Гидроусилитель руля 21213 нива: 403 — Доступ запрещён – 403 — Доступ запрещён

Гидроусилитель руля на Ниву ВАЗ-2121 21213 21214 2131

Произведем установку гидроусилителя руля на автомобиль ВАЗ 2121 Нива. Перед тем, как приступить к работе, разберемся, для чего вообще нужен ГУР. Во-первых, гидроусилитель руля обеспечивает достаточную устойчивость в случае резкого падения давления в шинах. Во-вторых, увеличивает динамическую проходимость в экстремальных условиях. В-третьих, в три раза понижает усилие на рулевом колесе, то есть баранку становится легче крутить.

Итак, мы разобрались с тем, что ГУР действительно нужен в автомобиле, начнем монтаж на Ниву. В первую очередь снимаем руль автомобиля, выворачиваем его центральную гайку, делается это при помощи специального съемника. Рулевое колесо удаляется в комплекте с карданным шарниром. Крепежные детали последнего будут использованы нами для установки РМ ГУР. Для установки насоса гидроусилителя нам нужно ослабить ремень вентилятора. Далее снимаем вентилятор, подставляем под него проставку вентилятора и закрепляем его к ступице. Чтобы заправить систему, удаляем крышку масляного бачка, заливаем туда масло до определенного уровня. Поворачиваем руль от упора до упора, при этом двигатель остается не заведенным. Таким образом мы избавляемся от воздуха в баке. При прокачке вывешиваем передние колеса либо отсоединяем рулевую тягу от сошки. Затем запускаем двигатель Нивы, в то же самое время доливаем масло в бак. Рекомендуется производить заливку масла со скоростью не менее 5,5 литра в минуту, это предотвратит попадание воздуха во всасывающую магистраль. Если масло в баке начинает вспениваться, то это говорит о том, что в систему попал воздух. Немедленно заглушаем силовой агрегат и даем отстояться маслу в течении 20 минут, пока не перестанут появляться пузырьки.

Установка ГУР нового образца на Ниву 21213

Установка ГУР нового образца на Ниву 21213
 Установка ГУР нового образца на Ниву 21213
 Автор mishka 21213

Давно хотел поставить себе усилитель руля, особенно после того, как в качестве семейной машины был куплен 7-ми местный Соболь люкс, шутка ли на стоящей машине весом в 3 т руль перекладывается одной рукой? Но последней каплей была ситуация, когда меня подзажали на парковке супермаркета и пришлось 4 раза сдавать туда-обратно, перекладывая руль из одного положения в другое практически на месте, при этом мне на глаза попалась девушка которая на Шеви Ниве делала то же самое, но очень непринужденно, и уехала раньше меня.

Перелопатив конфу и FAQ, понял, что многие ставят электроусилитель, но при этом невозможно оставить гарант, к тому же я длинноногий, и сидухи у меня от бехи и стоят значительно выше штатных, поэтому было предположение что моторчик усилка будет мешать.

Короче я выбрал гидрач.

Пробежался поиском в нете, оказалось, что предложений не так и много, как хотелось, обзвонив всех понял, что прямо сейчас может предложить ГУР только одна контора, стоимость девайса составила 25 т.р.

Скользкое зеленое существо сомкнуло свои липкие лапы на моем горле, когда я делал заказ, но поезд ушел, отступать поздно.

Привезли в этот же день на дом, причем бесплатно. Оглядев содержимое коробки, спросил курьера — А где инструкция? В ответ услышал, что это коробка, которая поставляется на ВАЗ для установки на 21214-2131, соответственно предполагается, что устанавливать будут профи, которые только этим и заняты. Но они могут прислать сканы старых инструкций + сертификат соответствия на мыло.

Прислали на следующий день.

Я порылся в нете и накопал точно такие же инструкции на сайте НИВА КЛУБа.

В итоге стоимость усилка составила 25 т.р. + стоимость масла 150 р.+ 40 р. нормальные хомуты норма = 25 190 р.

Распечатал инструкции.

Поехал на дачу ставить.

Начать решил с насоса, поскольку если бы ремонт занял больше времени, чем 2 выходных дня, пришлось бы сворачиваться. 

