Бтр 4 украинский: БТР-4 — Википедия – Украинский бронетранспортер БТР-4 – удар по самолюбию отечественных «оборонщиков»

Украинский бронетранспортер БТР-4 – удар по самолюбию отечественных «оборонщиков»

Большая часть предприятий советского ОПК после развала СССР досталась России. Второй по значению военно-промышленный потенциал получила Украина. С тех пор украинские успехи на мировом рынке вооружений крайне болезненно воспринимаются в Российской Федерации.

В частности, гордость нашей «оборонки» весьма задела перспектива международных контрактов на поставку созданного в начале 2000-х годов в Харькове колесного бронетранспортера БТР-4, предлагаемого на экспорт под звучным именем «Буцефал». Что же представляет собой эта машина и почему в борьбе за иностранные заказы она теснит отечественные аналоги?

Вот он каков

Как правило, все едкие комментарии российской стороны относительно успехов украинского оружия сводились и сводятся к одному – ничего нового «оборонщики» соседней страны сделать не могут, торгуют техникой еще советских времен. Можно подумать, Россия продает что-то другое. Танк Т-90 такой же российский, как Т-80УД – украинский. Оба – советские.

Украинский бронетранспортер БТР-4 – удар по самолюбию отечественных «оборонщиков»

В наших СМИ нередко встречаются высказывания, что БТР-4 также не принадлежит к числу новых разработок: это, мол, всего лишь развитие БТР-80. Авторы подобных утверждений скорее всего просто не знают, о чем пишут. Развитием БТР-80 является совсем другой бронетранспортер – БТР-3.

Прототип БТР-4, созданный в ХКБМ имени А. А. Морозова в рамках ОКР «Ладья», впервые продемонстрировали на выставке «Аэросвiт» в 2006 году. Под обозначением БТР-4Е 24 июля 2012 года машина была принята на вооружение украинской армии.

БТР-4 – плавающий бронетранспортер с колесной формулой 8×8. Предназначен для транспортировки личного состава мотострелковых подразделений и их огневой поддержки в бою. Максимальная боевая масса – 17,5 тонны, с дополнительной бронезащитой – до 25 тонн. Экипаж – три человека: командир, оператор, водитель. Десант – 7–9 человек. Дизельный двигатель ЗТД мощностью 500 лошадиных сил обеспечивает максимальную скорость движения по шоссе 110 километров в час, на плаву – 10 километров в час, запас хода по топливу – 690 километров. БТР оснащен дистанционно управляемым модулем вооружения «Парус», в состав которого могут входить 30-мм автоматическая пушка, спаренный с ней 7,62-мм пулемет, 40-мм автоматический гранатомет, ПТРК «Барьер» с четырьмя ПТУР (максимальная дальность стрельбы – пять километров). Предусмотрена возможность оснащения машины другими боевыми модулями, например «Гром», «Шквал» или БАУ-23. Бронетранспортер приспособлен для использования в условиях применения противником оружия массового поражения.

БТР-4 производится в версиях командирской (БТР-4К), командно-штабной (БТР-4КШ), разведывательной (БРМ-4К), ремонтно-эвакуационной (БРЭМ) машины, а также машины огневой поддержки (МОП-4К), санитарно-эвакуационной (БСЭМ-4К) и других.

Главная же особенность «Буцефала» – широко распространенная во всем мире компоновочная схема, принципиально отличающаяся от принятой в качестве базовой при создании советских колесных бронетранспортеров. В передней части находится отделение управления, в средней – моторно-трансмиссионное, а в задней расположены боевое и десантное отделения. Такая компоновка обеспечивает более безопасный выход десанта из машины под огнем противника. Дистанционно управляемый модуль вооружения позволяет оператору вести огонь, оставаясь внутри корпуса БТР.

При необходимости боевое и десантное отделения без изменения компоновочных решений по силовой установке и трансмиссии быстро трансформируются для создания широкого семейства боевых машин. Не лишним будет упомянуть, что такая компоновка принята в качестве стандартной в странах блока НАТО.

Договоренности и намерения

В декабре 2009 года Ирак подписал контракт с Украиной о поставке 420 «Буцефалов»: 270 в варианте БТР-4 с боевым модулем «Парус», 80 командирских машин БТР-4К, 30 командно-штабных БТР-4КШ, 30 санитарных БСЭМ-4К и 10 ремонтно-эвакуационных БРЭМ-4. В конце 2010 года отправка первой партии бронетранспортеров из-за проблем с орудиями была задержана, после чего машины 1 и 2-й партий слили в одну.

В сбое виновна не столько украинская сторона, сколько иракская. Специалисты из Ирака не приехали на тестовые испытания, а затем и вовсе попросили перенести сроки приемки «Буцефалов» на более поздние. Первая объединенная партия (26 машин) прошла приемку только в марте 2011 года и 20 апреля была отправлена в Ирак. В начале мая 2012-го иракцы приступили к приемке 2-й партии в составе 62 БТР. До конца года заказчику планируется передать и 3-ю партию БТР-4 – 94 бронетранспортера.

Ситуация с македонским контрактом не так прозрачна. По результатам работы выставки IDEX-2009 в Абу-Даби, где украинский БТР стал одним из самых популярных экспонатов, было объявлено, что Македония рассматривает возможность закупки до 200 БТР-4 с немецким двигателем Deutz. Ряд экспертов высказывали сомнение в количестве машин, так как реально македонская армия нуждается не более чем в 80 бронетранспортерах.

Украинский бронетранспортер БТР-4 – удар по самолюбию отечественных «оборонщиков»
И тут, как чертик из табакерки, выскочила американская компания Defence Solutions, Inc. Ее глава Тим Ринггольд заявил о присоединении к готовящейся сделке. В частности, он сообщил: «Defense Solutions стала членом команды потому, что БТР-4 предлагает лучшее соотношение цена-качество на рынке, и потому, что Украина и Македония являются важными союзниками США в глобальном противодействии террору». По словам бизнесмена, предполагается, что БТР-4 будет производиться на Украине, собираться в Македонии, а Defense Solutions обеспечит поставку консорциуму разрешенных к экспорту американских технологий, использование которых позволит сделать новую боевую бронированную машину (ББМ) совместимой со стандартами НАТО. Речь среди прочего идет о двигателях, трансмиссии, системах связи, системах управления огнем и, возможно, вооружении.

Ринггольд подчеркнул, что объем мирового рынка БТР-4, отвечающего стандартам НАТО, в ближайшие десять лет может составить 2500–4000 машин средней стоимостью 1,5–2 миллиона долларов за каждую в зависимости от конфигурации. Руководитель Defense Solutions утверждает, что даже с полностью интегрированными технологиями БТР-4 будет самым дешевым в своем классе по затратам на эксплуатацию и станет прекрасным предложением для новых членов НАТО и миротворческих операций ООН.

