Электробус тролза: без рогов не обошлось — Авторевю – Электробус на основе троллейбуса Тролза-5265 «Мегаполис»

без рогов не обошлось — Авторевю

Фото: Из архивов автора | фирма-производитель

Неожиданно высокой стала конкуренция среди производителей нового для российского рынка типа общественного транспорта — электробусов. По столице бегают электрические КАМАЗы и ЛиАЗы, компания Volgabus показывала свой новый электробус на выставке IAA в Ганновере — и даже производитель трамваев Витязь, фирма «Транспортные системы», взялась за разработку своего электрического автобуса. Теперь же стало известно, что и саратовская Тролза, известный на весь мир производитель троллейбусов, решила не оставаться в стороне от новой тенденции: на улицы Ростова-на-Дону вышел ее экспериментальный электробус. 

Внешние изменения новинки — обогреваемое лобовое стекло и горизонтальные светодиодные фары

Машина проектировалась с 2017 года на базе семейства Мегаполис. Она получила новую «маску» со светодиодными фарами и панорамное лобовое стекло с электрическим обогревом. Техническая основа собрана из модифицированных троллейбусных агрегатов. Здесь применены улучшенный тяговый привод и переработанная система управления (на базе CAN-шины). На одной зарядке литий-ионных батарей электробус может преодолеть до 70 км, а вот заряжается он…

Конечно, можно поставить электробус на зарядку и в парке, где энергия в аккумуляторах восполнится за несколько часов. Но основной способ подзарядки новой машины — с помощью обычных троллейбусных рогов на крыше! Как выяснилось, производитель немного лукавит, именуя свою новинку электробусом. На самом деле это осовремененный, но обычный троллейбус с автономным ходом — вроде того, с которым мы знакомились в Питере. Просто сам автономный ход здесь уж очень солидный.

Внешние изменения новинки — цельное лобовое стекло и горизонтальные светодиодные фары

Так что в городах, где есть контактная сеть, такая Тролза будет гораздо выгоднее, чем «безрогие» конкуренты. Ведь ее аккумуляторы можно заряжать от существующей контактной сети прямо на ходу — и дорогостоящие станции ультрабыстрой зарядки ей не нужны. Тем не менее Тролза вынуждена поддерживать и модный тренд — электробусы в чистом виде. По имеющимся у нас сведениям, сейчас такая машина уже находится в разработке.

Электробус на основе троллейбуса Тролза-5265 «Мегаполис»

«Мегаполисы» для мегаполисов

Константин Климов, фото автора

Так сложилось, что большая часть действующих ныне троллейбусных маршрутов в городах проходит по центру и угрюмым спальным районам. Добиться нового восприятия общественного транспорта и прежде всего троллейбуса – такую задачу ставит перед собой каждый производитель подвижного состава, демонстрируя потребителям постоянное улучшение своей продукции.

Лица рынка

По итогам реализации электробусов в 2017 г. Россия заняла третье место в мире, уступив лишь Китаю и Нидерландам. Все российские электробусы изготовлены энгельсским заводом «Тролза», известным многим как троллейбусный завод имени Урицкого – ЗиУ. Справедливости ради нужно отметить, что несколько электробусов было построено на ПАО «КАМАЗ» и инвестиционно-производственным холдингом «Bakulin Motors Group», или как его ещё называют в транспортных кругах «Волгабас». В течение 2017 г. электробусы этих заводов проходили ходовые испытания в разных городах России, но заказы на их серийный выпуск не поступали. Принципиальное отличие энгельсских электробусов, выпуск и реализация которых ведётся уже не первый год не только в города России, но и за границу, заключается в принципе зарядки. Если для эксплуатации КАМАЗ-6282 необходимо наличие ультрабыстрых зарядных станций, которых фактически в нашей стране нет, а для машин «Bakulin Motors Group», заряжающихся в ночное время суток, требуются повышенные мощности на территории гаража, обеспечить которые многие предприятия пока не в состоянии, то электробусам «Тролза» для зарядки бортовых батарей нужна лишь контактная сеть троллейбуса.