1 этап по инструкции. Снятие всего что мешает под капотом

После нескольких примерок понял, что кронштейн насоса нового образца предназначен для установки на инжекторные моторы, а у меня, напомню, карбюратор.

Ничего общего с тем, что нарисовано в инструкциях. Среднее отверстие приходится на болт крепления бензонасоса. Короче понял, что без болгарочно-сварочных работ не обойтись. Попутно задался вопросом — где же у этих моторов выбивается номер на блоке, ведь новый кронштейн закрывает его. Ко всему прочему нижнее отверстие приходится как раз на площадку с номером двигла.

После пары минут чесания репы и разглядывания картинок на старых инструкциях пришел к выводу, что буду делать крепление похожее на то, что было раньше, то есть сверлить дырку в приливе у основания распределителя зажигания, а нижние крепления — на болты крепления крышки ГРМ.

Для начала отрезал все, что мешало:

внизу для того, чтобы все-таки можно было посмотреть номер двигла, посветив сверху через окно. Отрезал от нижнего уха дистанционную втулку, еще пригодится:

Подвесил кронштейн за верхние ухо к головке блока, подставил дистанционную втулку между приливом и кронштейном, зажал и затянул верхний болт, потом разметил дырку под крепление в прилив и просверлил сначала тонким сверлом, потом сверлом диаметром 6,5 прямо через кронштейн в прилив. Единственно, что нужно контролировать, чтобы отверстие в приливе было глубиной не более 12 мм. Снял кронштейн, нарезал резьбу (здесь надо быть очень аккуратным, нужно резать медленно постоянно убирая стружку из блока, иначе можно сломать метчик или испортить резьбу). Поставил на место, закрутил болты:

Хотел оставить так, но покачав кронштейн понял, что он играет и без нижнего крепления не обойтись. Взял жестянку стал ваять эскиз: обрезал узкую полоску, примерил, разметил карандашом, вырезал, приложил — смотрелось неплохо и лежало ровно, осталось просверлить дырки (кстати еще до этого, когда вертел в руках отрезанное нижнее ухо, приставил его к верхнему отверстию — подошло идеально, если не считать, что отверстие 10 мм, а нужно 6 мм). Приложил это ухо:

Просверлил верхние отверстие, померил — как раз.

Взял немного пластилина размазал в районе нижнего отверстия, приложил, закрепил верхним винтом, постучал молоточком, снял, просверлил второе отверстие:

Опять примерил, все гут. Снял, взял полосу толщиной 5 мм, по образу жестянки изготовил новую:

Фото можно распечатать в масштабе равным с линейкой и вырезать готовый шаблон.

Прикрутил, все подошло, как нельзя лучше.

Прихватывал прямо на месте, закрыв радиатор и бензонасос подручными средствами. Варил полуавтоматом.

Снял, обварил, как следует, прихватил дистанционную втулку, покрасил. Почти фирменное изделие:

Поставил на место, навесил насос.

Пришла пора шкива. Снял снизу защиту, брызговики, и при помощи ПИ,ПИ,ПИ. (читай инструкцию) открутил гайку шкива (сломал один ключ, погнул другой, благо после прочтения статьи fanngornа запасся несколькими).

Надел на удлиненную гайку шкив насоса, потом дистанционную втулку, прикрутил все назад:

Надел ремень:

На все про все потратил полдня.

Дошло дело до рулевой машинки. Предварительно было снято все, что описано в инструкции.

Вырезал из инструкции шаблон для разметки отверстия, разметил на кузове со стороны капота, просверлил дырки на углах, дальше при помощи болгарки и лобзика вырезал отверстие. После примерки отверстие оказалось маленьким (на самом деле не таким и маленьким, просто я не поставил машинку на место, а приложил ее). Увеличил, где казалось мало, поставил машинку на место стало много.

На этом день закончился (сравни время :-()

С утра на следующий день дума: щас все подсоединю соберу и катаца, щааз!