Таким образом, можно сделать вывод, что американцы предполагали продвигать новое изделие на восточноевропейский рынок, а также поставлять его своим союзникам в горячих точках, например Ираку и Афганистану. Такой «зигзаг удачи» определенно мог бы оказаться новым этапом в развитии украинской легкой бронетехники. Но после всех этих заявлений о намерениях никакой новой информации о македонском контракте или об украинско-американском сотрудничестве в производстве БТР-4 обнаружить не удалось.

Болезненная реакция

Другое дело, контракт Украины с Казахстаном. На проходившей в Астане оборонной выставке KADEX-2012 3 мая 2012 года государственные компании двух стран – «Укроборонпром» и «Казахстан инжиниринг» подписали соглашение о совместном производстве БТР-4 для казахстанских вооруженных сил. В общей сложности планируется изготовить 100 машин: 10 – в текущем году, 90 – в следующем. Выпуск бронетранспортеров намечено организовать на базе одного из предприятий национальной компании «Казахстан инжиниринг», начиная с крупноузловой сборки с постепенным увеличением доли изготавливаемых казахстанской стороной комплектующих и запасных частей, а также расширением линейки производимых модификаций.

В этом событии, собственно, нет ничего особенного – Россия уже давно утратила монополию на продажу оружия странам так называемого ближнего зарубежья. Да и сокрушаться особого повода нет – практически одновременно с БТР-4 Казахстан заключил с Рособоронэкспортом контракт на поставку 90 бронетранспортеров БТР-82. Не хотят казахстанские товарищи класть все яйца в одну корзину и правильно делают.

Удивляет в связи с казахстанским контрактом другое – болезненная реакция некоторых российских СМИ и ряда экспертов. Они, например, высказывая недоумение по поводу приобретения Астаной ненадежных украинских бронетранспортеров, ищут в этой сделке коррупционный след. Позволительно спросить: а чем российская техника надежнее? Чем продукция Харьковского дважды ордена Ленина, орденов Октябрьской Революции, Трудового Красного Знамени и Красной Звезды завода транспортного машиностроения имени В. А. Малышева хуже продукции Арзамасского машиностроительного? Или кто-то всерьез полагает, что уровень технической культуры в России выше, чем на Украине?

Следовало бы задуматься

Еще один «экспертный» опус: «Хотя БТР-4 и представляет достаточно серьезное продвижение в сторону современной концепции колесного бронетранспортера по сравнению с семейством БТР-80, однако при этом БТР-4 явно уступает наиболее современным западным образцам. БТР-4 отягощен рядом откровенно устаревших либо неудачных технических решений («кабиноподобная» носовая часть корпуса, заимствованная от БТР Fuchs 70-х годов, большой передний свес), имеет недостаточную защищенность и особенно совершенно несоответствующую современным требованиям противоминную защиту».

Читая сие заключение, точно не знаешь, что делать – смеяться или плакать… Носовая часть БТР-82 по сути заимствована у БТР-60ПБ 60-х годов, защищенность тоже недостаточна да и о противоминной защите говорить не приходится. По большому счету это все тот же советский бронетранспортер, лишь слегка «улучшенный». Нет ни перехода на модульную конструкцию корпуса, ни модулей вооружения, которые можно было бы менять в зависимости от спектра выполняемых задач на той же базе, и т. д. Разработчики, похоже, по-прежнему собираются воевать на этой машине с блоком НАТО, предварительно швырнув на Центрально-Европейскую равнину десяток атомных бомб.

Экспертам, озабоченным успехами БТР-4 (несмотря на истерию, весьма скромными) на мировом рынке вооружений, вместо того чтобы брызгать слюной в угаре великодержавного шовинизма, следовало бы задуматься: почему машина, соответствующая стандартам НАТО (а сейчас в мире это что-то типа знака качества), появилась на Украине раньше, чем в России? В чем тут дело? По-видимому, в том, что у Украины нет нефти и газа, а значит, приходится выкручиваться, что-то придумывать и изобретать. Отсутствует у украинских товарищей и мания величия, мешающая созданию принципиально новых образцов техники. Они не считают свои танки, БТР, БМП, пушки, самолеты и т. д. лучшими в мире.

Конечно же, БТР-4 – не предел совершенства, у машины немало недостатков и детских болезней. Однако ключевыми в его оценке являются уже упоминавшееся соответствие стандартам НАТО и привлекательное соотношение цена-качество, чем аналоги западного производства похвастать не могут. Довольно успешно продвигаемый в последние годы на мировой рынок финский БТР Patria, например, стоит в пять раз дороже, а с надежностью у него тоже есть проблемы. Тем не менее в отсутствие предложений от отечественного ОПК эта машина уже заинтересовала и наше Министерство обороны, собирающееся закупить 500 штук. БТР-4 мы уж точно не закупим. Впрочем, это тема для отдельного разговора.

Бронехлам ценой в полтора миллиона долларов

Сегодня уже можно делать предварительные заключения о реальных боевых возможностях украинского бронетранспортера БТР-4 «Буцефал». Его разработка была начата Харьковским конструкторским бюро машиностроения еще в начале 2000-х годов и явилась первой, полностью собственной, украинской разработкой в данной области. Первый прототип был представлен широкой военной публике на выставке «Аеросвіт» в 2006.

Основное назначение — транспортировка мотострелкового отделения и обеспечение его огневой поддержки в бою в дневных и ночных условиях, в широком диапазоне температур (от -40 до +55 градусов по Цельсию), на любой местности, на дорогах с различным типом покрытия и вне их, а также в условиях применения оружия массового поражения.

Основных базовых отличий три:

1. Общая компоновка изменена по сравнению с классической «советской (позднее, российской) школой». Машина разделена на три отделения. Первое — отделение управления, место для водителя, стрелка и командира. В центре — многотопливный двигатель мощностью в 500 л.с., обеспечивающий максимальную скорость движения до 110 км/ч. Машина плавающая, на воде развивает скорость до 10 км/ч. В корме — десантное отделение. Между отделением управления и десантным отделением, через моторно-трансмиссионное идет проход, позволяющий свободно перемещаться между ними.

2. Десантное отделение позволяет, в максимальном варианте, разместить от 7 до 9 пехотинцев в полном полевом облачении. Вместо десанта в десантный отсек может быть установлены другие боевые модули. В том числе — тяжелого оружия. Сообщалось о проработке концепта самоходного миномета и эскизных работах по варианту истребителя танков со 105 — 120 мм орудием. Однако кроме общих прикидок, судя по всему, дело дальше не пошло. Во всяком случае, ни на одной из международных или внутренних украинских выставок такой вариант представлен не был даже в виде массо-габаритного макета.

