Обгон или опережение: Обгон и опережение — в чем разница по ПДД на 2020 год? Чем отличается? – Обгон и опережение в обновленных правилах дорожного движения (ноябрь 2010)

Обгон и опережение в обновленных правилах дорожного движения (ноябрь 2010)

Обгон и опережение в обновленных правилах дорожного движения

Добрый день, уважаемый читатель.

Уже меньше месяца осталось до того момента, когда вступят в силу изменения правил дорожного движения, которые подробно описаны в серии статей «Поправки в ПДД 2010».

Если Вы уже ознакомились с этой серией статей, то конечно же помните, что среди всех поправок можно выделить несколько основных, которые в большей степени коснутся водителей. Среди таких поправок можно отметить, например, изменение правил, относящихся к использованию световых приборов.

Еще одним изменением, которое вызывает множество вопросов, является изменение правил обгона и опережения. Именно об этом и пойдет речь в статье.

Понятия обгона и опережения

Рассмотрим понятие обгон в редакции до и после 20 ноября 2010 года:

«Обгон» – опережение одного или нескольких движущихся транспортных средств, связанное с выездом из занимаемой полосы.

«Обгон» – опережение одного или нескольких транспортных средств, связанное с выездом на полосу (сторону проезжей части), предназначенную для встречного движения, и последующим возвращением на ранее занимаемую полосу (сторону проезжей части).

Обгон должен обладать следующими признаками:

1. Обгон — это частный случай опережения. Т.е. любой обгон является опережением (понятие опережения приведено ниже в тексте этой статьи), но не любое опережение является обгоном.

2. Обгон обязательно связан с выездом на полосу встречного движения.

3. Обгон обязательно связан с возвращением на ранее занимаемую полосу.

Чтобы лучше понять суть этого понятия, приведу несколько примеров обгона и несколько примеров маневра, который не является обгоном.

Примеры обгона:

1. Двухполосная дорога. Автомобиль выполняет опережение, выезжая при этом на левую половину дороги.

2. Трехполосная дорога. Автомобиль выполняет опережение, выезжая при этом на среднюю полосу дороги.

3. Четырех и более полосная дорога. Автомобиль выполняет опережение, выезжая при этом либо на левую половину дороги, если нет разметки, либо на встречную полосу, если разметка есть. Такой обгон наказывается лишением прав как при наличии разметки, так и при ее отсутствии.

Пришло время рассмотреть новое понятие в правилах дорожного движения:

«Опережение» – движение транспортного средства со скоростью, большей скорости попутного транспортного средства.

Как я уже писал выше, обгон является частным случаем опережения. Тем не менее, не все опережения являются обгонами.

Примеры маневра, не являющегося обгоном

1. Опережение в пределах одной полосы, т.е. опережение автомобиля без пересечения горизонтальной разметки, если такая разметка на дороге присутствует.

2. Опережение в пределах правой половины дороги, т.е. опережение автомобиля без выезда на полосу встречного движения (как на дорогах с разметкой, так и без разметки).

3. Опережение транспортного средства с выездом на полосу встречного движения, но без возвращения на сторону попутного движения.

Обгон справа в новых правилах дорожного движения

В действующей до 20 ноября 2010 года редакции правил дорожного движения существует понятие «обгон справа»:

11.2. Обгонять безрельсовое транспортное средство разрешается только с левой стороны. Однако обгон транспортного средства, водитель которого подал сигнал поворота налево и приступил к выполнению маневра, производится с правой стороны.

Чуть выше я привел 3 признака, которыми обязательно должен обладать любой обгон. Один из этих признаков — выезд на полосу встречного движения. Поскольку движение в России правостороннее (пункт 1.4 пдд) очевидно, что по новым правилам выполнить обгон справа не представляется возможным. Поэтому пункт 11.2 в приведенной мной редакции исчезнет из пдд после того, как изменения правил дорожного движения вступят в силу.

Хочу отметить, что после 20 ноября 2010 года у водителей появится возможность выполнять опережение справа, причем на этот маневр не накладывается никаких дополнительных ограничений.

Знаки, запрещающие обгон

Грядущие изменения правил распространяются и на дорожные знаки, и одним из них оказался знак 3.20 «обгон запрещен»:

3.20 «Обгон запрещен». Запрещается обгон всех транспортных средств.

3.20 «Обгон запрещен». Запрещается обгон всех транспортных средств, кроме тихоходных транспортных средств, гужевых повозок, мопедов и двухколесных мотоциклов без коляски.

Знак 3.20 Обгон запрещен

После введения изменений в правила появятся несколько послаблений по части обгонов. Если говорить конкретнее, то у водителей будет существовать возможность обгонять тихоходные транспортные средства (обозначены специальным знаком), гужевые повозки, мопеды и двухколесные мотоциклы без коляски, не дожидаясь знака, который разрешит им обгон.

Отмечу, что знак 3.20 не запрещает выполнять опережение, т.е. в зоне действия знака 3.20 можно опережать любые транспортные средства без выезда на полосу встречного движения.

Кроме этого, хочу обратить Ваше внимание на коренное различие знаков 3.20 и 3.22:

3.22 «Обгон грузовым автомобилям запрещен». Запрещается грузовым автомобилям с разрешенной максимальной массой более 3,5 т обгон всех транспортных средств.