Премьера в закрытом формате

Новый электробус завода «Тролза» уже трудно назвать клоном старого «Мегаполиса», созданного в середине 2000-х годов. Внешне заметны мягкие формы облицовки верхних крышевых панелей, за которыми уже не видны непонятные обывателям контейнеры и провода. Два токоприёмника – вот и всё, что можно увидеть с проезжей части. Сами же штанги имеют оригинальный пластиковый саркофаг, повышающий электробезопасность.

В салоне широкие проходы между колёсными арками при полностью низком полу. Этого удалось добиться за счёт установки нового типа кресел. В тёмное время суток салон подсвечивается диодной лентой, размещённой вдоль прохода на полу. Цвета меняются каждые несколько минут, что создаёт внутри салона праздничную атмосферу. На потолке закреплён интерактивный монитор с информацией о маршруте и другими данными о поездке. Для маломобильных групп граждан предусмотрен электрический трап, выдвигающийся по сигналу, а также переговорное устройство «водитель–пассажир», расположенное в районе накопительной площадки. В отличие от предыдущих моделей завода на новинке в салоне установили хромированные поручни.

Электрический привод дверей и руля исключает какой-либо шум в салоне и кабине водителя, при начале движения в салоне слышно разве что шуршание колёс. Динамический разгон обеспечивает электронный привод новосибирской компании «АРС-Терм», информативный интерфейс и расположение органов управления в кабине водителя не создаёт помех при работе в городских условиях.

Отдельного внимания заслуживает кузов машины. Его основа – модель 5265 «Мегаполис», безусловно, угадывается по отдельным чертам окон, но на этом, пожалуй, и всё. Рейстайлинговая передняя маска соответствует техническому заданию столичных транспортников, задняя облицовка кузова имеет один недостаток – возможно скопление снега и влаги в нишах. Раскладная лестница компактно размещена во внутренней крышке заднего отсека и доступна только водителю при необходимости. Дополнительные фонари аварийной сигнализации при открытии задней крышки повышают безопасность эксплуатации. Автономный ход до 2 км обеспечивают кислотные аккумуляторы и до 15 км – литиевые.

Отдельно нужно отметить и то, что пока только энгельсский гибрид имеет самую большую площадь низкого пола в салоне, где установлено 14 мест для сидения без каких-либо постаментов и ступенек. На новой модели за счёт сдвоенных кресел их число можно свести к цифре 12, но и это пока недоступно для всех других зарубежных, а тем более отечественных аналогов. Тут же отмечу, что в электробусе 1-го и 2-го поколения от «Bakulin Motors Group» мест для сидения на низком полу нет вообще!

Первые сотни

Серийное производство электробусов на заводе «Тролза» началось в 2014 г. Во многом это заслуга и личный вклад директора предприятия Ивана Котвицкого. Первое электробусное «крещение» завод получил после подписания 19 мая 2014 г. контракта на 16 машин «Тролза-5265» с литий-титанатными аккумуляторами для Тулы. Тогда заложенные 15 км без подзарядки и неограниченное движение в режиме «троллейбус», т. е. под контактной сетью, казались большим успехом. А учитывая непростой с точки зрения рельефа маршрут в район «Косая Гора», куда были поставлены работать все тульские электробусы, можно сделать заключение, что с поставленной задачей завод и поставщики батарей тогда справились в полном объёме. В декабре того же года ещё 10 аналогичных машин, но с литий-ионными батареями на 20 км вышли на дороги Нальчика. Вообще 2014 год стал переломным для завода в целом. Помимо отечественных потребителей впервые за 23 года был заключён контракт на поставку троллейбусов-электробусов в аргентинский город Кордоба, а затем и в Россарио.