3. БТР разрабатывался под западные стандарты комфортабельности. В первую очередь — ориентируясь на уровень США. По этому на машину установили два кондиционера, систему подогрева при низких температурах и много прочего оборудования.

Украина активно продвигала БТР-4 «Буцефал» на международном рынке оружия. В частности компания «Укрспецэкспорт» в рамках самой масштабной оружейной выставки «IDEX-2013», проведенной в Объединенных Арабских Эмиратах в январе 2013 года.

Не смотря на то, что корпус БТР-4 сварен из обычной катаной гомогенной брони, украинская реклама утверждала, что машина для пехотного оружия практически неуязвима. «Убить» ее может только управляемого ракетное оружие или авиация.

Предусмотрена установка одного из четырех основных варианта вооружения:

Боевой модуль «Гром» — 1 × 30-мм автоматическая пушка, 1 × 7,62-мм пулемёт, 1 × 30-мм автоматический гранатомет и ПТРК «Барьер» (боезапас 4 ПТУР) с максимальной дальностью полёта ракеты 5500 м.

Боевой модуль «Шквал» — 1 × 30-мм автоматическая пушка, 1 × 7,62-мм пулемёт, 4 × ПТУР «Барьер» либо 2 х ПТУР и 30-мм автоматический гранатомет.

Боевой модуль БАУ-23 — 2 × 23-мм автоматические пушки и 1 × 7,62-мм пулемёт.

Боевой модуль БМ-7 «Парус» — 1 × 30-мм пушка КБА-1 (боекомплект 400 снарядов), 1 × 30-мм автоматический гранатомет (боекомплект 145 гранат), 1 × 7,62-мм пулемёт (боекомплект 2000 патронов) и ПТРК «Барьер» (боезапас 4 ПТУР) с максимальной дальностью полёта ракеты 5500 м.

На рынке оружия БТР-4 «Буцефал» позиционировался как идеальная машина для аэромобильных, штурмовых и специальных подразделений, а также для частей морской пехоты.

Известны следующие базовые модификации «Буцефала»:

БТР-4А — вариант с двигателем Iveco + боевой модуль «Гром» (заказ МО Украины). Может быть укомплектован башней от БТР-80, БМП-1, БМП-2 или боевыми модулями БАУ 23х2, «Шквал», «Штурм». Возможна установка башни БМП-3 после доработки подбашенного листа.

БТР-4В — вариант с боевым модулем БМ-7 «Парус», силовой установкой с дизельным двигателем немецкой фирмы «Deutz» мощностью 442 л.с. и автоматической коробкой переключения передач американской фирмы «Allison» для несостоявшегося контракта с Македонией.

БТР-4Е — модификация линейного варианта с боевым модулем «Парус», разработанная для Ирака.

БТР-4МВ — модификация впервые была представлена в феврале 2013 года. Конструкция бронемашины претерпела следующие изменения по сравнению с базовой модификацией: новая форма корпуса в носовой части, отсутствуют бронестекла и боковые двери, посадка водителя и командира осуществляется через отдельные люки, в кормовой части установлена аппарель. Бронезащита обеспечивает баллистическую защиту третьего уровня по стандарту STANAG 4569. Броня корпуса выдерживает попадание пули 7,62×54 мм на дальности 30 метров, а в лобовой проекции защита соответствует уровню «3+» и выдерживает попадание пули 12,7×99 мм на дальности 30 метров.

Несомненным успехом украинского военпрома стало подписание контракта на поставку 420 машин (270 БТР-4 с боевым модулем «Парус», 80 командных машин БТР-4К, 30 командно-штабных машин БТР-4КШ, 30 бронированных медицинских машин БСЭМ-4К и 10 бронированных эвакуационных машин БРЭМ-4) на общую сумму 457,5 млн. долл. США армии Ирака в 2009 году. Заказ оплачивали США. Контрактная цена одной БТР-4 составила 1,1 млн. долл. США.

Из них первая партия — 26 машин — была поставлена заказчику в марте 2011 года. Не обошлось без скандала с браком артиллерийского вооружения, который к 20 апреля завод сумел устранить и заказчик партию принял. Вторая партия — 62 шт. — оказалась отгруженной лишь в апреле 2012 года. Третья — 40 машин — в феврале 2013 года. Далее Ирак контракт разорвал и от остальных машин отказался. Во-первых, к этому времени контрактом предусматривалась отгрузка всех 420 машин, а не 128. Еще из заключения иракской комиссии: «…а сами БТР очень старые, корпуса ржавые, машины непригодны к эксплуатации». Во-вторых, качество продукции оказалось очень низким. К декабрю 2013 года 80% «Буцефалов» не могли эксплуатироваться из-за неудовлетворительного технического состояния.

После срыва «иракского контракта» завод долго не мог пристроить машину куда бы то ни было. Даже уже готовые и укомплектованные единицы. Но началась гражданская война и украинской армии срочно понадобилась бронетехника. Хотя формально БТР-4Е (в «иракской» комплектации) был принят на вооружение ВСУ еще 24 июля 2012 года, ни одной машины армия Украины не купила. Заказ на 154 машины из Минобороны пришел лишь 20 мая 2014 года, с началом активных боевых действий на юго-востоке страны. А уже имевшиеся на заводе 10 машин были торжественно переданы на вооружение вновь сформированной Национальной гвардии Украины. Сообщалось, что «в ближайшее время» завод еще поставит НГУ 48 машин. К этому времени цена этого БТР возросла до 1,5 млн. долл. США.

Первый боевой опыт БТР-4Е «Буцефал» приобрел в боях под Славянском в середине мая 2014 года.

И уже в 4 июня первый «Буцефал» попал на ремонтный завод…

Как можно увидеть на записи, «Буцефал» вполне себе пробивается из противотанковых ружей времен Великой Отечественной Войны. По пока не подтвержденным данным (фотографий пока нет), под обстрелом РСЗО он тоже вполне себе неплохо горит. В общем, как бронемашина для армии, воевать не собирающейся, БТР-4 «Буцефал» вполне себе годится. Если конечно за качеством сборки проследить. Но как оружие действительно для войны… очень так себе. Рассказы о его немеряной крутости оказались, скажем так, сильно преувеличены.

Новый вариант украинского бронетранспортера БТР-4

Как сообщают, на открывающейся 10 октября 2017 года в Киеве XIV оборонно-промышленной выставке “Зброя та безпека – 2017” ГП «Харьковское конструкторское бюро по машиностроению имени А.А. Морозова» (ХКБМ) представит новый вариант колесного бронетранспортера БТР-4,обозначаемый БТР-4МВ1. Данный вариант представляет собой модифицированную версию впервые продемонстрированной еще в начале 2013 года модификации БТР-4МВ.