Началось с того, что прикинув пыльник, я не смог понять, как его поставить изнутри: там ведь усилитель щита передка и дыры вкупе с теми, что сделал я —  огого. Пришлось снимать машинку и мерить снаружи.  Резинка вроде встала хорошо, попутно перекрыв большую часть дырок, а вот железяка (видна на фото ниже) могла где-нибудь мешать, но изнутри она упорно не ставилась. Слегка подточив снизу, поставил снаружи, просверлил отверстия, все снял, обмазал резино-битумной мастикой, поставил на место, закрепил винтами:

Стал ставить рулевую машинку, а она упирается в пыльник и еще во что-то — никак не лезет (не вставлялись болты). Ковырялся полчаса (тяжелая ПИ.ПИ.ПИ). В итоге поставил при помощи жены (она воткнула один болт со стороны колеса пока я кряхтел под капотом, вылавливая дырки). После этого все встало на место и ничего не мешало ???? Видимо все-таки мешал пыльник, который пришлось вытягивать, но вкупе с весом машинки это оказалось непросто.

Пошли обедать (зацени время и объем работ :-()

После обеда заклеил оставшиеся изнутри дырки кусочками жести, приклеив их на ту же мастику. Прикинул, где надо резать педальный узел, подрезал, поставил:

Прикрутил главный цилиндр сцепления, прикинул вакуумник — мешает железка, которую ставил до этого и немного сама машинка, подрезал кронштейн вакуумника, подогнул закраину железки, поставил вакуумник. Расширительный бачок поставил на крыло рядом с боковым указателем поворота:

Подсоединил шланги, затянул хомуты.

На фото табличка на рулевой машинке:

Дальнейшее происходило в порядке? обратном снятию деталей.

После того как все собрал, вывесил передок, налил масло, посадил сына за руль и дал задание рулить из стороны в сторону, ребенок отрывался минут тридцать. Зато весь воздух из системы точно вышел, правда, немного пузырьков вышло из спускного штуцера, но это я думаю ерунда.

Первый выезд состоялся в шесть часов вечера. Ощущения, обалдеть!!! Как давно я мечтал вот так просто крутить руль на месте, в движении по прямой наличие усилителя не заметно вообще, но в поворотах первое время приходилось осторожничать, поскольку руки помнят необходимое усилие на руле и норовят перекрутить руль, реактивное действие при выходе из поворота осталось, но руль не рвет из рук, а распрямляет плавно.

Поездка обратно в Москву была необычайно легкая, руль можно было крутить одной рукой все время.

В общем я доволен покупкой и нисколько не жалею о потраченных средствах и времени. И скользкое зеленое существо теперь пинаю ногами!

Единственно, о чем жалею, так это о том, что пришлось снять компрессор, который стоял под капотом вместе со шлангами, но нет предела совершенствованию нашей любимой Нивки, так что, что-нибудь придумаем.

За сим всё!

Михаил ака mishka 21213

P. S. Кстати, на счет Гаранта. Поскольку новый вал большего диаметра, разъемный и некруглый, пришлось слегка подточить одну половинку шайбы, которая крепится на вал. Так, чтобы между половинками была щель на полмиллиметра. Ставится она теперь чуть ближе к рулевому колесу:

поэтому пришлось отрезать часть нижнего кожуха рулевой колонки, ну и хрен с ним. Главное, когда ставите, смотрите чтобы шайба ни за что не цепляла при проворачивании руля.

Приятных ощущений от поездок на любимой мафынке.:-)

02.07.08.

 

Установка ГУРа на Ниву Ваз 21213 2121 21214 .