Знак 3.22 Обгон грузовым автомобилям запрещен

Знак 3.22 не разрешает обгонять никого (даже тихоходные транспортные средства, гужевые повозки, мопеды и двухколесные мотоциклы без коляски), но также как и знак 3.20 позволяет выполнить их опережение.

В конце этой статьи хочу отметить, что все описанные правила Вы сможете применить на дороге только после 20 ноября 2010 года. Применение некоторых правил до этой даты может повлечь нарушение и наложение соответствующего штрафа (например, выполнение обгона без выезда на полосу встречного движения в зоне действия знака 3.20).

Удачи на дорогах!

Обгон и опережение по новым правилам

До изменений, принятых в ПДД в 2010 году, для водителей не существовало такое понятие, как опережение. Однако, на данный момент существует серьезная разница между такими маневрами, как обгон и опережение. Незнание данного разграничения понятий может губительно сказаться как на самом водителе и его ТС, так и на прочих участниках движения. Поэтому стоит подробнее остановиться на рассмотрении данного вопроса.

Горячая линия с автоюристом.

Обгон или опережение

Обгон, по новым правилам — опережение ТС с выездом на полосу встречного движения, с последующим возвращением на нее.

Обгон ТСОбгон ТС

Опережение, по новым правилам —  это езда, при которой ТС обгоняет другое ТС без выезда на полосу встречного движения.

Опережение ТС
Опережение ТС

Перестроение — выезд из занимаемой полосы или занимаемого ряда с сохранением первоначального направления движения.

Перестроение ТСПерестроение ТС

В отличие от обгона, имеющего большое количество ограничений к исполнению, опережение можно выполнять практически в любой момент.

Опережение транспортного средства запрещено на участках дорог:

  • пешеходного перехода;
  • ж/д переезды;
  • перекрестки;
  • эстакады и тоннели;
  • участки с ухудшенной видимостью, концы участков подъема.

Вопросы читателей:

  1. «Опережение справа запрещено или нет?». Согласно новым правилам ПДД опережение справа разрешено.
  2. «С какой стороны разрешен обгон ТС?» — Ответ: Согласно ПДД: обгон безрельсового ТС разрешен только с левой стороны;
  3. «Разрешен ли обгон справа или запрещен?» — Ответ: Согласно ПДД и определение обгона и опережения автотранспорта, при совершении так называемого обгона, вы совершаете на самом деле опережение ТС, а опережение справа разрешено. Частные случаи данного вопроса:
  • Обгон справа, как обгон по обочине — запрещено ПДД.
  • Обгон справа, как препятствование совершения обгона (пример: ТС №1 которого обгоняет по встречной полосе ТС №2 должно завершить обгон, а ТС №» не препятствовать совершению маневра) — запрещено ПДД.
  • Обгон справа, как перестроение на правую полосу, где она является участком дороги, по которой движутся ТС в вашем направлении и совершении опережения автомобиля — разрешено.

C 12 июля 2017 года вступили новые правила обгона ТС. При движении по дороге  с двусторонним движением, запрещается продолжать движение по встречной полосе, если полосы дорожного движения разделены разметкой 1.1, 1.3 и 1.11 (прерывистая линия расположена слева), трамвайными путями, разделительной полосой.

На дороге это выглядит следующим образом. Если ТС осуществляет обгон второе ТС, выезжая на полосу встречного движения (маневр разрешен), где полосы разделяет прерывистая линия, но не успевает вернуться на свою полосу (завершить маневр обгона), в результате чего справа атомобиля уже находится разметка 1.1, 1.3, 1.11, трамвайные пути или разделительная полоса — в данном случае водитель будет виноват, с возможностью лишения ВУ.

Различать определения обгона и опережения зачастую требуется не только новичкам, но и более опытным водителям. Особенно, если те не привыкли пользоваться многополосными дорогами. Неправильное понимание или путаница понятий приводит к созданию большого количества ДТП, вызванного именно попыткой совершить обгон.

Видео: ПДД обгон и опережение ТС

Обгон и опережение в новых ПДД

Недавно в силу вступили изменения ПДД, касающиеся всех водителей без исключения. Автоинструкторы подчеркнули, что основные поправки связаны с правилами опережения и обгона.

Что такое обгон?

Сегодня при обучении вождению будущим водителям дается следующее определение обгона. Это опережение одного, двух или нескольких ТС с выездом на сторону, которая предназначена для встречного движения, и дальнейшим возвращением обратно.

Обгон должен иметь следующие характеристики:

  1. Это частный случай опережения. Любой обгон считается опережением, но не любое опережение — это обгон.
  2. При обгоне ТС всегда выезжает в зону встречного движения.
  3. Обязателен возврат авто на полосу, ранее им занимаемую.
  4. Чтобы лучше понять ситуацию, приведем несколько примеров обгона и маневра, который таковым не является.
  5. Если автомобиль на двухполосной дороге выполняет опережение, при этом выезжает на левую половину трассы.
  6. Автомобиль на трехполосной дороге выполняет опережение и выезжает на среднюю полосу.

Если на дороге есть четыре или более полос. Машина осуществляет опережение с выездом или на левую половину дороги (в случае если нет разметки) или, если разметка есть, на встречную полосу. Неважно, есть разметка или нет, такой маневр наказывается лишением водителя прав.

Чем отличается обгон от опережения?

Опережением называется движение ТС со скоростью, которая выше скорости попутного ТС. Например, вы осуществляете опережение в зоне одной полосы, то есть разметка не пересекается, или в зоне правой половины дороги, когда выезда в зону встречного движения нет. К опережению также относится случай, когда машина выехала на «встречку», однако на свою полосу не вернулась.

