На гусеницах: Самодельные гусеничные вездеходы — на катках и гусеницах своими руками – Самодельный гусеничный вездеход «ПАРМА»

Колесно-гусеничный вездеход «Землянин»


Гусеничный вездеход «Землянин». Создатель «Alekseevich52» под таким ником зарегистрирован на форуме «Лунохода.Нет» Андрей Алексеевич Раевский из Нижнего Новогорода.

Малый гусеничный вездеход на колесно-гусеничном ходу получился очень хорошим и добротным, об этом даже показали сюжет в областном телевидении.

[media=https://youtu.be/7UAQvHO17p4]

Все началось с подготовки и сбора мелких запчастей и агрегатов. Самая муторная часть работы -это изготовление гусеницы.
С этого и начал наш конструктор автосамоделки.

Траки сделаны из трубы 50х25 мм.

Колесно-гусеничный вездеход «Землянин»
Упоры или направляющие гусениц сделаны из кругляка диаметром 10 мм, высота 80 мм.
Колесно-гусеничный вездеход «Землянин»
Грунтозацепы сделаны из арматуры.
Колесно-гусеничный вездеход «Землянин»

Торцы траков заварены наглухо, чтобы грязь и вода не попали вовнутрь.
Колесно-гусеничный вездеход «Землянин»
Отверстия просверлены для крепления траков к транспортерной ленте.
Колесно-гусеничный вездеход «Землянин»
Так пойдет гусеница по колесам.
Колесно-гусеничный вездеход «Землянин»
Все сварено на траках и грунтозацепы и направляющие.
Колесно-гусеничный вездеход «Землянин»
Траки покрашены.
Колесно-гусеничный вездеход «Землянин»

Лента нарезана для гусениц по ширине и по длине.
Колесно-гусеничный вездеход «Землянин»
Инструмент для сборки гусениц.
Колесно-гусеничный вездеход «Землянин»
Гусеницы собраны, размеры по вершинам клыков-215 мм, по низам-165 мм.
Колесно-гусеничный вездеход «Землянин»
Трак из трубы шириной 50 мм, зазор между траками 80 мм.
Колесно-гусеничный вездеход «Землянин»
Арматура 8 мм, чтобы не проворачивалось ведущее колесо.
Колесно-гусеничный вездеход «Землянин»
Подготовка двигателя к установке.
Колесно-гусеничный вездеход «Землянин»
Укороченные полуоси.
Колесно-гусеничный вездеход «Землянин»
Мост с укороченными чулками.
Колесно-гусеничный вездеход «Землянин»
Ось от сеялки с муфтой для изготовления блокировки.
Колесно-гусеничный вездеход «Землянин»
Блокировка из одной муфты, а привод-цепная, механизм размыкания еще не придуман.
Колесно-гусеничный вездеход «Землянин»
Рама сварена и одеты на колеса гусеницы.
Колесно-гусеничный вездеход «Землянин»
Фланцы срезаны с того же моста донора и пригодились.
Колесно-гусеничный вездеход «Землянин»
Двигатель занял свое место.
Колесно-гусеничный вездеход «Землянин»
Это чистик, зачищать ведущее колесо от снега и грязи.
Колесно-гусеничный вездеход «Землянин»

Обкатка работы подвески, пока без гусеницы.
Колесно-гусеничный вездеход «Землянин»
Колесно-гусеничный вездеход «Землянин»
Колесно-гусеничный вездеход «Землянин»
Расположение колес на раме по размерам.
Колесно-гусеничный вездеход «Землянин»
Проверка натяжения гусениц путем накатки на бревна удовлетворительная.
Колесно-гусеничный вездеход «Землянин»
Раздатка находится внутри лодки.
Колесно-гусеничный вездеход «Землянин»
Подвесной подшипник.
Колесно-гусеничный вездеход «Землянин»
Подшипник вварен в корпус с герметизацией.
Колесно-гусеничный вездеход «Землянин»
Привод переднего моста выведен наружу.
Колесно-гусеничный вездеход «Землянин»
К фланцу закрепится вал карданный, который будет вращать передний мост.
Колесно-гусеничный вездеход «Землянин»
Средние рычаги крепления опорных колес.
Колесно-гусеничный вездеход «Землянин»
Оси колеса прикреплены к раме и одеты амортизаторы.
Колесно-гусеничный вездеход «Землянин»
Гусеницы одеты.
Колесно-гусеничный вездеход «Землянин»
Колесно-гусеничный вездеход «Землянин»
Подвеска работает отлично.видео

Сальники для переднего моста.

Колесно-гусеничный вездеход «Землянин»

Привод переднего моста через корпус лодки собран.
Колесно-гусеничный вездеход «Землянин»
Установка карданного вала на передний мост.
Колесно-гусеничный вездеход «Землянин»
Валы для сборки узла блокировки.
Колесно-гусеничный вездеход «Землянин»
Блокировку собрал.
Колесно-гусеничный вездеход «Землянин»
Привод ведущих колес через цепную передачу.
Колесно-гусеничный вездеход «Землянин»
Колесно-гусеничный вездеход «Землянин»
Крепление суппорта переднего моста.
Колесно-гусеничный вездеход «Землянин»
Тормозные колодки собраны на суппорте.
Колесно-гусеничный вездеход «Землянин»
Мост готов передний к установке.
Колесно-гусеничный вездеход «Землянин»
Низ вездехода загрунтован и готов к сборке.
Колесно-гусеничный вездеход «Землянин»

Установлен вал карданный к переднему мосту.
Колесно-гусеничный вездеход «Землянин»
Мост передний в сборе.
Колесно-гусеничный вездеход «Землянин»
Лодка на колесах, дальше установка двигателя и т.д.
Колесно-гусеничный вездеход «Землянин»
Сделана вилка для выжимного.
Колесно-гусеничный вездеход «Землянин»
Колесно-гусеничный вездеход «Землянин»

Колесно-гусеничный вездеход «Землянин»
Колесно-гусеничный вездеход «Землянин»
Рычаг переключения передач установлен в горизонтальном положении.
Колесно-гусеничный вездеход «Землянин»
Колесно-гусеничный вездеход «Землянин»
Колесно-гусеничный вездеход «Землянин»
Колесно-гусеничный вездеход «Землянин»

Тест работы рычага переключения передач. видео

Тест работы рычага отключения блокировки и торможения. видео

Расстояние между фланцем и суппортом ведущего колеса.

Колесно-гусеничный вездеход «Землянин»
Изготовлен и установлен вал карданный от УАЗа.
Колесно-гусеничный вездеход «Землянин»
Пробный выезд без гусениц.видео

Первый выезд. видео.

Гусеница собрана из транспортерной ленты толщиной 10 мм, 4 слоя корда, состыкована внахлест под три трака.

Колесно-гусеничный вездеход «Землянин»
Выпал снег и автосамоделку адаптировал под расчистку снега.
Колесно-гусеничный вездеход «Землянин»
Колесно-гусеничный вездеход «Землянин»
Вездеход готов.
Колесно-гусеничный вездеход «Землянин»

Про вездеход снимали и соседи.

А все остальное очень интересное видео про «Землянина» смотрите здесь.
Андрею Алексеевичу успехов в деле вездеходостроительства.