Усилитель руля хотел еще давно, выбор был между электроусилителем и гидроусилителем. С данным вопросом особо не спешил, и по-тихоньку собирал информацию по данным агрегатам. Насчет эл. усилителей была информация, что они во время движения заклинивали, и стоят они не дешево. А вот гидроусилитель вещь надежная, но цена на новый в 1000 у.е совсем не впечатляла, а б/у найти очень сложно. И однажды пришлось мне прокатиться на новой ниве с ГУРом, честно говоря, я ожидал немножко другого. Руль на ней безусловно легко крутить, но слишком он уж ватный, машину просто не чувствуешь во время езды.
Но время шло, была зима морозы крепкие, и когда ночью мороз увеличивался то масло в редукторе видимо замерзало и руль просто было не повернуть! А тут как раз пришлось повстречать моего знакомого у него был УАЗ и он похвастал, что совсем недавно установил ГУР от бмв 7 серии, я посмотрел систему, в принципе его не сложно было поставить и в любую ниву — ваз 21213 2121 21214.  В течение следующих нескольких дней без проблем удалось найти редуктор с насосом от бмв е34 (о надежности рулевых редукторов которых ходят легенды), после некоторых торгов, я купил редуктор и насос за 100 у.е.
Неспешно начали установку системы на НИВУ. Что бы он нормально подошел, понадобилось развернуть сошку, и на вал редуктора бмв приварить нивовский вал, тогда сошка садиться без проблем! Так как сошка стала намного длиннее, чем с в стоке, то для нее сделали поддержку. Насос встал без проблем, только мешали немного трубки бензонасоса, его пришлось немного развернуть.
Нелегко пришлось с выбором жидкости для ГУРа, как оказалось ее существует два вида: АТФ (красная) и Пентазин (зеленая) производства BMW, в магазине сказали, что если была залита красная значит и нужно лить красную. Но немного полазив по форумам, и ФАКам оказалось что АТФы бывают разных видов, и если залить не тот вид, который был залит, то насос выходит из строя, а вот если залить пентазин, тогда ни каких вопросов не возникает! Пентазин оказался птица редкая в наших краях, в магазинах часто предлагали какую-то зеленую бурду неизвестного производства.  Достать пентазин помог Игорь (Gunther-E34), за что ему огромное спасибо!), правда цена оказалось не дешевая (17евро за литр), но на таком лучше не экономить! Сначала заказал 1 литр жидкости, думал хватит, но не хватило каких-то 150 грамм, и пришлось еще заказывать литр.
Настал тот день когда, все стояло на своих местах, жидкость залита, можно заводить! Запустили, все работает просто замечательно! Впечатления во время езды просто восторг! Машину будто подменили, старая нерасторопная нива стала легкой и маневренной, руль не ватный как Нивах! В нулевой зоне руль немножко тяжелее и острее (на редукторе есть регулировочный винт, которым можно регулировать тяжесть руля)!

Цена вопроса: $200

Источник: www.drive2.ru/cars/lada/4x4_3d/4x4_3d/yuriynagorny/journal/288230376152214878/

Рулевое управление (устройство) Нива ВАЗ 21213, 21214, 2131 lada 4×4

Рулевое управление на «Ниве» может быть с гидроусилителем (начиная с 2009 г.) , без гидроусилителя, а так же оснащённое подушкой безопасности. С ноября 1998 года для повышения пассивной безопасности на автомобили устанавливают телескопический промежуточный вал вместо цилиндрического промежуточного вала, а рулевое колесо крепят самоконтрящейся гайкой.

Рулевой механизм в сборе с приводом (без гидроусилителя)

Верхний вал рулевого управления
верхний вал рулевого управления
11 — подшипник верхнего вала; 12 — кронштейн крепления вала рулевого управления; 13 — втулка замка; 14 — труба кронштейна крепления вала руля; 15 — верхний вал рулевого управления;

Устройство рулевого управления с гидроусилителем (с 2009 г.)

рулевое управление с гидроусилителем

рулевое управление с гидроусилителем

Вид снизу автомобиля на элементы рулевого управления

элементы рулевого управления - вид снизу автомобиля

Расположение элементов рулевого управления на автомобиле: 1, 7 — наружные наконечники рулевых тяг; 2, 6 — регулировочные муфты; 3, 5 — внутренние наконечники рулевых тяг; 4 — насос гидроусилителя; 8 — рулевой механизм; 9 — средняя тяга; 10 — маятниковый рычаг

В систему гидравлического усилителя входят лопастный насос, бачок для рабочей жидкости, шланги подвода и отвода жидкости и рулевой механизм.

система гидроусилителя руля

Система гидроусилителя рулевого управления: 1 — насос гидроусилителя рулевого управления; 2 — прокладка; 3 — болт-штуцер; 4 — шланг высокого давления; 5 — подводящий шланг; 6 — пробка бачка с указателен уровня жидкости; 7 — бачок; 8 — хомут; 9 — рулевой механизм; 10 — шланг низкого давления

См. так же Рулевое управление оснащённое подушкой безопасности


Описание рулевого управления

Рулевое управление – с механической связью, без усилителя. Рулевой механизм – «глобоидальный червяк – двухгребневой ролик», передаточное число редуктора – 16,4.