Надо сказать, что обгон — это не всегда нарушение. Если дорожная разметка позволяет, и запрещающих знаков нет, то обгон выполнятся по правилам.

Разница между этими двумя понятиями очевидна. В случае опережения автомобиль не выезжает на встречную полосу, но зачастую автомобилистам приходится доказывать в суде, что он был прав.

Спорная ситуация

По дороге с обочиной и двумя полосами, где нанесена сплошная линия разметки, едут легковой автомобиль и трактор, причем последний движется очень медленно. Водитель трактора решает пропустить «легковушку». Он включает правый поворот и максимально приближается к обочине. Водитель авто осуществляет опережение. Однако через 400 метров сотрудник ДПС останавливает машину и заявляет, что ее водитель нарушил правила, в частности выехал на «встречку».

Согласитесь, что с такого расстояния объективно оценить ситуацию просто невозможно, но и спорить с инспектором себе дороже.

В этом случае вам выпишут протокол. Рекомендуется записать номер ТС, в нашем случае это трактор, который вы обогнали и даже записать его контактные данные, чтобы потом вызвать в суд в качестве свидетеля. Подобная история может случиться не только на трассе, но и в городе. По одной полосе вполне проедут два авто, и тот, который едет слева, выполняет опережение, но не выезжает на встречную полосу. Оформление правонарушения здесь (хотя вы его, по сути, не совершали) происходит по точно такой же схеме, как описано выше.

Видеоматериал о том, что может случиться при опережении:

Удачи на дорогах и будьте предельно внимательны!