Источник Колесно-гусеничный вездеход «Землянин» Доставка новых самоделок на почту

Получайте на почту подборку новых самоделок. Никакого спама, только полезные идеи!

*Заполняя форму вы соглашаетесь на обработку персональных данных

Становитесь автором сайта, публикуйте собственные статьи, описания самоделок с оплатой за текст. Подробнее здесь.

Гусеничный движитель — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 31 октября 2019; проверки требуют 4 правки. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 31 октября 2019; проверки требуют 4 правки. Гусеничный движитель снегоболотохода «Ухтыш» Гусеничный движитель Т-14. Принципиальная схема гусеничного движителя.

Гусеничный движитель — движитель самоходных машин, в котором тяговое усилие создаётся за счёт перематывания гусеничных лент.

В литературе встречается название — Гусеничная платформа.

Гусеничный движитель обеспечивает повышенную проходимость. Большая площадь соприкосновения гусениц с почвой позволяет обеспечить низкое среднее давление на грунт — 11,8—118 кПа, то есть меньше давления ноги человека. Тем самым гусеничный движитель предохраняется от глубокого погружения в грунт.

В 1770 году ирландский изобретательный помещик Ричард Лоуэлл Эджуорт придумал дополнить обычный экипаж деревянными переносными рельсами – «катящейся дорогой, образуемой деревянными плашками, несомыми повозкой и выстилаемыми регулярно таким образом, что они всегда имеют соприкосновение с почвой, достаточное для движения повозки». Так появился первый прообраз гусеничного хода.

В XIX веке «непрерывную дорогу» в разных вариантах изобретали не менее десятка раз (Томас Джердман в 1801 г., Уилям Палмер в 1812 г., Джон Ричард Бари в 1821 г., Джордж Кейли в 1825 г. и другие), в том числе и в России.

12 марта 1837 года штабс-капитан русской армии Дмитрий Андреевич Загряжский подал в Министерство финансов ходатайство о выдаче ему патента на экипаж с плоскозвенчатой металлической гусеницей. В протоколе комиссии, рассматривавшей предложение изобретателя, говорится: «из представленных Загряжским описания и чертежей его изобретения видно, что около каждого обыкновенного колеса, на которых катится экипаж, обводится железная цепь, натягиваемая шестиугольными колесами, находящимися впереди обыкновенного. Бока шестиугольных колёс равняются звеньям цепи, цепи сии заменяют до некоторой степени железную дорогу, представляя колесу всегда гладкую и твердую поверхность». В октябре 1837 года патент был выдан. Промышленники не заинтересовались и не оценили преимуществ гусеничного хода, а Д. А. Загряжский, не имея средств, не смог реализовать своё изобретение и в 1839 году патент был аннулирован.

Определенный вклад внес и другой русский изобретатель — Фёдор Абрамович Блинов. Он получил в 1879 году «привилегию» (патент) 2245 на изобретение «вагона с бесконечными рельсами, для перевозки грузов», в котором предложил оригинальную систему поворота гусеничной повозки.

Составные части гусеничного движителя[править | править код]

Частично собранный японский танк Чи-Ну
  • С поддерживающими катками, задним ведущим колесом и свободными ленивцами.
  • Без поддерживающих катков с задним расположением ведущих колёс.
  • С поддерживающими катками, передними ведущим колесом и несущим ленивцем.
  • Без поддерживающих катков с передним ведущим колесом.
  • Быстрый износ трущихся деталей (проушины, пальцы)
  • Поломки траков при неравномерной нагрузке
  • Попадания снега и камней между гусеницами и катками
  • Антонов А. С. Армейские гусеничные машины. Часть 2. 1964.
  • Бархударов. Танки, основы теории и конструкции. 1968.
  • Чобиток В. А., Данков Е. В., Брижинев Ю. Н. и др. Конструкция и расчёт танков и БМП. Учебник. — М.: Воениздат, 1984. — 376 с.
  • Буров С. С. Конструкция и расчёт танков. — М.: ВА БТВ, 1973. — 603 с.
  • Подвижность танков и конструктивные пути её обеспечения. 1980.

Гусеничная лента — Википедия

Гу́сеничная ле́нта, «гу́сеница» — замкнутая сплошная лента или цепь из шарнирно-соединённых звеньев (траков), применяемая в гусеничном движителе. На внутренней поверхности гусеницы имеются впадины или выступы, с которыми взаимодействуют ведущие колёса, опорные и поддерживающие катки машины. Внешняя поверхность гусеницы снабжена выступами («грунтозацепами»), которые обеспечивают сцепление с грунтом. Для увеличения сцепления гусеницы на грунтах с низкой несущей способностью используются дополнительные съёмные «шпоры».

Гусеницы могут быть металлическими, резино-металлическими и резиновыми. На тяжёлых транспортных средствах наибольшее распространение получили металлические гусеницы с разборными или неразборными звеньями. Для повышения износостойкости и срока службы гусениц их звенья, а также соединительные элементы (пальцы, втулки) изготовляют из специальной высокомарганцовистой стали и подвергают термической обработке, а также используют резино-металлические шарниры, шарниры с игольчатым подшипником и др.

На снегоходах и лёгких вездеходах применяют преимущественно резино-металлические или резиновые гусеницы.

Изобретателем гусеницы в России считается русский крестьянин Фёдор Абрамович Блинов. В 1877 году он изобретает вагон на гусеничном ходу. В нижней части рамы крепились на рессорах две тележки, которые могли поворачиваться в горизонтальной плоскости вместе с осями опорных колёс. Бесконечные рельсы вагона представляли собой замкнутые железные ленты, состоящие из отдельных звеньев. Вагон имел четыре опорных колеса и четыре ведущие звёздочки. В 1878 году купец Канунников, рассчитывая на прибыли от внедрения гусеничного хода, вошёл с ходатайством в Департамент торговли и мануфактур с прошением о выдаче Блинову привилегии, каковая за № 2245 и была получена год спустя. Вводная часть гласила: «Привилегия, выданная из Департамента торговли и мануфактур в 1879 году крестьянину Фёдору Блинову, на особого устройства вагон с бесконечными рельсами для перевозки грузов по шоссейным и просёлочным дорогам…»

В США изобретателями гусеничного хода считаются Бэст и Хольт, которые создали трактор с навешенным на него бульдозерным оборудованием — он и стал прообразом современного бульдозера. Caterpillar — название компании, основанной этими изобретателями, в переводе означает «гусеница».

Во Франции прообраз современного гусеничного движителя впервые был создан в 1713 году д’Эрманом; проект, получивший положительный отзыв французской академии, представлял собой тележку для тяжёлых грузов, перекатывающуюся на бесконечных лентах из деревянных катков, концы которых шарнирно соединены планками. Годом создания гусеничного движителя можно считать 1818-й, когда француз Дюбоше получил привилегию на способ устройства экипажей с подвижными рельсовыми путями.

Помимо гусеницы как части гусеничного движителя для автотранспортной техники и задолго до изобретения гусеничных амфибий гусеница также применялась в качестве движителя для водного транспорта. Такая гусеница представляла собой конвейер с веслами. Она была изобретена в 1782 году изобретателем по имени Десбланкс. В США она была запатентована в 1839 году Уильямом Левенуорфом.