В вариантном исполнении автомобиль оборудуют гидроусилителем рулевого управления значительно снижающим усилие на рулевом колесе. Если гидроусилитель рулевого управления не функционирует (например, при буксировке автомобиля с неработающим двигателем), возможность управлять автомобилем сохраняется, но для этого требуется прикладывать к рулевому колесу значительно большее усилие.

Рулевая трапеция образована тремя рулевыми тягами (одна средняя и две боковых), сошкой, маятниковым рычагом и рычагами поворотных кулаков. Боковые тяги состоят из двух наконечников, соединенных резьбовой разрезной муфтой. На внутреннем (коротком) наконечнике – правая резьба, на наружном – левая. На соединительной муфте резьба также разного направления, поэтому при ее поворачивании длина боковой тяги может увеличиваться или уменьшаться, что нужно для регулировки схождения колес. Муфта фиксируется на наконечниках стяжными хомутами.

На концах рулевых тяг находятся шаровые шарниры. Их пальцы имеют конусную посадку в рычагах и зафиксированы в них гайками со шплинтами. Шаровая головка пальца вращается в пластмассовом вкладыше, поджимаемом пружиной к корпусу шарнира. Другим концом пружина упирается в стальную заглушку, завальцованную в корпус шарнира. Благодаря конусности наружной поверхности вкладыша и внутренней поверхности корпуса шарнира при поджатии вкладыша выбирается люфт между вкладышем и шаровой головкой пальца.

Чтобы убедиться, что вкладыш не заклинен в корпусе, рукой или монтажной лопаткой нажимают на корпус шарнира в направлении пальца – при этом палец должен уйти внутрь корпуса на 0,5–1,5 мм. При заклинивании шарнира или ощутимом люфте в нем заменяют рулевую тягу (рулевой наконечник). От влаги и грязи шарнир защищен резиновым чехлом, напрессованным на корпус. При повреждении чехла немедленно замените его, удалив с поверхности шарнира старую смазку и добавив новую (ШРБ-4).

Кронштейн маятникового рычага прикреплен к правому лонжерону двумя болтами с самоконтрящимися гайками. Корпус кронштейна – литой, из алюминиевого сплава. В нем установлены две пластмассовые втулки, в которых вращается ось маятникового рычага. Сверху и снизу на ось надеты шайбы, которые поджимают втулки к корпусу кронштейна. Нижняя шайба упирается в маятниковый рычаг, закрепленный на оси самоконтрящейся гайкой, верхняя – в гайку со шплинтом. Эту гайку затягивают на снятом кронштейне так, чтобы маятниковый рычаг не проворачивался под собственным весом, а лишь под нагрузкой 1–2 кгс. На рабочие поверхности втулок и в пространство между осью и корпусом закладывают смазку Литол-24. Для защиты от грязи служат два резиновых уплотнительных кольца, установленных между шайбами и корпусом рычага. При износе втулок их заменяют, при износе корпуса или оси заменяют кронштейн.

Рулевой механизм прикреплен тремя болтами с самоконтрящимися гайками к левому лонжерону. Его корпус – литой, из алюминиевого сплава. В его нижней (удлиненной) части запрессованы две бронзовые втулки, в которых вращается вал рулевой сошки. На нижнем шлицевом конце вала гайкой закреплена рулевая сошка (она устанавливается на вал только в определенном положении). На верхней части вала выполнен прилив с вырезом; в нем расположен двухгребневой ролик, вращающийся в шариковых или игольчатых подшипниках. В Т-образный паз на верхнем торце вала входит головка винта, которым регулируется зазор между роликом и червяком (см. ниже). Осевой люфт головки в пазу не должен превышать 0,05 мм; это достигается подбором толщины надеваемой на винт регулировочной пластины. Винт перемещается по резьбе в крышке рулевого механизма и стопорится гайкой и фигурной шайбой.

Возможны два варианта установки ролика вала сошки: на игольчатом или на шариковом подшипнике.