В 2016–1917 гг. завод заключил два больших контракта на поставку более чем 100 машин в Санкт-Петербург* и Симферополь. «Город на Неве, пожалуй, – первый город в России, где подошли к внедрению нового вида электротранспорта системно. В Северной столице в ближайшее время, должна появиться целая маршрутная сеть электробусов с динамической подзарядкой. Уверен, этот тип электробусов – оптимальное решение для городов с уже существующей троллейбусной инфраструктурой. Электробусы с динамической подзарядкой до 15 км проходят на автономном ходу за счёт аккумуляторных батарей отечественного производства, которые заряжаются во время движения под троллейбусной контактной сетью. Таким образом, не требуется финансовых вложений в строительство новой инфраструктуры и дополнительного времени для зарядки батарей», – особо отметил Иван Котвицкий.

 

В новейшей истории отечественного электротранспорта «Тролза» была первой компанией, которой в 2000-х годах удалось раньше всех построить опытные модели электробуса с ночной подзарядкой, а ныне и самых мобильных и доступных для большинства городов – электробусов с динамической подзарядкой.

Электробус TROLZA-52501 — Блог Дениса Жабкина — LiveJournal

На выставке Автомир-2012 я не мог пройти мимо гордости энгельсского троллейбусного завода — электробуса TROLZA-52501. Расскажу о нём подробнее.



Зашёл внутрь, пообщался с представителем завода, взял буклеты, с помощью которых мы сегодня узнаем об этой новинке ещё больше.

Корпус электробуса сделан на базе уже известного всем троллейбуса «Мегаполис», поэтому как внешне, так и внутри, электробус от «Мегаполиса» на первый взгляд не отличается.

Главное отличие его от экобуса и троллейбуса — принцип работы.

Как и остальная продукция завода, этот вид транспорта — экологически чистый!

По-хорошему, как происходит сейчас замена автомобилей на гибриды и электромобили в Европе, так и автобусы должны постепенно заменяться электробусами и экобусами.

Электробус комплектуется асинхронным двигателем с транзисторной системой управления.

Самое важное, что электробус — в 2 раза экономичнее троллейбуса и в 6 раз — автобуса!

За 3 часа литий-ионные аккумуляторы, находящиеся в задней части электробуса заряжаются. Этого заряда хватает на 250 км пути. Что приблизительно составит одну рабочую смену электробуса.

Теперь посмотрим салон. Электробус — низкопольный. Уровень пола одинаков по всему салону — всего 36 см. Над передним колесом — место для ручной клади.

Напротив центрального входа место где может устанавливаться инвалидная коляска. Место снабжено собственным ремнём безопасности и кнопкой оповещения об остановке.

В базовой комплектации вентиляция естественная.

В качестве дополнительной опции можно установить систему кондиционирования в салоне и кабине водителя. Кроме этого доступно и множество других опций.

Кабина водителя. Цветной прямоугольник внизу — автоинформатор объявления остановок.

Другие варианты.

Варианты окраски кузова.

Ну и для особо интересующихся — технические характеристики.

А в качестве бонуса — несколько интересных страниц из буклетов о троллейбусах «Оптима» 5275.03 и 5275.07

Троллейбус модели 5275.07 «Оптима» начал производиться в 2011 году — главное его отличие от других «Оптим» — низкий уровень пола в передне-средней части троллейбуса, 2 места для инвалидов и одно для инвалидной коляски, пандус у средней двери.

Варианты салона.

Дополнительные опции.

Кабина водителя.

Кабина водителя в «Оптиме» 5275.03.

Варианты раскраски салона.



в Подмосковье испытывают электротранспорт нового типа — Авторевю

Фото: Денис Фролов

Помните наш материал о троллейбусе Тролза-5265 в Санкт-Петербурге, который умеет ездить с опущенными «рогами»? Теперь такая машина есть и в подмосковном Видном. А позиционируется она уже не как троллейбус с увеличенным автономным ходом, а как полноценный электробус с динамической подзарядкой.