Гусеница применялась в качестве движителя для водного транспорта. Гусеница танка Т-70 Caterpillar track segments.jpg Caterpillar track segments.jpg Смена гусеничной ленты на танке Меркава Mk.3
  • По материалу изготовления:
    • металлическая.
    • резино-металлическая.
    • резиновые.
  • По типу используемого шарнира:
    • с параллельным шарниром.
    • с последовательным шарниром.
  • По типу смазки шарнира:
    • сухая (или с открытым металлическим шарниром). Достоинствами конструкции является простота и надёжность в эксплуатации. Необходимый ресурс обеспечивается высокими механическими свойствами деталей шарнира.
    • закрытая. Оригинальное уплотнение в шарнире «звено-втулка» обеспечивает сохранность смазки между трущимися поверхностями пальца и втулки в течение всего срока службы гусеницы.
    • с жидкой смазкой. Оригинальное уплотнение из армированного полиуретана и резины обеспечивает полную герметичность шарнира, чем достигается наибольший срок службы гусеницы.
    • с резино-металлическим шарниром. Между пальцем шарнира и звеном используется резиновая втулка, изгиб гусеницы в местах сочленения траков происходит за счёт смещения слоев резины, благодаря чему исключается трение сталь по стали и значительно повышается ресурс пальцев и звеньев гусеницы.
    • с игольчато-подшипниковым шарниром. В качестве втулки используется игольчатый подшипник. Ресурс гусеницы возрастает, но значительно усложнена её конструкция.
  • По типу звеньев:
    • литые.
    • штампованные.
    • сварные.

На гусеничную технику могут устанавливаться различные типы гусениц.

Наиболее распространенными являются гусеницы с открытым шарниром (ОШ), резино-металлическим шарниром (РМШ) и цельнолитые армированные резиновые гусеницы.

Также гусеницы разделяются на асфальтоходные и не асфальтоходные.

К асфальтоходным относятся гусеницы с резиновыми (полиуретановыми и т. п.) башмаками, исключающими соприкосновение металлических частей звеньев о дорожное покрытие, а также цельнолитые резиновые гусеницы.

Асфальтоходные гусеницы с РМШ[править | править код]

Рис.1 Асфальтоходные гусеницы с РМШ

На легкие снегоболотоходы (например ГАЗ-3409 «Бобр») могут быть установлены гусеницы с резинометаллическим шарниром, обрезиненными беговыми дорожками и резиновыми башмаками. Гусеницы мелкозвенчатые, цевочного зацепления. Каждая гусеница состоит из звеньев 4 (рис. 1), соединённых шарнирно одно с другим пальцами 5, резиновых башмаков 6 и деталей крепления: болтов 2 и пружинных шайб 3. Пальцы запрессованы в проушины так, что сплошная сторона резиновых втулок обращена к наружной стороне проушин. Пальцы удерживаются в проушинах за счёт натяга резины и дополнительного стопорения не требуют. Башмак 6 представляет собой резинокордную конструкцию. Закреплён башмак подкладками 7 с помощью двух болтов 2 и пружинных шайб 3.

Болты затягиваются динамометрическим ключом. Гусеницы монтируются на ходовую часть таким образом, чтобы звенья располагались на грунте тремя проушинами вперёд, а двумя назад. Гусеницы с лёгкими тонкостенными звеньями и резиновыми башмаками рассчитаны на преимущественную эксплуатацию снегоболотохода по мягким грунтам (снежная целина, болото и т. п.), вызывая минимальные повреждения растительного покрова. Следует ограничивать эксплуатацию техники на дорогах с твёрдым покрытием (каменистые дороги, просеки и т. п.), так как это вызывает максимальный износ и повреждение башмаков гусениц. При эксплуатации гусеницы ослабевают, поэтому рекомендуется периодически их проверять и, при необходимости, подтягивать. Движение с чрезмерно ослабленными гусеницами может привести к спаданию гусениц и повреждению при этом резиновой ошиновки опорных катков, а также обрезиненной беговой дорожки. При чрезмерном натяжении гусениц возрастают потери мощности на их перематывание, снижаются динамические качества техники и возрастает износ зубьев ведущих колёс и цевок гусениц. Когда натянуть гусеницы механизмом натяжения не удаётся, следует удалить из каждой гусеницы по одному звену и снова их натянуть.

Гусеницы РМШ[править | править код]

Рис.2 Резино-металлический шарнир (РМШ)

Каждая гусеница состоит из N звеньев 1 (рис.2), соединённых одно с другим пальцами 2. Правая и левая гусеницы взаимозаменяемы. При замене палец запрессовывается в проушины так, чтобы сплошная сторона резиновых втулок была обращена к наружной стороне проушин. Пальцы удерживаются в проушинах за счёт натяга резины. Гусеницы монтируются на ходовую часть таким образом, чтобы звенья располагались на грунте двумя проушинами вперёд, а тремя назад.

Гусеницы рассчитаны на преимущественную эксплуатацию техники по мягкому грунту (снежная целина, заболоченная местность, грунтовые дороги и т. п.). Развитые грунтозацепы звеньев создают хорошее сцепление гусениц с грунтом, обеспечивая высокую проходимость снегоболотохода по снегу и болотам. При износе грунтозацепов сцепные качества гусениц падают. Аналогичные гусеницы устанавливаются на снегоболотоходы ГАЗ-34039 «Ирбис», ТТМ и т. п.

Гусеницы ОШ[править | править код]

Каждая гусеница состоит из N-количества штампованных звеньев(траков) (рис. 3), соединённых шарнирно друг с другом при помощи пальцев.

Рис.3 Открытый шарнир (ОШ)

Гусеницы надеваются на ходовую часть так, чтобы звенья располагались на земле тремя проушинами вперёди двумя назад. Пальцы ставятся головками наружу, а стопорными кольцами внутрь к корпусу снегоболотохода. Таким образом, по положению пальцев различаются правая и левая гусеницы. Данный тип гусениц также применяется на снегоболотоходах ГАЗ-34039. По мере износа пальцев и проушин звеньев гусеницы удлиняются, и натяжение их ослабевает. Движение с чрезмерно ослабленными гусеницами приводит к разрушению резиновой ошиновки направляющих колёс, а также к спаданию гусеницы на ходу и повреждению при этом шин опорных катков. Поэтому необходимо периодически проверять и подтягивать гусеницы, не допуская их излишнего провисания. Следует помнить, что чрезмерное натяжение гусеницы увеличивает её износ и ухудшает разгон техники. При натяжении гусениц учитывать, что во время движения техники талый снег и липкая грязь набиваются на беговую дорожку гусеницы, увеличивая её натяжение, по этому для движения в этих условиях гусеницы можно натягивать слабее. Систематически при выезде и в пути необходимо следить за состоянием пальцев гусениц, чтобы не допустить их выпадания из-за спадания стопорного кольца. Выпадание пальца приводит к разъединению гусеницы на ходу. Установка новых стопорных колец производится при помощи специальной оправки, имеющейся в комплекте инструмента водителя.