Червяк рулевого механизма вращается в двух шариковых радиально-упорных подшипниках, зазор в которых регулируется подбором прокладок между корпусом и нижней крышкой (при этом из механизма выливается масло, по окончании регулировки его уровень необходимо восстановить). При правильно отрегулированном зазоре момент проворачивания вала червяка (со снятым валом сошки) должен быть в пределах 20–49 Н.см. Если он меньше, уменьшают толщину пакета прокладок, если больше – увеличивают. После установки вала сошки регулируют зазор в зацеплении ролика с червяком: момент сопротивления проворачиванию вала червяка при повороте на 30° вправо-влево от среднего положения должен быть 88–118 Н.см, а при больших углах – не более 69 Н.см. На практике простейший контроль заключается в следующем: на снятом рулевом механизме вал червяка должен проворачиваться от руки с заметным возрастанием усилия вблизи среднего положения, осевого люфта вала быть не должно.

Для заливки масла в картер рулевого механизма в верхней крышке предусмотрено отверстие, закрываемое резьбовой пробкой. Трансмиссионное масло заливают до кромки этого отверстия (0,215 л), по нему же контролируют уровень. Утечка масла возможна из-под нижней крышки подшипника вала червяка (из-за ее деформации) или через сальниковые уплотнения валов сошки и червяка. Ремонт редуктора в домашних условиях (за исключением регулировки зазоров и замены сальников) не рекомендуется.

Рулевой вал – двухзвенный, состоит из верхнего и промежуточного валов. Верхний вал вращается в двух подшипниках с резиновыми втулками, завальцованных в трубе кронштейна вала. В нижней части к валу приварено кольцо с пазом, в который входит запорный ригель противоугонного устройства. На верхнем шлицевом конце вала закреплено рулевое колесо, гайка его крепления закернена.

Промежуточный вал имеет на концах карданные шарниры с разрезными шлицевыми наконечниками, стягиваемыми болтами; нижний соединен с валом червяка, верхний — с верхним рулевым валом.

Травмобезопасность рулевого управления обеспечивается складыванием рулевого вала за счет карданных шарниров и особого крепления кронштейна рулевого вала. Последний прикреплен к кронштейну кузова в четырех точках: сверху – на приварных болтах с гайками и шайбами, снизу – специальными отрывными болтами с фиксирующими пластинами. При столкновении края фиксирующих пластин деформируются и проскакивают через прямоугольные отверстия кронштейна рулевого вала. При этом за счет складывания рулевого вала рулевое колесо перемещается не назад, а вверх и вперед, уменьшая вероятность травм грудной клетки водителя.

Видео

Одной левой — журнал За рулем

ГИДРОУСИЛИТЕЛЬ РУЛЕВОГО УПРАВЛЕНИЯ

Понятно, что обойтись можно не только без гидроусилителя — всякие кондиционеры-прикуриватели тоже в какой-то мере элементы роскоши. Однако сегодня гидроруль встретишь даже на совсем легких иномарках, а вседорожник без него — скорее исключение, чем правило. Оно и понятно: одно дело слегка пошевеливать рулем на шоссе и совсем другое — крутить его от упора до упора на разбитой лесной грунтовке. А поскольку «Нива» пусть недорогой, но настоящий вседорожник, гидроусилитель ей еще как желателен.

ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ

Возможность оснастить свою машину столь полезной опцией появилась у владельцев «нив» лет, наверное, десять назад. Тогда для этого адаптировали гидроусилитель известной немецкой фирмы ZFLS модели 8052. Только цена под 2000 долларов начисто отбивала желание такого тюнинга.

Другое дело — сегодня. Тольяттинская фирма «Рулевые системы» освоила производство «нивовского» усилителя за вполне разумную цену. Совместная разработка «Рулевых систем», ВАЗа и ZF получилась почти в четыре раза дешевле зарубежного аналога. (Продукция сертифицирована для семейства «Нива», см. ЗР, 2003, № 11, с. 184).

Дело в том, что корпус и крышка рулевого механизма для «Нивы» отличаются от оригинала ZF8052, поэтому немцы их делали чуть ли не штучно. Себестоимость комплекта при таком раскладе, естественно, намного возросла. Наладив же производство этих деталей у себя, но оставив серийные комплектующие немецкими, удалось получить вполне приемлемую цену всего комплекта.