В статье использовано изображение с сайта avtohod.ru

Обгон или опережение — советы адвокатов и юристов

7. Эта история началась 1-го октября 2014 года. Двигаясь на автомобиле Тойота по дороге имеющей по одной полосе движения в каждом направлении, доехав до прерывистой линии разметки, убедился, что все автомобили движутся прямолинейно, сигнал левого поворота ни у кого не включен, начал обгон колонны из 3-х автомобилей.
Пункт 1.2 ПДД: Обгон — опережение одного или нескольких транспортных средств, связанное с выездом на полосу (сторону проезжей части), предназначенную для встречного движения, и последующим возвращением на ранее занимаемую полосу (сторону проезжей части). Следовательно, обгон обязательно связан с выездом на полосу встречного движения и последующим возвращением на ранее занимаемую полосу. Если ТС выехало на полосу встречного движения, но обратно, на свою полосу, ещё не вернулось, то оно находится в процессе выполнения манёвра «Обгон».
Во время совершения манёвра, когда я обогнал один и поравнялся со вторым обгоняемым автомобилем, третий автомобиль (Хонда) включил сигнал левого поворота и спустя мгновение начал поворот налево. Столкновения, к сожалению, избежать не удалось. По иронии судьбы, за пару дней до этого, я отключил видеорегистратор, поэтому доказать прибывшим на место сотрудникам ГИБДД, что водитель автомобиля Хонда включил сигнал левого поворота и начал поворот, когда я уже начал обгон и вплотную к нему приблизился, не удалось. В отношении меня был составлен протокол об административном правонарушении, рассмотрение была назначено на 3 октября 2014 года. Согласно данному протоколу я нарушил пункты 11.1, 11.2 ПДД выразившееся: «Перед началом обгона не убедился в том, что полоса движения на которую он собирается выехать, свободна на достаточном для обгона расстоянии и в процессе обгона он не создаст опасности для движения и помех другим участникам дорожного движения, не уступил дорогу т/с совершающим поворот налево, в результате чего произошло столкновение с автомобилем Хонда.»
К третьему числу мне удалось получить запись с камеры видеонаблюдения близлежащей организации на которой зафиксирован момент ДТП. т.к. для просмотра видеозаписи данного формата нужна специальная программа, рассмотрение перенесли на 6-е октября.
6-го октября, инспектор Шишкаров А.Л., просмотрев видеозапись сказал, что согласно данной видеозаписи, виновником ДТП является водитель автомобиля Хонда, т. к. в момент начала поворота налево, автомобиль Тойота уже находился на встречной полосе. Для принятия окончательного решения, инспектору необходимо выехать на место происшествия для уточнения некоторых моментов. Рассмотрение было перенесено на 9.00, 7-го октября.
В 9.00, 7-го октября инспектор Шишкаров А.Л. заявил: «Второй участник ДТП уехал за видеозаписями с камер наблюдения другой организации, приедет ближе к обеду. Если на данных видеозаписях будет видно, что в момент начала обгона автомобилем ТОЙОТА, на автомобиле Хонда был включен сигнал левого поворота, то виноват я, если нет, то водитель Хонды». Приехав в назначенное время, увидел, что водитель Хонды выходит из кабинета расположенного в «глубине» здания ГИБДД, не относящегося к разбору ДТП. Подойдя к инспектору, услышал, что он вынес в отношении меня постановление об административном правонарушении. На мои вопросы, почему он поменял своё мнение и просьбу показать мне видеозапись, ответил, что ему так сказали старшие коллеги, а видеозапись он мне запишет на флешку.
Возмутившись принятым решением, я обратился с жалобой к начальнику ГИБДД по Чувашской Республике. Мою жалобу рассматривал командир отдельного батальона, майор полиции Галкин Э.Н. Во время рассмотрения жалобы, Галкин Э.Н. заявил, что согласно пункту 8.8 ПДД водитель при повороте налево вне перекрёстка должен уступить дорогу только встречным ТС и трамваям попутного направления. Уступать дорогу безрельсовым ТС движущимся в попутном направлении он не обязан! Следуя логике майора Галкина Э.Н., любой водитель собирающийся повернуть налево вне перекрёстка, должен включить сигнал левого поворота, убедиться в отсутствии встречных ТС и может смело поворачивать! Правда, спустя мгновение, Галкина Э.Н, добавил, что существует пункт 8.1 ПДД, который обязывает водителей перед началом манёвра убедится в его безопасности, но к данному конкретному случаю он не имеет никакого отношения. На мой закономерный вопрос: «Почему не имеет отношения?», отвечать не стал. После подобных заявлений, мною было заявлено ходатайство о назначении автотехнической экспертизы. Пока мы находились в кабинете, была достигнута договорённость о назначении экспертизы, для чего мне необходимо сформулировать вопросы и предоставить их инспектору Шишкарову А.Л. Договорились встретится на следующий день. В назначенное время встречи, выяснилось, что у Шишкарова А.Л., срочное дело, поэтому принять меня не сможет. Придя на следующий день увидел второго участника ДТП, ходящего по зданию ГИБДД. Складывалось ощущение, что он на работу сюда ходит. Подойдя к Шишкарову А.Л., передал ходатайство с вопросами для проведения автотехнической экспертизы. Вопросы звучали, приблизительно, следующим образом:
1. В каком месте находился автомобиль Тойота, в момент начала манёвра автомобиля Хонда.
2. Какая была траектория движения автомобилей Тойота и Хонда с момента начала манёвра автомобиля Хонда.
3. Какими правилами дорожного движения должны были руководствоваться водители в данной дорожно-транспортной ситуации.
4. Была ли у водителя Тойоты техническая возможность избежать столкновения.
Спустя минуть 5, инспектор Шишкаров А.Л., выносивший в отношении меня постановление об административном правонарушении, вынес определение об отказе в удовлетворении ходатайства, с формулировкой: «Отказать в удовлетворении ходатайства Алексеева О.Н. о назначении автотехнической экспертизы на предмет установления взаиморасположения автомашин в момент столкновения», т. к. все обстоятельства ДТП видны на имеющихся видеозаписях. На мой взгляд формулировка отказа надуманна, т. к. вопроса о взаиморасположении автомобилей в момент столкновения в моём ходатайстве вообще не было. Определение об отказе в удовлетворении ходатайство вынесено 29.10. 2015, а решение по моей жалобе на имя начальника ГИБДД — уже 27.10.2015. Получается, решение об отказе в ходатайстве было принято уже 27 октября, а сотрудники ГИБДД просто заставляли меня к ним бегать.
Получив отказ, обжаловал решение в суде, написал жалобу в прокуратуру и обратился за консультацией к знакомомой судье.
Ознакомившись с материалами дела, моя знакомая задала только один вопрос: «Ты номера Хонды видел?». Как оказалось, подобные номера стоят на автомобилях сотрудников МВД. С этого момента мне стала понятна «природа» изменения настроения сотрудников ГИБДД. Так же она поведала мне о негласной любви между ГИБДД и сотрудниками суда в Чувашской Республики, и о причинах её появления. Оказывается, судьи первой инстанции могут отменить постановление ГИБДД только если есть нарушения в оформлении документов, больше никаких причин быть не может. Судьи второй инстанции (Верховного суда Чувашской Респ.), желающие отменить постановление ГИБДД должны обратится к заместителю Верховного суда Чуваш. Респ. и доказать ему, что гражданин действительно не виновен. Подобные порядки были внедрены заместителем Верховного Суда Чувашской Республики, который видимо считает, что сотрудник ГИБДД всегда прав. Так же моя знакомая показала копии материалов дела (не вдаваясь в подробности об участниках) непосредственному начальнику майора Галкина Э.Н. Вердикт непосредственного руководителя был однозначен: «Я не виновен!»
Прокуратура на мою жалобу отписалась, мол нарушений в процедуре вынесения решения и определения на жалобу начальнику ГИБДД, не обнаружено, а разбираться в причинах отказа они не обязаны.
На суд я пришёл с адвокатом. Судья Альгешкина Г.Н. Калининского районного суда г. Чебоксары, рассматривавшая мою жалобу, в самом начале, до рассмотрения материалов дела, заявила: «Инспектор рассмотрев материалы дела вынес постановление, его начальство, рассмотрев жалобу, с ним согласилось. Почему я должна изменить данное решение? У вас есть что добавить?» После этих слов, заседание превратилось в формальность и решение судьи было понятно. Вместо водителя Ходны на заседание явился его представитель. При просмотре видеозаписи, представитель водителя Хонды, показывая на свет фар, заявил, что это горят сигналы левого поворота, а значит в момент выезда автомобиля Тойота на полосу встречного движения, на автомобиле Хонда уже был включен сигнал левого поворота. Все мои замечания, о том что сигнал поворота имеет цикличность, а значит свет должен мигать, судья оставила без внимания. Видя, отсутствие технических познаний судьи, мною было заявлено ходатайство о назначении экспертизы, на что мне в резкой форме было заявлено, что если я хочу назначить экспертизу, то должен обратиться в суд в «гражданском порядке», «административный порядок» рассмотрения дел, назначение экспертиз не предусматривает. В решении судья Альгешкина Г.Н. указала, что вина доказана материалами дела, не вдаваясь в подробности, как именно я нарушил правила дорожного движения.
Решение Калининского районного суда было обжаловано в Верховном суде ЧР. Боясь нарваться на такого же, не подкованного технически, судью, мною была заказана видеотехническая экспертиза видеозаписи, которая опровергла слова защитника водителя Хонды, что на видеозаписи запечатлён автомобиль Хонда с включённым сигналом левого поворота и подтвердила мои слова, о том, что сигнал поворота на автомобиле Хонда был включен после того, как автомобиль Тойота начал обгон.
Во время рассмотрения дела в Верховном суде ЧР, была представлена и приобщена к материалам дела видеотехническая экспертиза. Судья Голубев А.В. в своём решении указывает на то, что я нарушил пункты 11.1 и 11.2 ПДД и это доказано материалами дела, т. е. те же общие формулировки и не одного конкретного факта доказывающего мою вину.
На решение верховного суда была подана жалоба на имя председателя Верховного суда ЧР. Председатель Верховного суда ЧР оставил решение судьи Верховного суда Голубева А.В. в силе. В своём постановлении указал, что: «Выводы судей являются верными, указанные доводы являлись предметом тщательного изучения. В обжалуемых решениях подробно приведены мотивы их отклонения». Получается, председатель Верховного суда ЧР смог найти в решениях судей Калининского и Верховного судов не только общие фразы но и мотивированную причину моей вины основанную на фактах.
Постановление председателя Верховного суда ЧР будет обжаловано в Верховном суде РФ.
Попробуем разобраться, что я нарушил:
Пункт 11.1 ПДД: Прежде чем начать обгон, водитель обязан убедиться в том, что полоса движения, на которую он собирается выехать, свободна на достаточном для обгона расстоянии и в процессе обгона он не создаст опасности для движения и помех другим участникам дорожного движения.
В ПДД чётко сказано, водитель должен убедиться в том что полоса, на которую он собирается выехать, свободна перед началом обгона (выездом), руководствуясь текущей дорожной ситуацией (траектория движения, включенные световые и звуковые сигналы остальных участников движения), читать мысли участников движения правила его не обязывают. На видеозаписи (изображении 1) видно, что автомобиль Хонда движется прямолинейно по своей полосе, когда автомобиль Тойота уже обогнал 1-ый и поравнялся со 2-м автомобилем, т. е. автомобиль Тойота находится в процессе выполнения манёвра. Считаю, что этот пункт не нарушен по умолчанию, т. к. требование данного пункта ПДД прекратилось с момента выезда автомобилем Тойота на полосу встречного (Изображение 2). Данный пункт не нарушен.
Пункт 11.2 ПДД: Водителю запрещается выполнять обгон в случаях, если:
транспортное средство, движущееся впереди, производит обгон или объезд препятствия.
На изображении 1 видно, что автомобиль Хонда движется по своей полосе, никого не обгоняет, препятствия не объезжает. Данный пункт не нарушен.
Транспортное средство, движущееся впереди по той же полосе, подало сигнал поворота налево;
Экспертиза видеозаписи доказала, что сигнал левого поворота не был включен ни на одном автомобиле. Данный пункт не нарушен.
Следующее за ним транспортное средство начало обгон;
Данный пункт не нарушен по умолчанию.
По завершении обгона он не сможет, не создавая опасности для движения и помех обгоняемому транспортному средству, вернуться на ранее занимаемую полосу.
На видеозаписях видно, что транспортных средств перед автомобилем Хонда нет. Данный пункт не нарушен.
Считаю, что все предъявленные мне обвинения надуманы, сотрудники ГИБДД и судьи покрывают друг друга прикрываясь общими фразами, а в материалах дела нет ни одного аргументированного факта правонарушения с моей стороны.
Прошу помочь доказать мою невиновность. Выскажете своё мнение, как необходимо действовать, какие шаги предпринять? Обязывает ли закон должностных лиц и судей при вынесении решений ссылаться на факты? Можете ли вы помочь в решении моей проблемы?
Ссылка на копии материалов дела:
https://yadi.sk/d/e0_LDBRZhwtRv