Асфальтоходные резиновые армированные гусеницы[править | править код]

Рис.4 Резиновая гусеница рис.5 Сечение резиновой гусеницы

Гусеницы состоят из одного резинового элемента, упрочнены в поперечном направлении стальными поперечинами, а в продольном направлении — полосами текстильного корда.

На гусенице имеются грунтозацепы для увеличения сцепления при передвижении по пересечённой местности (например по глубокому снегу). Стрелки по краям гусениц показывают направление движения. Тяговое усилие передаётся гусенице через зубья ведущих колес в зацеплении с поперечинами гусениц (рис. 4, 5). Данные гусеницы применяются на снегоболотоходах ГАЗ-3351.

  • Как и у колеса, в отсутствие буксования скорость относительно земли верхней части гусеницы вдвое выше скорости самого транспорта, а соприкасающейся с землей части гусеницы — равна нулю[1].
  • Стержни, скреплявшие гребенчатые звенья гусениц танка Т-34, не имели фиксатора. Для того, чтобы стержень не выпадал при движении, на броневом корпусе были сделаны специальные выступы, которые забивали его обратно в гусеницу. Этот факт был особо отмечен в отчёте Абердинского полигона как «гениальный».
  1. Сергеев Л.В. Теория танка. — М., 1973. — С. 191. В качестве задачи (№ 28.6) для частного случая скорости трактора 5 м/с этот факт также упоминается в 1 томе «Элементарного учебника физики» под ред. Г.С.Ландсберга (ответ — 10 м/с и нуль соответственно приведён в конце тома).

Труженицы песка и снега. Машины на гусеницах

«Пиво, рыба, чурчхела, пахлава!»
Зазывный крик торговцев-носильщиков на пляжах юга России

Гусеничная автолавка-пескоход. С тех пор как люди додумались до такого приспособления, как гусеница, их жизнь очень сильно изменилась. Хотя и трудно сказать, на сколько процентов к добру, а насколько к худу. Дороги, к котором были так привязаны колесные «моторы» начала ХХ века, машинам на гусеницах стали не нужны. Даже первые танки при всей их неуклюжести легко преодолевали «лунный пейзаж» полей Первой мировой войны и даже специально вырытые траншеи-ловушки. Вездеходы на гусеницах отлично передвигались по песку и снегу, прокладывали дороги через сибирскую тайгу и африканские джунгли, словом… трудились вовсю.

Труженицы песка и снега. Машины на гусеницах
Журнал «Наука и механика» по масштабу предложенной гусеничной машины, наверное, переплюнул все остальные издания!

То есть были люди, которые только и думали, как бы поставить на гусеницы самолет, корабль и подводную лодку, а то и еще куда-нибудь их «приткнуть», подчас в самое удивительное место. И надо сказать, что иногда это получалось, хотя в большинстве случаев все эти проекты так курьезами и остались, однако… Впрочем, о самом интересном мы, как обычно, расскажем в конце. А пока хотелось бы обратить внимание читателей «ВО» на уже использовавшиеся нами обложки американских журналов «Популярная наука» и «Популярная механика», которые стали ярким свидетельством возможностей прессы сказать людям, что… «а почему бы и нельзя». И какие бы нелепости они ни тиражировали, главная их польза заключалась в том, что они развивали в людях фантазию. А уж куда они потом ее направляли – дело десятое. Главное – лучше ее, то есть фантазию, иметь, чем не иметь, или иметь ее столько же, сколько и у коровы!

Труженицы песка и снега. Машины на гусеницах
Вполне серьезно предлагавшаяся одним американским изобретателем в середине 30-х годов конструкция. Перед нами колесно-гусеничный транспортер для освоения труднодоступных районов Канады и Аляски. Огромные колеса плюс гусеницы обеспечивали бы ему отличную проходилось, хотя и не совсем понятно, зачем их было объединять?Труженицы песка и снега. Машины на гусеницах
А как быть, если мы имеем острова с песчаным побережьем, на которых смысла нет строить гавани для обычных судов, а вот людей перебрасывать надо? Что, если поставить судно на… гусеницы и пусть оно плывет за счет водоизмещающего корпуса, а гусеницы с гребками перематываются и гонят его вперед. А потом оно выходит на необорудованный берег безо всяких проблем! И что бы вы думали, аналоги этого судна поступили на вооружение американской армии в годы Второй мировой войны и широко использовались в десантных операциях на Тихом океане. Используются машины семейства LVT еще и сегодня в армиях самых разных стран мира, лежащих у моря.Труженицы песка и снега. Машины на гусеницах
Монструозный LVT-P7 южнокорейской морской пехоты на выставке в бухте Ганзан. Труженицы песка и снега. Машины на гусеницах
А вот это рисунок из японского журнала Shōnen Club (1936) под заголовком «Всемирный конкурс изобретений в сфере транспорта». Тут, правда, идея немного другая: гусеницы перематываются так быстро, что заменяют этим катерам гребной винт. Но все равно понятно, откуда у этой идеи растут уши!Труженицы песка и снега. Машины на гусеницах
Чем отличался журнал «Популярная механика» от «Популярной науки»? Двумя вещами: прежде всего красного цвета на его обложке было много больше (классический принцип «красное дурачки любят!»), так что не заметить его в газетном киоске было просто невозможно. А во-вторых, «бредовых идей» в нем было еще больше, и никто этого не стеснялся. И вот одна из них: военный корабль класса не ниже, чем крейсер, оборудованный гусеницами и подводными крыльями. Первые позволяют ему выходить на берег, и вторые – дают возможность осуществлять переход морем с высокой скоростью.Труженицы песка и снега. Машины на гусеницах
Проект «Популярной науки» сугубо мирный. Здесь на гусеницы поставлен подводный аппарат для туристов, чтобы катать их под водой и демонстрировать им красоты подводного царства.Труженицы песка и снега. Машины на гусеницах
А это подводная гусеничная батисфера для глубоководных исследований!Труженицы песка и снега. Машины на гусеницах
И опять тему перехватывает «Механика». Перед нами бронированный гусеничный мотоцикл с пулеметом на руке. Этакий «боевой конь» на все случаи жизни. Понятно, что обычный колесный мотоцикл везде не пройдет, тогда как вот такой монстр по идее сможет двигаться в условиях полного бездорожья.Труженицы песка и снега. Машины на гусеницах
Причем идея такого «мотоцикла» не осталась на бумаге. Он был воплощен в металле и даже поехал. Вот тогда заставить его поворачивать было очень сложно. А ведь одним из достоинств мотоцикла как раз и является его маневренность. В итоге машина «не пошла», оставив нам на память обложку и фото!Труженицы песка и снега. Машины на гусеницах
Гусеничный мотоцикл с пулеметной коляской!Труженицы песка и снега. Машины на гусеницах
А что, решил следующий новатор, если мы поставим гусеницу сзади, а рулевое колесо спереди? Тогда и проходимость такого гусеничного транспортного средства повысится в разы и управление им будет не слишком отличаться от самого обычного мотоцикла. Труженицы песка и снега. Машины на гусеницах
Да, но в этом случае терялось бы главное достоинство такого мотоцикла. А что если поставить гусеницу все-таки вперед, но сделать ее поворотной? Или поставить две гусеницы – спереди и сзади. В результате таких рассуждений и появились вот такие машины. Их опробовали, но… лучше обычных мотоциклов они все-таки не оказались. Очень уж специфическими они получились…Труженицы песка и снега. Машины на гусеницах
Одно время в качестве замены гусеницам стало модным (опять же середина 30-х годов, «эпоха безудержных мечтаний») рассматривать шнековый движитель. Но… всем было понятно, что оснащенная им боевая машина не сможет взять ни эскарп, ни перебраться через противотанковый ров. Воевать на болотах – пожалуйста, там подобный болотоход мог бы стать незаменимым. Но двигаться по тому же асфальту для нее означало бы просто катастрофу – и разрушение асфальта, и самих шнеков. Но вот на рисунке в журнале «Популярная механика» боевая машина-шнекоход (опять же ярко-красного цвета!) выглядела просто устрашающе. К тому же на ней должен был находиться генератор Ван дер Граафа, накапливающий заряды электричества. С его-то помощью, поливая противника струей воды и используя ее в качестве проводника электрического тока, как раз и планировалось испепелять цель ударами молний.Труженицы песка и снега. Машины на гусеницах
Но появился в журнале «Популярная механика» и вполне разумный проект небольшого гусеничного вездехода, который разъезжал бы по песку и сканировал его магнитометрами, расположенными спереди и сзади машины. Известно, что в прибрежном песке чего только нет – там можно найти и золотые кольца, и цепочки, потерянные рассеянными купальщиками и купальщицами, и даже золотые монеты с затонувших пиратских кораблей и испанских галеонов «Золотого флота». Есть даже профессия такая – искать на пляже потерянное за лето золото, и есть опытные поисковики, которые специально покупают участки пляжа и выходят ловить удачу после штормов. Но… много ли вот так находишь, на своих-то двоих. И потом, через песок же ничего не видно. А тут едешь себе по кромке прибоя, а «оно» пищит. Взял лопату, копнул, а там римский золотой солид или испанский дублон. И будет тебе тогда счастье!

