок нефтепродуктов будет монополизирован.

«То, что предлагает властям руководство «Укртатнафты», — это просто монополизация рынка, которая позволит исправить ситуацию лишь для одного игрока, — указывает Дмитрий Кулик. — При этом «заградительные меры» от олигарха могут уже к осени создать на Украине дефицит горючего примерно в 30% рынка. А цена литра бензина может из-за этого скакнуть как минимум на пять гривен. Это будет иметь самые печальные последствия как для экономики государства, так и для уровня жизни его граждан».

При этом входящие в НАУ крупнейшие поставщики топлива заявляют — падение переработки нефти на Украине вызвано не засильем импорта, а отсутствием инвестиций в модернизацию НПЗ.

«Власти страны фактически не вкладывали в отрасль ни копейки со времен распада СССР, и при этом эксплуатировали ее, как говорится, в хвост и в гриву, — рассказал глава консалтинговой группы «А95» Сергей Куюн. — Сначала это привело к отставанию по качеству, а впоследствии — к убыточной экономике в производстве собственного топлива. В итоге мы имеем весьма печальную ситуацию — большую часть готового топлива Украина закупает за границей, а оставшиеся мощности находятся в руках непредсказуемого человека с сомнительной репутацией [Коломойского — прим. ФАН]».

«К тому же сегодня украинское государство практически не контролирует топливный рынок страны, — говорит Дмитрий Кулик. — Только в 2017 году был создан орган, призванный контролировать качество топлива на Украине. Но даже он пока толком не работает — видимо, находится «в стадии становления». Огромная часть топливного рынка страны находится в теневом секторе, который создал сразу несколько схем увода больших объемов топлива от налогов. Государству только предстоит навести порядок в этой сфере».

«Но проблема в том, что власти вовсе не спешат этим заниматься», — резюмирует аналитик.

Конечно, закупать топливо для украинских НПЗ можно и на мировом рынке — что, правда, сильно бьет по карману и государства, и рядовых украинцев. Но из-за неэффективности производства и устаревших технологий — даже при относительно низких ценах на нефть — украинские заводы неконкурентоспособны. Единственным способом поддержки их на плаву, а также дальнейшего развития было привлечение российских инвесторов и бесперебойное обеспечение страны нефтью из России. Однако, как отмечают эксперты, «экономические интересы Украины никогда не были приоритетом украинских властей». Поэтому о серьезном улучшении ситуации в перерабатывающей отрасли Украины пока не приходится и мечтать. В связи с этим уже осенью Украину ждет дефицит топлива и взрывной рост цен на бензин, что чревато социальными потрясениями, предрекает большинство экспертов по энергетике.

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о