Ссылки на видеозаписи:
1) https://yadi.sk/d/1NnLwnmjhwtE9
2) https://yadi.sk/i/pdiOevSMhwtMY

Ссылка на кодак для видеозаписи 2014 10 01 08h 13m 24s Камера 0_22:
https://yadi.sk/d/RKYZrMw9hwtTW

Обгон и опережение — что говорят ПДД, чем отличается обгон от опережения

Казалось бы, в правилах дорожного движения всё предельно ясно и доступно. Тем не менее по сей день у многих, даже самых опытных водителей возникают проблемы с выяснением разницы между обгоном и опережением, разграничением двух этих понятий. Как следствие, мы имеем дело с не самыми приятными встречами с инспекторами ГИБДД, а иногда даже с созданием аварийных ситуаций.

Учитывая тот факт, что любой автомобиль несёт потенциальную опасность как для жизни водителя, так и для жизни пешехода, человеку, который управляет им, необходимо помнить о том, насколько велика его ответственность за все те манёвры и движения, которые он совершает на трассе. Каждый автомобилист, садясь за руль своего четырёхколёсного друга, должен отдавать себе отчёт в том, что от тех мероприятий, которые он выполняет на дороге, зависит безопасность движения в целом, а потому необходимо трезво оценивать, насколько уместным будет то или иное движение и чем оно чревато на заданном отрезке пути.