Иногда на свет появлялись совсем уж забавные проекты гусеничных машин. Например, в концы 20-х годов прошлого века в СССР предлагался проект гусеничного шасси без экипажа, которое должно было служить платформой для размещения 45-мм орудия. «Водитель» — если так можно назвать погонщика этой «железной лошадки» должен был идти позади нее, благо скорость хода у нее было небольшая, а управлять… самыми настоящими вожжами! Потянул за одну – поворот влево, потянул за другую – направо. Но из этого проекта тоже ничего не получилось.

Труженицы песка и снега. Машины на гусеницах
Зато прошло время и идея такой вот гусеничной платформы, с дистанционным управлением была реализована на практике и где бы вы думали? В Италии! А встретить ее можно на пляже в Римини! Наверное, все кто отдыхал на нашем Юге, запомнили пляжных торговцев с большими сумками, курсирующих из одного конца пляжа в другой с громкими криками: «Пиво, рыба, чурчеха, пахлава!» Кто-то предлагает сомнительной свежести морепродукты, кто-то – мороженое. Но много ли на себе унесешь? Помнится, в 1968 году, когда я впервые оказался за границей в Болгарии, на Золотых песках, меня поразили, что там подобным бизнесом совершенно легально занимались мальчишки. «Морожена, кому морожена? Ленинградска морожена!» — выкрикивали они, проходя мимо зонтиков советских тургрупп, а затем переходили на английский, французский, немецкий…

Итальянцы, однако, совершенно правильно сообразили, что много вот так по песку не находишься и вдобавок много на себе не унесешь. И сделали гусеничную передвижную торговую точку с дистанционным управлением по проводам. Хозяин идет сзади, а «автолавка» едет перед ним и когда надо он ее останавливает и оделяет всех желающих кока-колой, мороженым, кофе и гамбургерами. Все это тут же у него охлаждается и разогревается, так что уровень сервиса максимально возможный!

Да-а, находят старые идеи себе применение, находят… А уж посмотрите, как она ярко раскрашена, не захочешь, а подойдешь, просто из одного только праздного любопытства!

Гусеница 🌟 Фото, описание, ареал, питание, враги ✔

Гусеница — это личинка (ребенок) бабочки и мотылька. Примерно через 2-3 недели гусеница становится коконом, а в куколку превращается еще спустя 2 недели. Затем появляется гусеница с отросшими крыльями. Гусеница хорошо известна как вредитель, особенно в текстильной промышленности. Один вид гусеницы уничтожает шелк на Дальнем Востоке, он известен как шелкопряд.

Происхождение вида и описание

Фото: Гусеница

Фото: Гусеница

Во всем мире существует более 20 000 видов гусениц, и, по оценкам, есть много других, которые не были обнаружены как новые виды бабочек и которые регулярно находятся в регионах, где мало, если такое имеется, человеческого присутствия. Как правило, большинство видов гусениц являются сельскохозяйственными вредителями, так как они могут пробираться через поля, часто оставляя огромные ямы, которые портят растения.

Интересный факт: Некоторые виды гусениц сильно ядовиты, особенно те, которые живут в тропических лесах. Другие виды являются ядовитыми только в форме гусеницы, то есть, когда они превращаются в бабочку или мотылька, у них больше нет яда.

Видео: Гусеница

Бабочки и мотыльки проводят молодость в виде гусениц, называемых личиночной стадией. Гусеницы питаются постоянно. Они перерастают свою кожу и сбрасывают ее несколько раз. После последней линьки гусеница прикрепляется к ветви и входит в стадию куколки.

Интересный факт: Гусеницы моли используют шелковую нить из своих шелковых желез, чтобы вращать защитный кокон. Внутри кокона куколка проходит процесс, называемый метаморфозой. Шесть передних лап гусеницы превращаются в лапы взрослого насекомого, другие лапы исчезают, растут крылья, и появляется насекомое в виде красивой бабочки.

Гусеницы различаются по размеру, цвету и внешнему виду в зависимости от их вида. Некоторые гусеницы окрашены ярко, тогда как другие виды выглядят довольно скучно по сравнению с ними. Некоторые виды гусениц волосатые, а другие гладкие. Основная цель гусеницы — напугать хищников и удержать их от поедания.