22291190_2055597631335457_5115258529223861571_o

Прототип бронетранспортера БТР-4МВ1 разработки ГП «Харьковское конструкторское бюро по машиностроению имени А.А. Морозова» при подготовке экспозиции XIV оборонно-промышленной выставки “Зброя та безпека – 2017” в Киеве, 09.10.2017 (с) Павло Волошин / www.facebook.com

Основное отличие БТР-4МВ (а теперь и БТР-4МВ1) состояло в новом носовом узле бронекорпуса, выполненном аналогично большинству современных колесных БТР со значительным углом наклона и с размещением механика-водителя и командира в отдельных люках (вместо архаичного нового узла с бронестеклами и дверьми на предыдущих вариантах БТР-4). Кроме того, в кормовой части для выхода десанта размещена откидная аппарель (в которой имеется дополнительная дверь). Броневая защита корпуса, как заявлялось, была повышена с уровня STANAG 4569 Level 2 до уровня Level 3.

БТР-4МВ1, в свою очередь, имеет доработанную по сравнению с БТР-4МВ носовую часть корпуса, с размещением в ней дополнительного поплавка и откидного водоотбойного щита, по образцу модификации БТР-4М, предложенной морской пехоте Индонезии. Защита бортов корпуса усилена дополнительными вертикально установленными бронеплитами. Как и БТР-4МВ, вариант БТР-4МВ1 оснащен немецким дизельным двигателем Deutz BF6M1015CP мощностью 450 л.с. и стандартным для БТР-4 боевым модулем БМ-7 «Парус».

В свое время переработка проекта БТР-4 в вариант БТР-4МВ осуществлялась ХКБМ по требованиям министерства обороны Украины, критиковавшего более ранние варианты бронетранспортера, и в частности по личной инициативе бывшего министром обороны Украины в 2012 году Дмитрия Саламатина. Однако с момента демонстрации прототипа БТР-4МВ в 2013 году никакого прогресса в развитии этой модернизации не было заметно вплоть до нынешнего представления БТР-4МВ1. Нынешний статус проекта БТР-4МВ/БТР-4МВ1 остается неясным.

22290034_2055597688002118_6935039525337631505_o

22289829_2055597778002109_3881825356198817391_o

Прототип бронетранспортера БТР-4МВ1 разработки ГП «Харьковское конструкторское бюро по машиностроению имени А.А. Морозова» при подготовке экспозиции XIV оборонно-промышленной выставки “Зброя та безпека – 2017” в Киеве, 09.10.2017 (с) Павло Волошин / www.facebook.com

photo-1-e1442241861471

Прототип бронетранспортера БТР-4МВ разработки ГП «Харьковское конструкторское бюро по машиностроению имени А.А. Морозова», представленный в 2013 году (с) ГК «Укроборонпром»

Новый бронетранспортер БТР-4МВ украинского производства принят на вооружение

Украинская компания «Укрспецэкспорт» в рамках самой масштабной оружейной выставки «IDEX-2013», проведенной в Объединенных Арабских Эмиратах в январе 2013 года, представила новинку бронетехники отечественного производства. Новый бронетранспортер создан на базе известной машины БТР-4, но имеет ряд отличительных характеристик.

Новый внешний вид бронетранспортера является результатом не только требований украинских военных, но и стремлением украинского производителя составить достойную конкуренцию на мировом оружейном рынке. Напомним, ранее (если быть точными, то в прошлом году) бронетранспортер той же серии – БТР-4Е был принят на вооружение армии Украины. Разработками данной модели легкой бронетехники еще с 2007 года занималось Харьковское конструкторское бюро имени Морозова.

Если в нескольких словах описать базовый вариант БТР-4, то он в своей компоновке в значительной степени отличается от бронетранспортеров, которые были созданы ранее, в частности, БТР-60, БТР-70 и БТР-80. Данная машина имеет различия и с российской моделью БТР-90. В бронетранспортере БТР-4 отсек управления был размещен в передней части корпуса, в то время как силовой отсек вместе с двигателем размещался в центральной части слева, сразу за местом водителя, а десантный отсек находился в задней части корпуса. Такая компоновка машины дает возможность трансформировать десантный и боевой отсеки для создания машин разного рода поддержки (огневой, санитарной, ремонтно-эвакуационной, командно-штабной), не изменяя при этом технические решения относительно размещения трансмиссии и силовой установки.

Принятие бронетранспортера на вооружение было значительным успехом украинского военного ведомства, однако даже после этого Министерство обороны было заинтересовано в том, чтобы и дальше модернизировать бронетранспортер БТР-4 в качестве основной машины перспективного оснащения сухопутных подразделений армии. В частности, предполагалась дальнейшая модернизация в плане усиления броневой и противоминной защиты, обеспечения более комфортабельных условий для высадки и посадки десанта. Специалистам из Харьковского конструкторского бюро имени Мороза в сжатые сроки удалось удовлетворить все эти требования. Таким образом, и появился новый бронетранспортер БТР-4МВ.

Новый бронетранспортер БТР-4МВ украинского производства принят на вооружение

Данная машина предназначена для осуществления транспортировок личного состава сухопутных войск, а также осуществления их огневой поддержки в условиях современного боя. Предполагается использовать бронетранспортер в тех подразделениях, которые могут вести боевые действия при любых условиях, в частности, и в случае использования противником оружия массового поражения. Кроме этого, данный бронетранспортер может быть использован в качестве базовой машины для оснащения подразделений сил специального реагирования и морской пехоты. Согласно представленным характеристикам, машина может использоваться при любых климатических условиях, в любое время суток, на дорогах различного покрытия и даже на бездорожье.

Экипаж новой машины составляет три человека, и состоит из командира, водителя и стрелка, а десант может включать в себя порядка семи-десяти человек (это зависит от того, какой боевой модуль установлен на БТР).

Точный вес бронетранспортера БТР-4МВ конструкторами не заявлен. Известно, что он составляет порядка 17,5 тонн при условии стандартного и противоминного бронирования и около 22 тонн при условии усиленного бронирования.

Машина приводится в движение одной из трех моделей двигателя, в зависимости от того, какому производителю отдал предпочтение заказчик – немецкому Deutz, украинскому ЗТД или итальянскому Iveco. Что касается БТР-4Е, то на нем установлен трехцилиндровый дизельный двигатель украинского производства ЗТД-3А, обладающий мощностью в 400 лошадиных сил и автоматической гидромеханической трансмиссией. Что касается первой модели БТР-4МВ, представленной на оружейной выставке, то на данной машине был установлен немецкий шестицилиндровый дизельный двигатель Deutz BF6M1015CP, обладающий мощностью в 450 лошадиных сил, и дающий возможность обеспечить скорость хода в 110 километров в час. Запас хода при этом равен 670 километрам.