Принципиальное отличие нового ГУРа (модель 21.3400012) от устаревшего сегодня ZF8052 — золотниковый распределитель роторного типа (производства ZF) вместо вращающегося золотникового. Аналогичная конструкция с середины 90-х годов успешно работает в модели ZF8070 на многих европейских машинах. Золотниковый роторный распределитель существенно повышает чувствительность рулевого управления, поскольку с ним меньше свободный ход руля.

Другая особенность новинки — картер рулевого механизма при установке на «Ниву» практически не требует изменений в самом автомобиле. В перспективе — усилители с электронной системой управления, изменяющей коэффициент усиления в зависимости от скорости автомобиля, и золотники с повышенным усилием в центре (см. рис.).

Как устроен и работает штатный рулевой механизм «Нивы», знают, наверное, все. За 33 года существования «классики» он практически не изменился. Чуть подробнее о новинке — рулевом механизме со встроенным гидроусилителем.

Его задача — уловить намерение водителя изменить направление движения машины и повернуть колеса на нужный угол. По сути, водителю остается лишь перемещать рулем золотник, а он, направляя поток жидкости от насоса, управляет движением поршня. Поршень, он же рейка, находится в зацеплении с зубчатым сектором на валу сошки и крутит его вправо или влево по мере необходимости. Если усилие гидравлики недостаточно, в работу включатся мышцы водителя — внутри поршня есть резьба, а в ней на шариках вращается винт, связанный через торсион с валом рулевой колонки. Эта же резьба позволяет сохранить управление машиной и при неработающем усилителе. Масло, гонимое поршнем, будет перекачиваться через клапан, минуя насос.

Монтаж гидроусилителя на нашу «Ниву» занял несколько часов. В установочном комплекте есть подробнейшая инструкция, точнее, операционная карта с указанием последовательности действий, необходимого инструмента, моментов затяжки крепежа и шаблонов для разметки нужных отверстий. Приводить ее здесь нет необходимости. Самое трудоемкое — вырезать отверстия в щите передка и доработать сошку — доступно даже новичку. Зато результат! Машина с гидроусилителем преобразилась настолько, что сразу отпали все сомнения в целесообразности этого приобретения. Езда по бездорожью стала уже не борьбой с препятствиями, а забавой. Руль настолько легкий, что в первые минуты движения кажется, что вал оборвался или палец сошки лопнул. Усилитель при этом работает совершенно бесшумно. К хорошему привыкаешь быстро, и теперь после нашей «Нивы» даже переднеприводные ВАЗы кажутся непомерно тяжелыми в управлении.

Установочный комплект гидроусилителя руля ГУР 21.3400012 снабжен подробной инструкцией, и монтаж его на автомобиль по силам даже

новичку.

Перспектива. Изменение момента на рулевом колесе (помощь гидроусилителя) для разных скоростей автомобиля (сервотроник).

Руль (и золотник) повернуты вправо: 1 — торсион; 2 — золотник; 3 — винт;

4 — шарики; 5 — гайка-поршень;

6 — сектор; 7 — бачок; 8 — насос;

9 — корпус золотника.

Схема золотника с повышенным усилием в центре.

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГИДРАВЛИЧЕСКОГО И МЕХАНИЧЕСКОГО РУЛЯ

Модель ГУР 21. 3400012 Мех. 21213 

Тип Винт-шариковая гайка с распределителем Глобоидальный червяк-

роторного типа

Прокачка гидроусилителя руля Нива ВАЗ 21213, 21214, 2131 lada 4×4

Прокачать гидроусилитель бывает необходимо при попадании в его систему воздуха во время ремонта, или при потере герметичности. Признаком наличия воздуха в системе является подклинивание руля при попытке его резкого поворота. Кроме того, насос издает повышенный шум в момент поворота руля, а жидкость в бачке обычно вспенивается.

1. При среднем положении рулевого колеса пустите двигатель на 10-15 с.

2. Остановите двигатель, не вращая рулевое колесо

3. Поверните рулевое колесо до упора в одну сторону.