В чем отличия? Если на питерской машине стояли аккумуляторы Toshiba, то на подмосковной Тролзе установлены батареи новосибирского производства — размещены они в блоках на крыше. Известно, что их емкость составляет 39 кВт·ч. На одной зарядке электробус из Видного может преодолеть уже больше 20 км против 15 км у питерской машины. Более того, у Тролзы существуют варианты электробусов с пробегом до 70 км. Но и 20 — уже серьезный показатель на уровне машин с подзарядкой через пантограф, вроде финского электробуса Linkker, который проходил испытания в Мосгортрансе.

Однако для них нужна инфраструктура: специальные станции зарядки. А в городах, где сохранена троллейбусная контактная сеть, предпочтительнее электробусы вроде Тролзы, ведь «рога» у них сохранены. Полтора километра езды с поднятыми штангами — и батареи снова заряжены.

Новая Тролза в ряду с обычными троллейбусами

Электробус Тролза оснащен всем необходимым для современного пассажирского транспорта оборудованием: здесь и камеры наблюдения, и климат-контроль. Вся электроника — производства новосибирской компании Арс Терм, компрессор — белорусский Ремеза.

Пока электробус взят на опытную эксплуатацию, по результатам которой будут сделаны выводы о дальнейшей судьбе подобных машин.

без рогов не обошлось — Авторевю

Фото: Из архивов автора | фирма-производитель

Неожиданно высокой стала конкуренция среди производителей нового для российского рынка типа общественного транспорта — электробусов. По столице бегают электрические КАМАЗы и ЛиАЗы, компания Volgabus показывала свой новый электробус на выставке IAA в Ганновере — и даже производитель трамваев Витязь, фирма «Транспортные системы», взялась за разработку своего электрического автобуса. Теперь же стало известно, что и саратовская Тролза, известный на весь мир производитель троллейбусов, решила не оставаться в стороне от новой тенденции: на улицы Ростова-на-Дону вышел ее экспериментальный электробус. 

Внешние изменения новинки — обогреваемое лобовое стекло и горизонтальные светодиодные фары

Машина проектировалась с 2017 года на базе семейства Мегаполис. Она получила новую «маску» со светодиодными фарами и панорамное лобовое стекло с электрическим обогревом. Техническая основа собрана из модифицированных троллейбусных агрегатов. Здесь применены улучшенный тяговый привод и переработанная система управления (на базе CAN-шины). На одной зарядке литий-ионных батарей электробус может преодолеть до 70 км, а вот заряжается он…

Конечно, можно поставить электробус на зарядку и в парке, где энергия в аккумуляторах восполнится за несколько часов. Но основной способ подзарядки новой машины — с помощью обычных троллейбусных рогов на крыше! Как выяснилось, производитель немного лукавит, именуя свою новинку электробусом. На самом деле это осовремененный, но обычный троллейбус с автономным ходом — вроде того, с которым мы знакомились в Питере. Просто сам автономный ход здесь уж очень солидный.

Внешние изменения новинки — цельное лобовое стекло и горизонтальные светодиодные фары

Так что в городах, где есть контактная сеть, такая Тролза будет гораздо выгоднее, чем «безрогие» конкуренты. Ведь ее аккумуляторы можно заряжать от существующей контактной сети прямо на ходу — и дорогостоящие станции ультрабыстрой зарядки ей не нужны. Тем не менее Тролза вынуждена поддерживать и модный тренд — электробусы в чистом виде. По имеющимся у нас сведениям, сейчас такая машина уже находится в разработке.

Электробус TROLZA-52501: sarmetro — LiveJournal

На выставке Автомир-2012 я не мог пройти мимо гордости энгельсского троллейбусного завода — электробуса TROLZA-52501. Расскажу о нём подробнее.



Зашёл внутрь, пообщался с представителем завода, взял буклеты, с помощью которых мы сегодня узнаем об этой новинке ещё больше.