Внешний вид и особенности

Фото: Как выглядит гусеница

Фото: Как выглядит гусеница

Наиболее распространенными гусеницами являются:

  • большая белая гусеница (Pieris brassicae), взрослых особей которой называют капустными белыми бабочками. Гусеницы накапливают в рационе большие концентрации горчичного масла, а их яркое, пятнистое тело предупреждает потенциальных хищников о их неприятном вкусе;
  • маленькая черепаховая гусеница (Aglais urticae). Совместная жизнь приносит пользу гусеницам, потому что они могут объединять свои тела в унисон, выступая как один большой организм, пытаясь отпугнуть хищников. В конце концов, отдельные гусеницы отползают отдельно, чтобы окукливаться. Черепаховых гусениц можно увидеть с мая по июнь, причем взрослые потенциально активны в течение всего года;
  • гусеница-запятая (Polygonia c-album). Гусеницы довольно сильно меняют окраску на протяжении всей своей личиночной стадии, но наиболее характерными являются более старые гусеницы. У обожженных оранжево-черных детенышей появляется белая «седловая» метка, напоминающая сбрасывание птицы, что отпугивает хищников;
  • гусеница кровавой медведицы (Tyria jacobaeae). Выросшие до 28 мм, эти черно-желтые гусеницы очень характерны и их легко идентифицировать, поскольку они выглядят так, будто на них рубашка для регби;
  • гусеница лунки серебристой (Phalera bucephala). Эта черно-желтая гусеница достигает 70 мм в длину и имеет волоски, которые вызывают раздражение у людей и хорошо справляются с защитой от хищников;
  • гусеница бледно-бугорчатой моли (Calliteara pudibunda). Гусеницы могут вырасти до 45 мм и достичь полного размера примерно через два месяца. Щетина на теле гусеницы, как известно, вызывает раздражение кожи у людей. Взрослые особи представляют собой красивого серого мотылька с гребнеобразными усиками;
  • гусеница стрельчатки кленовой (Acronicta aceris). Это городской вид, отличающийся ярко-оранжевыми волосами и черно-белыми ромбовидными узорами вдоль спины;
  • гусеница стрельчатки-пси (Acronicta psi). После выхода из яиц, для вывода которых требуется всего неделя, гусеницы вырастают до 40 мм в течение примерно тридцати дней. Серых гусениц можно встретить с июля до начала октября. Беловатые взрослые особи активны с середины мая до августа. Их желтая полоса служит камуфляжем на стеблях растений.

Теперь Вы знаете как выглядит гусеница. Давайте же узнаем, где водится данное насекомое.

Где обитает гусеница?

Фото: Гусеница в природе

Фото: Гусеница в природе

Большая белая гусеница имеет длину всего 45 мм и откармливается на капусте, салате и настурции в течение четырех недель — поэтому фермеры и садоводы считают их вредителями. Зеленые яйца маленькой черепаховой гусеницы откладываются группами на жгучую крапиву, а колючие черно-желтые гусеницы затем живут вместе, образуя общую шелковую паутину и питаясь ближайшими листьями, чтобы вырасти до 30 мм в длину. По мере того, как они растут, они переходят на новые растения и строят новые сети, оставляя старые, полные шкуры сараи;

Гусеница-запятая вырастает до 35 мм и живет на хмеле и крапиве. Этих гусениц можно встретить с конца апреля до середины сентября, но бабочки активны круглый год. В 1800-х годах они пережили заметный спад, вероятно, из-за сокращения посадки любимой пищи, хмеля, но с тех пор пережили возрождение. Гусеницы кровавой медведицы окукливаются под землей, а не в куколке на дереве, как другие гусеницы. Взрослые особи летают с мая до начала августа. Наблюдается колебания популяции «бум и спад» на местном уровне.

Гусеницы лунки серебристой полностью вырастают за 30 дней и окукливаются под землей в течение зимы. Гусеницы мотылька с кончиком шишки встречаются в период с июля по начало октября. Взрослые активны с конца мая по июль, и их маркировка разработана так, как будто у нее сломано крыло. Гусеницы бледно-бугорчатой моли были найдены на различных широколиственных деревьях и кустарниках, включая березу и хмель. Их можно увидеть с конца июня до начала октября, но осенью их чаще можно увидеть, когда они ползают в поисках места для окукливания. Взрослые особи летают в период с июля по август.

Гусеница стрельчатки кленовой обитает на платане, конском каштане, а также на культивируемых и полевых кленах. Гусеницы встречаются с июля по сентябрь. Зимой они окукливаются на земле, в мусоре, похожем на кору и опавшие листья. Взрослые активны с середины июня до начала августа.

Чем питается гусеница?

Фото: Красная гусеница

Фото: Красная гусеница

Гусеница является травоядным животным, но рационы гусеницы и бабочки разные. Бабочки используют соломоподобные языки, чтобы пить нектар из цветов, что является приспособлением, которое происходит в процессе, когда гусеница превращается в бабочку. Гусеницы питаются в основном листьями, растениями и цветущими растениями, и в листьях часто можно найти большие отверстия, указывающие на присутствие гусеницы.

Интересный факт: Гусеница — это настоящая пищевая машина — цилиндрический мешок для переваривания растений. В течение нескольких дней или недель, когда она активна, гусеница будет много раз поглощать свой собственный вес, каким бы ни был выбранный ею корм.

Например, гусеница-запятая в молодом возрасте питается нижней стороной листьев, но по мере роста начинает питаться верхней стороной. Характер кормления гусеницы кровавой медведицы отличителен, давая измельченный вид обычному скотобойню, которой они питаются. Эти гусеницы питаются группами, преимущественно в дневное время, с июля до начала сентября. Когда листья растения исчезают, они иногда прибегают к каннибализму.

Гусеница лунки серебристой питается листьями дуба. После вывода из яичного кластера личинки питаются вместе, уходя в одиночку, когда они вырастают до больших размеров. Гусеницы стрельчатки кленовой, длина которых достигает 40 мм, иногда падают с деревьев, которыми они питаются. Гусеницы стрельчатки-пси питаются широколиственными деревьями и кустарниками, такими как боярышник, яблоко и береза.

Известно, что многие виды гусениц являются плотоядными и питаются различными насекомыми. Большинство гусениц являются травоядными и питаются в основном листьями, хотя некоторые виды питаются всеми частями растения, грибами и мертвыми животными, включая других гусениц.

Особенности характера и образа жизни

Фото: Черная гусеница

Фото: Черная гусеница

Гусеницы могут быть первоклассными трансформерами, поскольку они буквально превращаются из волнистых червяков в красивых бабочек, но это не единственная преобразующая их черта. Гусеницы часто замаскированы среди растений из-за их окраски, и их нечеткая кожа часто похожа на шипы на ветке. Эта маскирующая способность помогает гусеницам выживать, пока они не достигнут полной зрелости и не начнут метаморфозу – из куколки превратятся в бабочку.

Стадия окукливания начинается со взрослой гусеницы, которая прикрепляется к коре дерева или другому твердому предмету, а затем раскалывает кожу, чтобы показать куколку. Преобразование происходит внутри куколки, когда гусеница начинает распадаться на жидкость, и только несколько оставшихся клеток превращаются во взрослую бабочку.

После того, как гусеница завершила свою метаморфозу в бабочку, она раскроется и появится бабочка. Это не тратит времени на спаривание и откладывание яиц, так как у большинства бабочек короткий срок жизни — несколько недель. Яйца бабочки выводят личинки гусеницы, и цикл начинается снова.

Обычно на пути роста бабочки происходит шесть метаморфических превращений, каждое из которых стимулируется выбросом гормона линьки экдизона из предгрудной железы. Ювенильный гормон, выделяемый эндокринной железой, замедляет прогресс в зрелом возрасте: хотя уровень гормона высок, он удерживает гусеницу в личинке.

Однако секреция ювенильного гормона замедляется со временем. Только когда он падает ниже критического уровня, линька приводит к куколке и окукливанию. В это время происходит массовое перераспределение питательных веществ, и у взрослых могут наконец появиться особенности. С падением уровня ювенильного гормона практически до нуля происходит последняя линька у взрослой особи.