удаление воздуха из гидроусилителя руля

4. Снимите защитный колпачок с клапана выпуска воздуха.
(для наглядности сняты главный тормозной цилиндр и усилитель)

клапан выпуска воздуха гидроусилителя

5. Ключом «на 8» ослабьте клапан выпуска воздуха на рулевом механизме.

клапан выпуска воздуха гидроусилителя

Надеваем на головку штуцера про зрачный шланг, опустив его свобод ный конец в сосуд.
Далее отворачиваем штуцер на пол оборота.

прокачка гидроусилителя

6. Не заворачивая клапан, поверните рулевое колесо до упора в другую сторону.
При этом из клапана должен выйти воздух, а затем жидкость.

7. Не трогая руль, заверните клапан выпуска воздуха.

8. Долейте в бачок жидкость, пустите двигатель и поворачивайте руль в обе стороны до упора, не задерживая его в крайних положениях. После того как выход пузырьков воздуха в бачке прекратится, остановите двигатель.

прокачка гидроусилителя

9. Долейте жидкость до уровня верхней риски на указателе крышки бачка.

Видео

Замена насоса гидроусилителя руля Нива ВАЗ 21213, 21214, 2131 lada 4×4

В случае когда насос гидроусилителя выходит из строя, то заменяется он в сборе, т.к. его ремонт требует наличие специальных инструментов и оборудования.

Снимаем запасное колесо.

Снимаем ремень насоса гидроусилителя руля (см. тут)

(Труба и опора запасного колеса для наглядности сняты.)

Крестовой отверткой или ключом «на 8» ослабляем хомут подводящего шланга насоса.

шланги гидроусилителя

Ослабив и сдвинув хомут, отсоединяем подводящий шланг насоса от штуцера насоса и сливаем рабочую жидкость в подходяую тару.

шланги гидроусилителя

Головкой «на 22» отворачиваем болт-штуцер крепления наконечника напорного шланга.

штуцер насоса гидроусилителя

Вынимаем болт-штуцер.
(Если на новом насосе отсутствует этот болт, воспользуйтесь старым)

Болт уплотнён с двух сторон медными шайбами. Осмотрите их, сильно обжатые и деформированные шайбы следует заменить.

замена гидроусилителя

Головкой «на 13» отворачиваем два болта крепления насоса к задней пластине.

снятие насоса гидроусилителя

Рожковым ключом «на 13» отворачиваем три болта крепления насоса к передней пластине.

замена насоса гидроусилителя

Снимаем насос.

насос гидроусилителя
Насос гидроусилителя рулевого управления.

Для снятия шкива, придерживая вал насоса от проворачивания шестигранником «на 9», ключом «на 13» отворачиваем три болта крепления шкива к фланцу вала насоса…

замена шкива насоса гидроусилителя

…и снимаем шкив.

Для снятия кронштейна натяжного устройства…

замена кронштейна насоса гидроусилителя

…ключом «на 13» отворачиваем гайку крепления держателя трубки подвода масла к гидравлическому натяжителю цепи привода ГРМ.

снятие крепления гидроусилителя

Ключом «на 13» отворачиваем гайку крепления кронштейна натяжного устройства к блоку цилиндров двигателя.

снятие крепления гидроусилителя

Головкой «на 13» отворачиваем нижний болт крепления кронштейна натяжного устройства к блоку цилиндров.

снятие крепления гидроусилителя

Приподняв трубку, ключом «на 13» отворачиваем болт крепления кронштейна натяжного устройства к головке блока цилиндров двигателя.

снятие крепления гидроусилителя

Вынимаем болт.

снятие крепления гидроусилителя

Снимаем кронштейн натяжного устройства в сборе с передней и задней пластинами крепления насоса.

Для демонтажа кронштейна

кронштейн насоса гидроусилителя

…ключом «на 13» отворачиваем гайки болтов крепления пластин к кронштейну натяжного устройства…

поастины крепления насоса гидроусилителя

…и разъединяем детали.

Устанавливаем кронштейн натяжного устройства и насос гидроусилителя рулевого управления в обратной последовательности.

Заливаем в бачок рабочую жидкость и прокачиваем систему гидроусилителя рулевого управления (см. «Прокачка системы гидроусилителя руля»).

Видео

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о