Корпус электробуса сделан на базе уже известного всем троллейбуса «Мегаполис», поэтому как внешне, так и внутри, электробус от «Мегаполиса» на первый взгляд не отличается.

Главное отличие его от экобуса и троллейбуса — принцип работы.

Как и остальная продукция завода, этот вид транспорта — экологически чистый!

По-хорошему, как происходит сейчас замена автомобилей на гибриды и электромобили в Европе, так и автобусы должны постепенно заменяться электробусами и экобусами.

Электробус комплектуется асинхронным двигателем с транзисторной системой управления.

Самое важное, что электробус — в 2 раза экономичнее троллейбуса и в 6 раз — автобуса!

За 3 часа литий-ионные аккумуляторы, находящиеся в задней части электробуса заряжаются. Этого заряда хватает на 250 км пути. Что приблизительно составит одну рабочую смену электробуса.

Теперь посмотрим салон. Электробус — низкопольный. Уровень пола одинаков по всему салону — всего 36 см. Над передним колесом — место для ручной клади.

Напротив центрального входа место где может устанавливаться инвалидная коляска. Место снабжено собственным ремнём безопасности и кнопкой оповещения об остановке.

В базовой комплектации вентиляция естественная.

В качестве дополнительной опции можно установить систему кондиционирования в салоне и кабине водителя. Кроме этого доступно и множество других опций.

Кабина водителя. Цветной прямоугольник внизу — автоинформатор объявления остановок.

Другие варианты.

Варианты окраски кузова.

Ну и для особо интересующихся — технические характеристики.

А в качестве бонуса — несколько интересных страниц из буклетов о троллейбусах «Оптима» 5275.03 и 5275.07

Троллейбус модели 5275.07 «Оптима» начал производиться в 2011 году — главное его отличие от других «Оптим» — низкий уровень пола в передне-средней части троллейбуса, 2 места для инвалидов и одно для инвалидной коляски, пандус у средней двери.

Варианты салона.

Дополнительные опции.

Кабина водителя.

Кабина водителя в «Оптиме» 5275.03.

Варианты раскраски салона.



Продукты и решения

Базовая комплектация
пассажировместимость 75-85
места для сидения 25-29
уровень пола в районе передней, средней и задней  двери, мм 360/360/360
автономный ход 15 км
батареи автономного хода литиевой группы +
наружные динамики (доступная среда) +
пандус  (доступная среда) +
оборудованные места для лиц с ограниченными возможностями  (доступная среда) 1-2
маршрутные указатели  (передний, задний, боковой)  (доступная среда) +
система книллинга (наклона  к остановке)  (доступная среда) +
переговорное устройство для связи с водителем  (доступная среда) +
система ABS +
асинхронный двигатель 120 /180 кВатт + / +
кондиционер кабины водителя +
электропневматический привод дверей +
пневматические штангоуловители +
транзисторная система управления +
двери с противозажимным механизмом +
винтовой компрессор +
островок безопасности (система видеонаблюдения 6-8 камер) +
CAN-шина в низковольтных цепях +
WiFi +
система диагностики состояния троллейбуса/электробуса с возможностью сохранения информации не менее 10 суток +
система электробезопасности не менее 2-ух ступеней изоляции +
ЭРА/ГЛОНАСС +
ГЛОНАСС/GPS +
исполнение жгутового оборудования с технологией обжима +
система автоматического пожаротушения +
счетчик учета электроэнергии +
зеркала с электроподогревом +
антивандальные сидения +
напольное покрытие с эффектом антискольжения +
цвет по согласованию с заказчиком +


Дополнительные опции
кондиционер пассажирского салона +
руль с электроусилителем +
дисплей в пассажирском салоне +
кресло водителя повышенной комфортности +
бортовое зарядное устройство +
система «Умный город» (МЧС, полиция, скорая помощь) +
тонированное остекление +
система передачи телеметрической информации +
интеллектуальная система управления отопления салона +

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о