Что касается проходных и маневренных качеств, то в основном они идентичны тем, которыми обладает БТР-4Е. Более того, по словам самих разработчиков, даже после усиления уровня бронирования новый бронетранспортер сохранил плавучесть и может преодолевать водные преграды со скоростью примерно 10 километров в час. Стоит отметить, что количество бронетранспортеров с подобными характеристиками и уровнем бронирования, обладающих при этом плавучестью, достаточно невелико. Однако необходимо иметь в виду, что в случае дальнейшего броневого усиления сохранить плавучесть будет невозможно. Кроме того, в большинстве случаев заказчиков не очень-то интересует плавучесть, основными характеристиками при выборе той или иной модели выступает живучесть машины и экипажа в условиях столкновения с огневыми средствами поражения противника не только на поле боя, но и в условиях проведения миротворческих операций.

Еще одной отличительной особенностью нового бронетранспортера является то, что уровень баллистической защиты его существенно увеличен. Так, согласно требованиям STANAG-4269, БТР-4МВ обладает 5-м уровнем защиты, то есть способен выдержать обстрел снарядами калибра 25 миллиметров с расстояния около полукилометра.

Если сравнивать новую машину с БТР-4Е, то ее компоновка в носовой части существенно изменена. С целью усиления бронирования лобовой части было решено полностью отказаться от бронированного стекла, а также от боковых дверей водителя и командира. Таким образом, предусмотрена возможность установки дополнительной, в том числе динамической и керамической защиты. Кроме того, согласно определенному уровню противоминной защиты, БТР-4МВ обладает 3-м уровнем баллистической защиты по стандартам НАТО, то есть способен выдержать взрыв мины мощностью порядка 8 килограммов в тротиловом эквиваленте. При этом на бронетранспортер может быть установлена дополнительная решетка для обеспечения защиты от ручных противотанковых гранат различных видов.

Если говорить об огневой мощи нового бронетранспортера, то необходимо отметить, что она весьма значительна. На БТР-4МВ предусмотрена установка различных типов боевых универсальных модулей с вынесенным вооружением, разработанных специально для легкой бронированной техники. В частности, речь идет о дистанционно-управляемых модулях «Штурм», «Град» и «Парус», БАУ-32, а также боевых модулях иностранного производства (в зависимости от пожеланий заказчика). Что касается первой модели, представленной в Объединенных Арабских Эмиратах, то на ней был установлен модуль «Парус», состоящий из пушки ЗТМ-1 калибра 30 миллиметров, спаренного пулемета, калибра 7,62 миллиметра, автоматического гранатомета АГ-17 и противотанкового ракетного комплекса «Барьер».

Отметим, что боевым модулем может управлять как стрелок, так и командир при помощи электромеханики. Наблюдение и прицеливание можно вести при помощи оптико-электронных телевизионных низкоуровневых приборов. Кроме того, для командира предусмотрен отдельный панорамный прибор наблюдения, целеуказатель «Панорама-2П».

Вместе с комплексом «Парус» в десантном отсеке может поместиться 7 человек. Водитель и командир могут осуществлять посадку и высадку либо через корму, подобно десанту, либо использовать верхние люки. По правую сторону между отсеками управления и десанта предусмотрен небольшой проход. Для ориентирования и анализа обстановки командир может использовать круговую камеру, установленную на башне. Изображение передается на установленный перед командиром монитор.

И, наконец, еще одной особенностью нового бронетранспортера БТР-4МВ является новая кормовая часть. Вместо двери с вертикальной средней перемычкой, установленной на БТР-4Е, здесь предусмотрена специальная аппарель, которая опускается по всей ширине десантного отсека, которая дает возможность значительно ускорить процесс посадки и высадки десанта. Кроме того, она позволяет использовать бронетранспортер как перевозчик крупногабаритных грузов, в частности, дополнительных боекомплектов, вооружения и запчастей. В аппарели также есть дополнительная дверь, которую можно использовать для посадки и высадки десанта.

Использованы материалы:
http://www.armouredvehicle.info/?p=305
http://www.ukroboronprom.com.ua/ua/communications/zmi/28
http://ruforum.mt5.com/threads/31780-vozrozhdenii-vooruzhennih-sil-ukraini.-fakti.novosti.mneniya/page35
http://army-news.ru/2013/02/sozdan-opytnyj-ekzemplyar-ukrainskogo-btr-4mv-bucefal/

БТР-4 украинский бронетранспортёр: ТТХ (тактико-технические характеристики), фото и видео

БТР-4 — линейка семейства современных украинских бронетранспортёров.
Концепция бронемашины разработана в начале 2000-х годов КП ХКБМ им. А. А. Морозова. Демонстрационный прототип бронетраспортёра был впервые продемонстрирован на выставке Аеросвіт в 2006 году.Бронетранспортёр в модификации БТР-4Е (комплектация для поставки в вооружённые силы Ирака) был принят на вооружение украинской армии 24 июля 2012 года.

Назначение БТР-4:
БТР-4 предназначен для транспортировки личного состава мотострелковых подразделений и их огневой поддержки в бою. БТР используется для оснащения подразделений способных вести боевые действия в различных условиях, в том числе в условиях применения противником оружия массового поражения. БТР может быть базовой машиной для оснащения специальных сил быстрого реагирования и морской пехоты. БТР может выполнять поставленные задачи как днем, так и ночью, в различных климатических условиях, на дорогах с различным покрытием и в условиях полного бездорожья. Диапазон рабочих температур окружающего воздуха от −40 до +55 °C.
Средняя стоимость БТР-4 по контракту 2009 года на поставку 420 бронетранспортёров в Ирак составила около $1,1 млн за единицу.
Средняя стоимость БТР-4 по контракту 2012 года на поставку 100 машинокомплектов бронетранспортёров в Казахстан составляет $1,5 млн за единицу.

Компоновка БТР-4 имеет три отделения:

  • Переднее — отделение управления
  • Среднее — моторно-трансмиссионное отделение
  • Заднее — боевое и десантное отделения

Подобная компоновка позволяет быстро трансформировать боевое и десантное отделения без изменения компоновочных решений по силовой установке и трансмиссии для создания широкого семейства машин.
Грузоподъемность шасси бронетранспортера позволяет создавать не только варианты исполнений и семейство машин, но и устанавливать дополнительную броневую защиту против автоматических малокалиберных пушек.

На базе БТР-4 могут быть созданы:

  • командирская машина БТР-4К
  • боевая разведывательная машина БРМ-4К
  • ремонтно-эвакуационная машина (БРЭМ)
  • машина огневой поддержки МОП-4К
  • командно-штабная машина БТР-4КШ
  • бронированная санитарно-эвакуационная машина БСЭМ-4К и др.