Социальная структура и размножение

Фото: Пара гусениц

Фото: Пара гусениц

Гусеницы готовы стать бабочками с рождения. Даже в самой маленькой гусенице, только что вылупившейся из мельчайшего яйца, пучки клеток для органов, таких как усики, крылья, лапы и гениталии, уже загрунтованы, и им суждено стать взрослыми. Названные имагинальными дисками (будучи плоскими и круглыми), они не могут расти и развиваться благодаря постоянному вымыванию ювенильного гормона.

По мере того как личинка питается, ее кишка, мышцы и некоторые другие внутренние органы растут и развиваются, но имагинальные диски временно подавляются и остаются в состоянии покоя. Гусеница ведет себя как свободно живущий, питающийся, растущий, но подавленный в развитии эмбрион.

Когда она достигает критического размера, происходит выброс гормона линьки, экдизона. Она несколько раз сбрасывает свою кожу в ответ на экдизон, каждый раз образуя новый возраст (стадию), но ювенильный гормон удерживает его в гусенице, препятствуя дальнейшему развитию до тех пор, пока его концентрация не приблизится к полному размеру, а концентрация последнего не уменьшится.

В пятом и последнем возрасте гусеницы имагинальные диски уже начинают выходить из вынужденного покоя и расти. Ювенильный гормон теперь падает ниже порога, и следующий всплеск экдизона стимулирует превращение в куколку. Сплющенные имагинальные диски начинают развиваться беспрепятственно. Каждый складывается в вогнутый купол, затем принимает форму носка. Центр каждого диска призван стать конечностью — кончиком лапы или концом крыла.

Большая часть пухлой массы гусеницы перерабатывается во взрослые черты, которые сливаются во внутренней оболочке куколки. На этом этапе внутренняя часть состоит в основном из питательного супа, питающего эмбриональные имагинальные диски, когда они завершают свое отложенное развитие. Последний всплеск экдизона происходит среди почти нулевого ювенильного гормона — и стимулирует появление взрослой бабочки для спаривания, рассеивания и откладывания яиц.

Естественные враги гусениц

Фото: Как выглядит гусеница

Фото: Как выглядит гусеница

Из-за их небольшого размера и червеобразных форм, на гусениц охотятся много видов животных, но основными врагами гусеницы являются птицы и насекомые. На гусениц также часто охотятся мелкие млекопитающие и пресмыкающиеся.

Гусеницы не могут легко убежать от хищников, потому что они медленно двигаются и еще не имеют крыльев. Это означает, что они либо должны полагаться на камуфляж, чтобы хищники их не замечали (что дает нам гусениц, которые выглядят как листья, стебли растений и т. л.), либо они эволюционировали, чтобы быть яркими и острыми, так что все, кто может захотеть съесть их, знают, что это будет плохая идея.

Гусеницы встречаются практически во всех климатических условиях по всему миру, благодаря этому их хищники в изобилии.

Кроме птиц, гусеницами питаются:

  • люди – гусеницы являются деликатесом для людей в таких частях мира, как Ботсвана на юге Африки, а также в странах Восточной Азии, таких как Китай. Фактически, гусеницы ежедневно собираются в этих местах из-за их высокой питательной ценности. По сравнению с говядиной, чечевицей и рыбой, гусеницы содержат больше белка и жира;
  • осы известны тем, что несут гусениц в свои гнезда в качестве пищи для своих детей. Осы полезны для сада, поскольку они часто ловят гусениц практически любого размера, тем самым удерживая их под контролем. Тем не менее, осы питаются гусеницами в основном весной и ранним летом. По мере роста сезона их популяция становится кислой, и их диеты меняются на другие, более насыщенные сахаром;
  • божьи коровки — маленькие, довольно круглые, ярко окрашенные и пятнистые жуки, которые питаются в основном тлей. Божьи коровки могут есть других насекомых, особенно гусениц. Поскольку тля и гусеницы вредны для растений, садоводы используют божьих коровок, чтобы биологически контролировать их. Гусеницы имеют довольно мягкие тела и божьи коровки находят их очень вкусными, особенно маленьких.

Популяция и статус вида

Фото: Гусеница

Фото: Гусеница

Примерно каждые 10 лет наблюдается вспышка численности популяции гусениц в лесах. Гусеницы, которые появляются в конце июня и начале июля, поедают удивительное количество листвы по мере своего роста. Лесные виды гусениц предпочитают листья из лиственных пород, особенно из сахарного клена. Нынешняя вспышка началась прошлым летом, когда орды голодных гусениц прожевали множество лесов. Если следовать предыдущим тенденциям, эта вспышка должна закончиться через год или два, но не раньше, чем увеличится в масштабе.

На гусениц в лесу охотится вид мухи, который в разговорной речи называется «дружелюбная муха», и ее популяция растет в ответ на вспышки роста гусениц после небольшой задержки. Популяция лесной гусеницы также контролируется вирусом и грибком. Эти вирусы приходят в виде кристаллов белка, которые естественным образом встречаются в земле и на поверхности листьев. Они влияют только на гусениц и могут вызвать высокий уровень смертности во время вспышки.

Удаление листвы гусеницами является одним из регулярных циклов природы. Есть даже свидетельства того, что огромное количество фекальных гранул, производимых гусеницами, дает деревьям такой толчок азотных удобрений, что они растут более пышно в год после дефолиации по сравнению с годами без дефолиации. Хотя нет никаких научных доказательств или долгосрочных данных, полученных путем ежегодного отбора проб, похоже, что сегодня численность популяции гусениц меньше, чем несколько лет назад.

Гусеница – это маленькое червеобразное животное, которое построит кокон и в конце концов превратится в бабочку или мотылька. Гусеницы имеют тринадцать сегментов тела, с тремя парами коротких лап на грудной клетке и несколькими парами на животе, шесть глаз на каждой стороне головы и короткие усики. Гусеницы питаются в основном листвой и обычно ярко окрашены.

Дата публикации: 23.09.2019 года

Дата обновления: 25.09.2019 года в 13:45

Автор: Алексеева Мария

Города на гусеницах и колесах

«Опрокинутый мир» (1974 год) — самый знаменитый научно-фантастический роман Кристофера Приста, действие которого происходит в загадочном городе на колесах, который движется по поверхности планеты по рельсам с юга на север со средней скоростью одна миля за 10 дней.

Почему-то этот город, который называется «Земля», или просто Город, должен постоянно двигаться, чтобы не отстать от некоей точки, «оптимума», которая является самой благоприятной для его существования. Из-за этого равномерного движения жители Города измеряют время в милях. Например, совершеннолетие там наступает в возрасте 650 миль.

Нас ждет «опрокинутый мир»?

Конечно, все это не более чем фантастика с очень занимательным сюжетом. И странный город, движущийся по рельсам,- всего лишь игра воображения, и ничего более. Однако давайте-ка посмотрим на современную жизнь: каждый год у нас исчезают десятки населенных пунктов, и, кстати говоря, не только у нас.

Если такая тенденция в будущем сохранится, то ничего хорошего человечеству это не принесет. Мегаполисы будут страдать от переизбытка человеческой массы, а где-то ее будет катастрофически не хватать.