Изучаем природу обгона

Обгоном, в соответствии с правилами дорожного движения, принято называть манёвр, при котором средство передвижения совершает выезд на полосу со встречным движением с целью опередить предшествующие транспортные средства, после чего снова возвращается на полосу трассы, по которой ранее производилось движение.

Для того чтобы сделать определение этого подвида маневрирования на дороге более комфортным для понимания, нелишним будет поговорить об особенностях, которые характерны исключительно ему:

Выполнение манёвра опережение

  1. Во-первых, стоит отметить, что обгон — это частный случай опережения. Отсюда следует, что опережение отнюдь не обязано быть обгоном, а вот обгон, напротив, по своему существу всегда будет квалифицирован как опережение.
  2. Во-вторых, обгон без выезда на встречку невозможен как таковой в принципе. Всё дело в том, что для зачисления такого манёвра в категорию обгонных, водитель обязан вывести своё средство передвижения на встречную полосу. Если же настоящее условие не было выполнено, значит обгона не было.
  3. В-третьих, для того, чтобы зафиксировать совершение обгона по встречке, после выведения автомобиля на полосу со встречным движением водитель обязательно должен вернуть его на прежнюю полосу.

Ну а для закрепления вышеуказанного материала, мы предлагаем вам рассмотреть наиболее яркие примеры, которые помогут нам научиться отличать обгонные манёвры от опережающих. Итак, давайте сравним следующие ситуации и разберём их:

  1. Если мы видим, что водитель пытается опередить предшествующие его средству передвижения автомобили посредством объезда их по левой стороне трассы, имеющей всего две полосы, интерпретировать его действия как обгон по встречной полосе мы не можем.
  2. Если движение происходит на трассе с тремя полосами, то опережение в этом случае происходит путём объезда автомобилем прочих транспортных средств по средней полосе. Такая ситуация опять-таки не может быть признана обгоном.
  3. А вот если дорожная разметка показывает, что на трассе более четырёх полос, автомобиль выходит на опережение по левой стороне или даже выскакивает на полосу встречного движения, значит, мы имеем дело с самым настоящим обгоном. Выполнение такого манёвра нередко приводит к изъятию водительского удостоверения работниками ГИБДД у лихачей, стремящихся во что бы то ни стало оставить позади все прочие авто, едущие по трассе.

Анализируем оба понятия

Итак, продолжая разбираться, в чём разница опережения и обгона, имеет смысл обратиться за помощью к Правилам дорожного движения. В первую очередь стоит сказать, что особенности обгона делают его одним из опаснейших дорожных манёвров.

Для большего понимания, чем отличается обгон от опережения, стоит сказать, что опережение связано с движением транспортного средства на скорости, превышающей ту, с которой движется попутное транспортное средство. Считается опережением и случай, когда автомобиль выезжает на встречную полосу и продолжает движение по ней, не возвращаясь на свой путь. Важно понимать, что обгон необязательно связан с нарушением ПДД. Существуют случаи, в которых дорожная разметка и отсутствие запрещающих знаков разрешают выполнение этого манёвра.

Знак запрещающий обгон

Ещё одно отличие двух этих понятий говорит о том, что выполнение обгона может быть связано как с опережением справа, так и слева. Однако здесь мы опять же сталкиваемся с тем, что выполнение настоящего манёвра может осуществляться, только если в конкретной ситуации и на обозначенном отрезке пути нет знаков, которые бы запрещали его выполнение.

Что касается возможности езды на опережение, то здесь практически не существует каких-либо ограничений и запретов. Выполнение соответствующего манёвра возможно в любых ситуациях, не считая случаев, когда речь идёт о полосах, занятых другими транспортными средствами. Проще говоря, опережение невозможно в случае, когда мы имеем дело с плотным движением на дороге.

В каких случаях не разрешён обгон?

Чтобы не стать виновником возникновения аварийной ситуации на дороге, крайне важно соблюдать правила обгона по встречной полосе. Давайте же выясним, при каких обстоятельствах запрещено выполнение обгона:

  1. Если на заданном отрезке пути присутствуют дорожные знаки, запрещающие обгон, значит, выполнение опасного манёвра на законных основаниях невозможно.
  2. Если у впереди движущегося автомобиля зажглись поворотники, сигнализирующие о том, что водитель собирается свернуть налево.
  3. Если впереди движущийся автомобиль или любое другое средство передвижения начинает совершение обгона, то вам необходимо выждать и дать предыдущему водителю завершить свой манёвр. После этого убедитесь в том, что по встречному пути не движутся машины, и только тогда начинайте обгонное перемещение.
  4. Если движущееся за вами средство передвижения приступило к обгону.

Ситуация в которой запрещен обгон

Следует принимать во внимание, что обгон или опережение транспортных средств по встречной полосе невозможны на перекрёстках, в регулируемых зонах, на железнодорожных переездах, при резких поворотах, на подъёмах в гору, в тоннелях, на эстакадах. Не разрешается обгонять соседние в потоке автомобиле и тогда, когда вы движетесь не по главной дороге. Кроме того, в правилах дорожного движения строго-настрого запрещается выполнение опасного обгонного манёвра в тех случаях, когда движение происходит на дорогах, которые отмечены двойной сплошной, или же в зонах, где установлены дорожные знаки, не разрешающие реализацию обгона.