Основные Тактико-Технические характеристики БТР-4

  • Колесная формула 8 Х 8
  • Боевая масса, Т: 19.3 + 3%  , с дополнительным бронированием 23.7 + 3%
  • В варианте с дополнительным бронированием вес может достигать до 27 тонн (защита от снарядов 30-мм пушек).
  • Экипаж, чел 3
  • Десант, чел   8
  • Габаритные размеры, мм 7760 * 2932 * 3170
  • Запас хода, км 690
  • Силовая установка двухтактный дизель 3ТД мощностью 500 л.с.
  • Трансмиссия автоматическая, гидромеханическая
  • Дорожный просвет, мм 460
  • Вооружение: Боевой модуль «Гром», в том числе 30-мм пушка с боекомплектом 360 выстрелов, 7.62-мм пулемет с боекомплектом 1200 патронов, 30-мм гранатомет с боекомплектом 150 гранат, 4 ПТУР  
  • Стабилизация в двух плоскостях
  • Углы вертикального наведения -10 +60 градусов
  • Дополнительное оборудование.
  • Лебедка усилие– 9 т., с полиспастом – 18 т.
  •  Система навигации СН-3003 «Базальт» Система кондиционирования
  • Прибор ночного видения дальность действия до 180 м.
  • Радиостанция дальность действия до 20 км.

Модификация БТР-4 с дополнительной защиой

  • Масса     т 25 +3%
  • Экипаж  3
  • Десант    7
  • Удельная мощность л.с./т 20
  • Тип, марка и мощность двигателя 2-тактный дизель 3ТД, 500л.с. или 4-тактный дизель DEUTZ
  • Боевой модуль: Экипаж 2
  • Вооружение: Автоматическая пушка 1 x 30 мм
  • Боекомплект: снарядов не менее 360, Гранатомет 30 мм, Боекомплект гранат не менее 150, Пулемет 7.62 мм Боекомплект патронов не менее 1 200,  ПТРК 9П135М “Конкурс” или “Барьер” Боекомплект ракет 4

 

Модификация БТР-4 с модулем БАУ 23х2

  • Экипаж 1
  • Вооружение: Автоматическая пушка 2 x 23 мм Боекомплект снарядов не менее 400
  • Пулемет 1 x 7.62 мм Боекомплект патронов не менее 2 000

 

Видео БТР-4:

 

Запись опубликована автором admin в рубрике Техника.

БТР-4 «Буцефал» Двигатель, Вес, Размеры, Вооружение

Концептуально бронетранспортер БТР-4 «Буцефал» по своему назначению объединил в себе функции и бронетранспортера и боевой машины пехоты для огневой поддержки мотострелковых подразделений на поле боя. Конструктивным отличием бронетранспортера БТР-4 является компоновочное решение по размещению десанта в кормовой части корпуса с возможностью десантироваться через задние двери под прикрытием бронетранспортёра.

БТР-4 Буцефал — видео

Бронетранспортёр БТР-4 состоит из трех отсеков: в передней части находится отделение управления, в котором размещены рабочие места командира и механика-водителя; в кормовой части находится десантное отделение, в котором размещены рабочие места наводчика вооружения и семерых десантников; в средней части расположено моторно-трансмиссионное отделение с установленным силовым агрегатом. Отделение управления и десантное отделение соединены между собой при помощи прохода-лаза вдоль правого борта, который служит для эвакуации экипажа и десанта, а также для проведения работ при обслуживании систем двигателя и трансмиссии. При необходимости боевое и десантное отделение БТР-4 без изменения компоновочных решений по силовой установке и трансмиссии быстро трансформируется для создания широкого семейства боевых машин.

На базе бронетранспортёра БТР-4 были разработаны и изготовлены следующие модификации:

БТР-4А с боевым модулем «Гром» силовой установкой с дизельным двигателем итальянской фирмы «Iveco» мощностью 430 л.с. и узлами трансмиссии украинской разработки и изготовления.

 

БТР-4В с боевым модулем БМ-7 «Парус», силовой установкой с дизельным двигателем немецкой фирмы «Deutz» мощностью 442 л.с. и автоматической коробкой переключения передач американской фирмы «Allison». Остальные узлы трансмиссии взаимозаменяемые с аналогичными узлами бронетранспортера БТР-4Е. Установлены колёса в составе – шин 365/80R20 XZL французской фирмы «Michelin» с дисками фирмы «Hutchinson».

 

БТР-4Е с боевым модулем БМ-7 «Парус», силовой установкой с украинским дизельным двигателем 3ТД-3А мощностью 500 л.с. и узлами трансмиссии украинской разработки и изготовления; Также специально для бронетранспортера БТР-4Е был разработан и изготовлен боевой модуль БМ-7 «Парус», который вобрал в себя все положительные наработки ранее изготавливаемых боевых модулей. Мощное вооружение (30 мм автоматическая пушка КБА-2, 30 мм автоматический гранатомёт КБА-117, 7,62 мм пулемёт КТ-7,62, ПТРК Барьер), стабилизированное (Стабилизатор СВУ-500-4Ц) в двух плоскостях и оснащенное современной системой управления огнем, позволяют вести огонь через телевизионные прицелы с дистанционным управлением, как с места, так и сходу, как днем, так и ночью. Полноценно вести огонь могут как наводчик вооружения, так и командир со своего рабочего места. При этом командир дополнительно со своего рабочего места может наблюдать за полем боя через панораму кругового обзора «Панорама-2П» системы «Трек-М» и давать целеуказания наводчику или вести огонь самостоятельно, переключив управление вооружением на свое рабочее место. Дистанционно управляемый модуль вооружения позволяет наводчику-оператору вести огонь, оставаясь внутри корпуса БТР-4.

 БТР-4 с боевым модулем «БАУ-23х2»

Предусмотрена возможность оснащения БТР-4 другими боевыми модулями украинской разработки, например: «Гром», «Шквал», «Штурм» или БАУ-23.

На базе бронетранспортера БТР-4Е создано целое семейство бронированных машин, а именно: командирская машина БТР-4К, командно-штабная машина БТР-4КШ, бронированная ремонтно-эвакуационная машина БРЭМ-4РМ, бронированная медицинская машина БММ-4С. В 2013 году ГП «ХКБМ» разработало и представило новую модификацию БТР-4В — бронетранспортер БТР-4МВ. Точная масса БТР-4МВ не объявлена. Заявлено, что она составляет 17,5 тонн + 3% при стандартной противопульной броне и достигает 21,9 т + 3% при усиленном противоснарядном бронировании.