Другое важное обстоятельство связано с изменениями климата. В одних районах планеты становится все жарче. В других- спокойно жить не дают наводнения и тайфуны. Вот бы собраться и… уехать на жаркие месяцы туда, где будет прохладно. Или, напротив, поселиться где-нибудь в лесной полосе так, чтобы и к природе быть поближе, и в то же самое время не чувствовать себя в отрыве от цивилизации, как если бы ты забился в глухую деревню.

Поезд мчится сквозь снег

Самое простое, конечно, — сесть на поезд и уехать, куда тебе надо, причем что-бы в этом поезде было бы все, как у тебя дома. Вот, например, как это показано в корейской киноленте «Сквозь снег». Там показано как в недалеком будущем после случившейся на планете техногенной катастрофы выжившие люди живут в… поезде! Там, где раньше росли леса и цвели сады, теперь лежат снег и лед. Но есть гигантский поезд, без остановок мчащийся по трансевразийской магистрали.

Кадр из фильма «Сквозь снег» (2013)

В первых вагонах живет правящая элита, ну, а жизнь в хвосте поезда откровенно напоминает концлагерь — болезни, нищета и беспредел со стороны надсмотрщиков.

Фильм этот стоит посмотреть, однако такой вариант — тоже не выход. И прежде всего потому, что уж больно узкие у нас для такого состава железнодорожные колеи. Вот если бы была их ширина хотя бы такой, как планировали в самый разгар Второй мировой войны немецкие инженеры, — тогда другое дело. Сам фюрер, проникнувшись идеей создателя таких вот суперпоездов Фрица Тодта, рейхсминистра вооружения и боеприпасов, определил высоту вагона в 4,5-5 метров, чтобы были возможны двухэтажные вагоны с высотой этажа 2-2,5 метра.

Внутри поезда. Зарисовка к фильму «Сквозь снег»

Это размеры настоящего жилого дома, но, очевидно, именно так немцы и представляли себе новые железные дороги Третьего рейха, ведущие на Восток. «Должно быть просторно, ведь целью семьи будут жить там по несколько дней. Но рестораны мы сделаем одноэтажными. Шесть метров в ширину, тридцать в длину и пять в высоту. Да, прямо дворец, банкетный зал, не так ли?..» Далее он потребовал различных трасс для товарных и пассажирских составов, а каждая трасса должна состоять из двух путей.

Получалось, что товарный вагон таких размеров смог бы взять груз в 100 тонн, если не больше. А товарный поезд -столько же груза, сколько средний транспортный корабль водоизмещением 3000 тонн. Причем никакие подводные лодки были бы ему не страшны! Вот только идея эта так вместе с фюрером и умерла. И вряд ли когда-нибудь она возродится. Уж больно много металла придется уложить в такую дорогу, а уж про песок, гравий и шпалы можно даже и не говорить.

Дом… на гусеницах

Но вот архитектор Мануэль Домингес предлагает совершенно другую концепцию, а именно мобильный «город» на гусеничном шасси. Правда, сам автор признает, что задуманный им проект под названием «Очень большая структура» родился не столько из зрелых размышлений и компетентных исследований, сколько из желания выделиться среди своих однокурсников. Мануэлю, видите ли, надоело повторять чьи-то чужие разработки, вкладывая в них лишь немного чего-то своего, вот он и решил придумать нечто большое и эпохальное.

Но в данном случае он тоже начинал не с нуля, а воспользовался идеей британца Рона Херрона, в свое время потратившего на рекламу подобного сооружения немало усилий. Интересно, что похожие идеи предлагались в 1950-е годы даже у нас в СССР, когда речь шла о подвижных агрогородах, о чем писал на своих страницах журнал «Техника — молодежи».

Однако здесь все другое. Город этот рассчитан на интеллектуалов, которые смогут жить здесь, а через Интернет работать где-нибудь в Новой Зеландии. Соответственно, все производство в этом городе будет сведено к Зд-печати, а остальное жители будут получать извне. Скорость движения «дома» на гигантских гусеницах, соединенных платформой, на которой будут стоять дома, должна быть не слишком большой.

Маршрут же удобства ради будет выбираться через спутник, чтобы не нарушать границы и не портить существующую инфраструктуру. Хотя о последнем можно в принципе и не беспокоиться, поскольку этот «дом» предполагается построить в качестве сухопутного «Ноева ковчега» на тот случай, если все-таки реализуется неблагоприятный сценарий с экологией и климатом.

Надо заметить, что при всей оригинальности идею Домингеса иначе как бредовой и не назовешь! Дело в том, что длинная балка, соединяющая две гусеничные тележки, будет испытывать колоссальные нагрузки, в том числе и на кручение и изгиб. Вес расположенных на ней сооружений тоже будет иметь значение. Кроме того, гусеничный движитель при всей его вездеходности требует хорошего ухода, запчастей и к тому же быстро изнашивается.

Интересно, что подобный гигантский гусеничный транспортер в варианте «сухопутного броненосца» предложил наш писатель-фантаст Александр Казанцев в своем романе «Пылающий остров». В нем этот транспорт напрямую двигался через лес и «величественно накренялся на холмах». В данном случае здесь будут два таких шасси и балка между ними, и… вы только представьте себе, что скажет об этом специалист по сопромату. Ведь придумать можно многое, но «гладко было на бумаге, да забыли про овраги, а по ним — ходить».

Дом на многоколесном шасси

Но, развивая идею Домингеса, вполне можно придумать что-то и столь же впечатляющее, и куда более реалистическое. Это высотный дом-цилиндр на многоколесном шасси-транспортере, который свободно передвигается по современным и уже существующим шоссе с четырехполосным и шестиполосным движением. Посередине шасси предусмотрен проезд, позволяющий пропускать автомашины, так что затора на дорогах он не создаст.

Цилиндрическая конструкция дома выполнена из металла и установлена на карданном подвесе, поэтому как бы его шасси при движении под уклон ни наклонялось, сам дом всегда будет стоять строго вертикально. В центральной части предусмотрены четыре шахты лифтов. Вокруг них — кольцевые коридоры и квартиры с индивидуальными вертолетными площадками на балконах и небольшие застекленные мини-парки и оранжереи. На крыше — площадка для вертолетов и квадрокоптеров больших размеров, способных быстро доставить жильцов этого дома на расстояние 200-400 километров.

Энергоснабжение — от панелей солнечных батарей, которые покрывают все стены здания, высота которого вполне может достигать 10 и более этажей, либо от малогабаритного реактора на биоотходах. Есть и мощный дизель.

Так что в случае каких-либо чрезвычайных обстоятельств этот «дом» может легко сняться с места и уехать в безопасный район. Ну а всю работу за его обитателей будут выполнять рабочие-роботы и заводы-роботы, потому что как раз к этому-то все дело у нас и идет!

Маршрут движения такого дома может быть проложен через территорию многих стран — вот вам и глобализм, и мультикультурность в действии.

Кто будет жить в этом городе? Да кто угодно, ведь число людей достаточно обеспеченных во всем мире постоянно растет. И почему бы таким людям не жить в таком вот удивительном и комфортном месте, где ни им самим, ни их детям практически ничего не будет грозить?!

Вячеслав ШПАКОВСКИЙ

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о