Станет нарушением ПДД и обгон на пешеходных переходах, на которых в момент совершения действия находятся люди, на мостах и пролегающих под ними территориях, на путепроводах, на участках пути, которые не имеют достаточной степени обзора.

Как выполнить обгон на законных основаниях?

Для того чтобы не стать нарушителем правил дорожного движения, выполнять обгон можно только при условии, что:

  1. Вам непременно хватит времени, скорости и расстояния на встречке для выполнения манёвра относительно впереди едущего средства передвижения.
  2. Вы можете максимально приблизиться к автомобилю, который планируете опередить, и включить сигнал поворотников.
  3. Вы сможете в кратчайший промежуток времени выполнить манёвр и вернуться на прежнюю полосу движения.
  4. Вы откажетесь от выполнения мероприятия и вернётесь в свою полосу, если почувствуете, что не успеете закончить манёвр.
  5. Заметив, что у предшествующего вам транспортного средства включились левые указатели поворота, вы примете решение отложить выполнение обгона и предоставите это право автомобилю, едущему впереди.
  6. Завершая опережение, вы обязуетесь включить правый поворотник, чтобы предупредить остальных водителей, которых вы обгоняете, о том, что вы перестраиваетесь в свой ряд.

В данной ситуации обгон разрешен

Как вести себя в ситуации, когда обгоняют тебя?

Важным моментом является и поведение на дороге, когда в роли опережаемого оказывается ваше транспортное средство. Заметив, что следующий за вами автомобилист пытается пойти на объезд, постарайтесь приложить все свои усилия, чтобы помочь ему выполнить обгонный манёвр быстро и безопасно. Ни в коем случае не увеличивайте скорость своего четырёхколёсного коня в момент, когда вас пытаются перегнать. Если же вы видите, что водителю встречной машины не хватает времени, скорости и расстояния, для того чтобы завершить манёвр, разверните свой автомобиль правее и сбросьте скорость. Это позволит обгоняемому автомобилю выиграть ширину и длину на трассе, завершив тем самым начатое действие.

Подытоживая всё вышесказанное, хотелось бы ещё раз призвать всех водителей трезво оценивать свои силы, анализировать ситуацию на дороге и принимать адекватные решения. Если вы, находясь за рулём транспортного средства, ощущаете нехватку опыта для правильного расчёта параметров, необходимых для выполнения безопасного обгона, откажитесь от этой затеи. Не стесняйтесь обратиться за помощью к обгоняемому автомобилю при помощи сигналов поворотников. Если в момент выполнения манёвра направляющийся на вас по встречной полосе автомобиль начинает набирать скорость, не паникуйте и не пытайтесь свернуть к встречной обочине. Помните, на дороге хватит места всем, а потому максимально используйте её пространство, для того чтобы не попасть в аварию и не навредить себе и другим автомобилистам.

ПДД 2020 | Обгон, опережение, встречный разъезд

ПДД 2019, 2020 с комментариями онлайн

ПДД определяют обгон как опережение одного или нескольких ТС, связанное с выездом на полосу (сторону проезжей части) для встречного движения и последующим возвращением на ранее занимаемую полосу (сторону проезжей части).

Следовательно, обгон всегда связан с перестроением, а также с опережением. Все эти термины приведены в пункте 1.2 Правил.

11.1. Прежде чем начать обгон, водитель обязан убедиться в том, что полоса движения, на которую он собирается выехать, свободна на достаточном для обгона расстоянии и в процессе обгона он не создаст опасности для движения и помех другим участникам дорожного движения.

Встречная полоса занята

11.2. Водителю запрещается выполнять обгон в случаях, если:

  • транспортное средство, движущееся впереди, производит обгон или объезд препятствия;
 Двойной обгон
  • транспортное средство, движущееся впереди по той же полосе, подало сигнал поворота налево;
 Попутный налево, обгон запрещен
  • следующее за ним транспортное средство начало обгон;
 Задний обгоняет, обгон запрещен
  • по завершении обгона он не сможет, не создавая опасности для движения и помех обгоняемому транспортному средству, вернуться на ранее занимаемую полосу.
 Обгон разрешен

Обгон следует выполнять когда он не запрещен ПДД и безопасен. Завершая обгон, нельзя резко поворачивать вправо для возвращения на ранее занимаемую полосу движения (такие действия водители называют «подрезанием»).

Начинать перестраиваться на правую полосу следует, предварительно включив правый указатель поворота, и опередив обгоняемого примерно на 20-30м. Своеобразным ориентиром для начала возврата на свою полосу может служить «появление» обгоняемого в салонном зеркале заднего вида. Это означает, что вы уже достаточно его опередили.

 

11.3. Водителю обгоняемого транспортного средства запрещается препятствовать обгону посредством повышения скорости движения или иными действиями.

Водитель обгоняемого автомобиля, заметив сигнал об обгоне, не должен увеличивать скорость и «теснить» обгоняющего, продолжая движение по середине проезжей части. От того, насколько быстро вас обгонят, зависит и ваша безопасность.

Если ситуация неприемлема для обгона, а едущий сзади водитель не может распознать опасность, его следует предупредить жестом руки или кратковременным включением левого указателя поворота.