На новом украинском бронетранспортере БТР-4МВ установлен немецкий шестицилиндровый дизель Deutz BF6M1015CP мощностью 450 л.с. Данный силовой агрегат обеспечивает бронетранспортеру БТР-4МВ скорость до 110 км/час. Запас хода — 670 км. Основные тактико-технические характеристики в целом совпадают из БТР-4В. Более того, БТР-4МВ даже после усиления бронирования сохранил плавучесть и может передвигаться в плавь со скоростью до 10 км/час. Количество зарубежных плавающих бронетранспортеров с защитой такого уровня на рынке достаточно ограничена.

В первой половине июля 2012 года на территории Государства Кувейт состоялись сравнительные тестовые испытания бронетранспортёра БТР-4В представителями Министерства обороны Государства Кувейт. Конкурентом украинского БТР-4В являлся – бронетранспортёр VBCI с колёсной формулой 8х8 производства французской компании NEXTER. Испытания проводились в тяжелых климатических условиях при температуре окружающего воздуха от +48˚С до +55˚С, в солнечную сухую погоду с частыми ветрами переменного направления, сопровождаемыми пыльными бурями. За время проведения испытаний бронетранспортер БТР-4В прошёл 650 км, причём около 50% в условиях пустыни, преодолевая многочисленные песчаные барханы и низины. Программу вождений БТР-4В выполнил на оценку — отлично, полосу препятствий и барханы БТР-4В преодолел без замечаний. Также БТР-4 провел стрельбовые испытания из 30-мм пушки и 7,62 мм пулемета, выполнил постановку дымовой завесы гранатами 3Д6.

Отстрелялся БТР-4В неплохо, программу выполнил, вписался в украинский норматив, точность составила 0,3 (3 попадания из 10 выстрелов), отказов системы вооружения не обнаружилось. Предварительные отборочные тестовые испытания в объёме требований кувейтской программы украинский бронетранспортер БТР-4В, выдержал без замечаний. Для украинского БТР-4В по результатам предварительного отбора в Кувейте все сложилось хорошо. Даже особенно хорошо на фоне параллельно выполняющего ту же программу французского бронетранспортера VBCI. Французский бронетранспортер VBCI тяжелее от украинского, моднее, с боевым модулем с тепловизором, с гидропневматической подвеской, с немерянной бригадой обслуги — только 3 водителя! Дистанцию между украинской и французской машинами кувейтцы заставляли постоянно соблюдать, общение между экипажами пресекали. Во время испытаний отъездил французский бронетранспортер VBCI на оценку — удовлетворительно. Во время преодоления препятствий бронетранспортер VBCI закопался в песок, ров шириной 2 метра не сумел преодолеть — застрял, но «танцуя» на подвески выбрался.

 

Внутри БТР-4 Буцефал

Место водителя БТР-4

 

Десантное отделение БТР-4

 

 

Например, украинский бронетранспортер БТР-4В просто на скорости ров перелетел. А вот при стрельбе, хотя точность и потрясающая (точность 0,9), но тепловизор у французского VBCI погорел (матрица не охлаждалась и шли постоянные засветки), пришлось французам подсвечивать мишень машиной сопровождения. Кувейтцы сделали предварительный вывод, что французская машина прихотливей украинского БТР-4В, электроника у французского VBCI постоянно выходит со строя, микроклимат внутри французской машины такой же как и на украинской (тоже в французов не хватает производительности кондиционера). К тому же во время испытаний французы на VBCI делали по два — три подхода.

Сравнительные тестовые испытания бронетранспортёра БТР-4В показали, что украинский бронетранспортёр БТР-4 обладает высокими тактико-техническими характеристиками, способен эксплуатироваться в различных климатических зонах, и по большинству параметров не уступает лучшим мировым аналогам, таким как французский бронетранспортер VBCI.

Тактико-технические характеристики БТР-4Е Буцефал

Экипаж, чел.: 3
Десант, чел.: 7
Производитель: ХЗТМ
Годы производства: с 2008

Вес БТР-4 Буцефал

— 21,9 тонн

Размеры БТР-4 Буцефал

— Длина корпуса, мм: 7650
— Ширина корпуса, мм: 2900
— Высота, мм: 2860
— Клиренс, мм: 460

Броня БТР-4 Буцефал

— Тип брони: стальная катаная гомогенная (противопульная, противоосколочная)

Вооружение БТР-4 Буцефал

— Калибр и марка пушки: 30-мм КБА-1 (2А72)
— Тип пушки: нарезная малокалиберная автоматическая пушка
— Боекомплект пушки: 400

Дальность стрельбы, км
— БТС: 2,0
— БОТС и ОФЗС: 4,0
— ПТУР: 5,0

— Прицелы: оптико-телевизионная система с лазерным дальномером и стабилизацией поля зрения в вертикальной и горизонтальной плоскостях
— Пулемёты: 1 × 7,62-мм КТ
— Другое вооружение: ПТРК «Барьер»; 1 × 30-мм АГС-17

Двигатель БТР-4 Буцефал

— Тип двигателя: ЗТД-3
— Мощность двигателя, л. с.: 500

Скорость БТР-4 Буцефал

— Скорость по шоссе, км/ч: 110
— Запас хода по шоссе, км: 690
— Удельная мощность, л. с./т: 20,2

— Колёсная формула: 8 × 8
— Тип подвески: индивидуальная торсионная с гидравлическими амортизаторами
— Преодолеваемый подъём, град.: 30
— Преодолеваемая стенка, м: 0,5
— Преодолеваемый ров, м: 2,0
— Преодолеваемый брод, м: плавает со скоростью до 10 км/ч.

 

 

Фото БТР-4 Буцефал

You have no rights to post comments

«Дырявая» броня для украинских БТР-4

Пресс-служба «Укроборонпрома» недавно сообщила, что в украинскую армию поступили первые семь бронетранспортеров БТР-4, корпуса которых изготовлены из новой отечественной брони, и что на Лозовском кузнечно-механическом заводе налажена производственная кооперация по изготовлению бронекорпусов БТР-4 и дальнейшей их сборке на заводе Малышева и Киевском бронетанковом заводе.«Дырявая» броня для украинских БТР-4

Скандальная история с этими бронетранспортерами и броней для них — давняя и уже подзабытая. Все начиналось в сентябре 2009 с заключения контракта между Министерством обороны Ирака и украинским госконцерном «Укрспецэкспорт», вошедшим впоследствии в «Укроборонпром», на поставку в Ирак 429 БТР-4 украинского производства на сумму 457,5 млн. долларов США.

Самое интересное, оплата по этому контракту должна была производиться за счет средств, выделенных правительством США в рамках перевооружения армии Ирака. Поэтому Соединенные Штаты внимательно отслеживали его выполнение, и украинским коррупционерам не удалось замять факт провала этого контракта.

В 2011—2012 гг. по этому контракту было поставлено в Ирак 88 бронетранспортеров. В апреле 2013 была осуществлена поставка следующей партии из 42 бронетранспортеров. Ирак отказался принимать эту партию и не допустил даже сингапурское судно «SE Pacifica» в порты Ирака, на борту которого находилась эта партия бронетранспортеров.

Такие действия Ирака были связаны с тем, что у 80% бронетранспортеров из поставленных ранее партий были выявлены трещины в корпусах БТР, по этой причине они не могли эксплуатироваться. Это судно с отгруженными БТР болталось в открытом море почти год до решения вопроса, куда же направлять эту партию бронетранспортеров.

Учитывая, что деньги на оплату этого контракта выделяли США, там началось судебное разбирательство с выяснением, куда же исчезли деньги. В процессе разбирательства выяснилось, что в коррупционной схеме по этому контракту были задействованы посредники из США, руководство «Укрспецэкспорта» и иракские военные. Через ряд оффшорных компаний, зарегистрированных на Британских Виргинских островах, немалые комиссионные перечислялись участникам этой схемы. В контракте были заложены серьезные деньги на маркетинговые исследования по контракту, и они были выплачены. Кто-то из участников схемы, по всей видимости, не получил причитающихся комиссионных, и всё это получило международную огласку.

Украинско-иракский контракт в начале 2014 г. был расторгнут, и эта партия БТР в итоге вернулась на Украину. По крайней мере, украинские участники этой аферы отделались легким испугом и не понесли практически никакого наказания. А государству Украина пришлось вернуть предоплату и уплатить громадную неустойку за невыполнение условий контракта, поскольку под него были даны государственные гарантии.

Кроме коррупционной составляющей, была и техническая проблема: бронетранспортеры оказались действительно неработоспособными, о трещинах брони в их корпусах многим было известно, но все это участниками сделки прикрывалось.

Разработчиком и изготовителем БТР-4 было Харьковское конструкторское бюро по машиностроению им. Морозова (ХКБМ), которое ранее занималось разработкой только танков, легкобронированную гусеничную технику и тем более колесную КБ никогда не разрабатывало. Опыта в таких разработках не было, и буквально накануне в КБ были разработаны бронеавтомобиль «Дозор» и бронетранспортер БТР-3 и изготовлены небольшие их партии.

В самом начале эпопеи с иракским контрактом мне показали в КБ два первых образца БТР-4. Их сборка только завершалась, они еще ни разу не выезжали из цеха и тем более не было проведено никаких испытаний, и их собирались поставлять по международному контракту! Меня это очень удивило, испытания такой техники идут годами. Выявляются неизбежные неисправности и дефекты, проводятся доработки, только после этого машине дают путевку в жизнь. Здесь же все было противоестественно, по всей видимости, для продвижения иракского контракта БТР-4 ускоренно приняли на вооружение без проведения полного цикла испытаний.

Когда поднялся скандал с массовыми дефектами у поставленных в Ирак бронетранспортеров, украинские власти обвинили Россию в попытках опорочить «отличную украинскую технику» с целью устранения конкурента на рынке вооружений. Но все быстро встало на свои места, когда Ирак расторг контракт и отказался принимать украинские бронетранспортеры. Также небольшие партии этих машин были поставлены в Индонезию и Казахстан для оценки возможности заключения контрактов на их поставку, но по причине выявленных технических проблем в поставленных бронетранспортерах эти страны отказались от заключения контрактов.

Основной технической проблемой БТР-4 были трещины не только в сварных швах корпусов, но и трещины в самой броне. На Украине, ранее производившей все виды необходимой брони, уже возникали проблемы с качеством производимой брони. В 2014 директор завода Малышева заявлял: «Вопросы могут быть по броне. Но и это решаем, ориентируемся на европейцев. Скорее всего, в ближайшее время у нас будет европейская броня…» Посчитали, что Европа поможет.

Поставку брони для танков и МТЛБ с советских времен производил мариупольский «Азовмаш», который усилиями донецкой олигархии был доведен до стадии банкротства и прекратил выпуск брони. Ему нашли замену. Броня поступала от непонятных поставщиков с неизвестным качеством, и при производстве бронетехники постоянно возникали скандалы, так было на Киевском танкоремонтном и Львовском танкоремонтном заводах при производстве бронетранспортера БТР-3 и бронеавтомобиля «Дозор».

На Львовском бронетанковом заводе для бронеавтомобилей использовали броню из Польши, но и с ней были проблемы, она трескалась еще на испытаниях. В начале 2015 при испытаниях первых образцов бронеавтомобиля в корпусах двух из трех бронеавтомобилей ”на днищах появились сквозные трещины длиной около 40–50 см в зоне расположения двигателя. При этом машины, на которых были обнаружены трещины, прошли чуть более 400 и 100 км”.

Из такой же непонятного качества брони были изготовлены корпуса БТР-4, поставленных в Ирак. По контракту БТР-4 должно было поставлять ХКБМ, не имеющее своей производственной базы для сварки корпусов. Изготовление корпусов передали не заводу Малышева, который всегда производил сварку корпусов танков, а Лозовскому кузнечно-механическому заводу, который в давние советские времена производил сварку корпусов МТЛБ, производимых Харьковским тракторным заводом.

На ЛКМЗ к тому времени были утеряны технологии проведения таких работ и традиции военной приемки, приведшие к плачевным результатам. Вместо требуемой брони была применена броня неизвестного качества, при сварке использовалась другая проволока, не предусмотренная документацией. В 2017 было возбуждено уголовное дело против ЛКМЗ только по факту применения при сварке корпусов другой проволоки. Уголовное дело, по всей видимости, закончилось ничем, поскольку в соответствии с приведенной в начале статьи информацией сварка корпусов БТР-4 продолжается на ЛКМЗ.

Спустя девять лет на Украине вдруг заявили, что появилась своя «отечественная броня», хотя она давно там производилась, и ее производство было уничтожено. Кого привлекли для производства брони и какое ее качество, сказать трудно. Время покажет, насколько это серьезно. После коррупционных сделок и технических промахов при разработке, испытаниях и производстве БТР-4 его пытаются вновь возродить. За эти годы с бронетранспортером было много скандалов, взаимных обвинений и попыток скрыть выявленные технические недостатки этой машины.

Сейчас БТР-4 прошел многие виды испытаний, в том числе в реальных боевых условиях, и насколько эта машина отвечает предъявляемым к ней требованиям, время покажет. После такого шлейфа неудач ей вряд ли удастся прорваться на международный рынок вооружений. Победные заявления о решении проблемы брони еще требуется доказать, на Украине заявления очень часто не соответствуют реальным делам, и эпопея с поставкой в Ирак БТР-4 наглядно показала, в какие авантюры готовы ввязываться украинские чиновники и поддерживающие их властные структуры.

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о