11.4. Обгон запрещен:

  • на регулируемых перекрестках, а также на нерегулируемых перекрестках при движении по дороге, не являющейся главной;
  • на пешеходных переходах;
  • на железнодорожных переездах и ближе чем за 100 метров перед ними;
  • на мостах, путепроводах, эстакадах и под ними, а также в тоннелях;
  • в конце подъема, на опасных поворотах и на других участках с ограниченной видимостью.

На нерегулируемых перекрестках обгон разрешен только при движении по главной дороге, и только, если отсутствуют другие условия, запрещающие выезд на встречную полосу. Например, сплошная линия разметки 1.1 перед перекрестком и наличие пешеходного перехода на перекрестке запрещают выезд на встречную полосу, и соответственно, запрещают обгон. Эти дорожные условия подробно рассмотрены в статьях Обгон на пешеходном переходе и Выезд на встречную полосу и пункт 9.1 (1) ПДД.

 

11.5. Опережение транспортных средств при проезде пешеходных переходов осуществляется с учетом требований пункта 14.2 Правил.

11.6. В случае если вне населенных пунктов обгон или опережение тихоходного транспортного средства, транспортного средства, перевозящего крупногабаритный груз, или транспортного средства, двигающегося со скоростью, не превышающей 30 км/ч, затруднены, водитель такого транспортного средства должен принять как можно правее, а при необходимости остановиться, чтобы пропустить следующие за ним транспортные средства.

11.7. В случае если встречный разъезд затруднен, водитель, на стороне которого имеется препятствие, должен уступить дорогу. Уступить дорогу при наличии препятствия на уклонах, обозначенных знаками 1.13 и 1.14, должен водитель транспортного средства, движущегося на спуск.

Встречный разъезд на ровной, уступитьВстречный разъезд на спуске, уступить

Требование этого пункта действует не только дорогах, но и прилегающих к ним территориях, к которым относятся дворы и жилые массивы.

Обгон, опережение, встречный разъезд — Энциклопедия журнала «За рулем»

ПДД > Обгон, опережение, встречный разъезд
В этом разделе приведены только те пункты части ПДД «Обгон, опережение, встречный разъезд», в которых люди, изучающие «Правила», часто путаются, не понимают и т.д. То есть, только то, что требует разъяснения. Остальное учащийся в состоянии изучить самостоятельно.

Не путайте обгон с опережением!

Обгон — это опережение ТС с выездном на полосу встречного движения с последующим возвратом на свою полосу.

Обгон предусматривает обязательный выезд на полосу встречного движения!

Опережение — это движение ТС со скоростью, большей скорости попутного ТС.

Опережение не предусматривает обязательный выезд на полосу встречного движения! Вы можете просто ехать в своей полосе быстрее, чем ТС в соседней полосе.

Напомним подраздел ПДД Запрещающие знаки, подраздела Знаки и разметка, знак 3.20 «Обгон запрещен».

Знак запрещает обгон любым транспортным средством любого другого транспортного средства. Сюда входят автомобили, мотоциклы, трактора и т.д. Однако есть исключения. Знак разрешает обгон:
— тихоходных транспортных средств;
— гужевых повозок;
— велосипедов;
— мопедов и двухколесных мотоциклов.

Напомним также, что транспортное средство считается «тихоходным» в единственном случае — если на нём установлен специальный опознавательный знак. Если знака нет — транспортное средство не тихоход, и обгонять его запрещено. Даже если асфальтоукладчик или каток.

Прежде, чем начать обгон, водитель должен убедиться, что во встречной полосе имеется «окошко» достаточных размеров для безопасного обгона.

Обгон всегда опасен! При обгоне приходится выезжать на полосу встречного движения, что чревато лобовым столкновением. Недаром в народе ходит поговорка, написанная кровью — «не уверен — не обгоняй». При обгоне надо учитывать множество факторов — хватит ли мощности двигателя, не появился ли на дороге машина, выезжающая с грунтовки, или пешеход, которого не видно из-за обгоняемого грузовика, даже не помешает ли обгону лужа на дороге и т.д.

Помните, что чем больше разница скоростей обгоняемого и обгоняющего автомобилей — тем короче путь обгона, то есть тем меньше придется ехать по встречной полосе!

Прежде, чем начать обгон, необходимо убедиться, не начал ли обгон автомобиль, идущий впереди или позади вас. Если начал — вам обгон запрещен.

Если впередиидущий автомобиль включил левый сигнал поворотаобгон также запрещен. Этот автомобиль может объезжать препятствие, которое вам не видно, или собирается повернуть налево.


Неплохо знать о поведении водителей фур на дорогах. Водитель фуры прекрасно вас видит и знает, что вы собираетесь его обогнать. Хорошо воспитанный водитель, если дорога впереди занята какой-либо помехой, включает левый сигнал поворота и сам смещается немного левее, тем самым как бы говоря «впереди опасность — обгонять нельзя!». А если дорога свободна, он смещается чуть правее и включает правый поворотник, что означает «милости прошу — дорога свободна». Это можно считать еще одним способом общения водителей с помощью поворотников.

Только не перепутайте приглашение к обгону с намерением повернуть направо — во втором случае фура будет замедлять ход и не будет смещаться правее в полосе.

Запомните, что при обгоне нельзя создавать помех ни встречным, ни попутным автомобилям — никому!
Обгоняемый же не имеет права препятствовать обгону.

Обгон запрещен

Обгон запрещен также в перечисленных в табличке случаях.
Для освежения памяти лучше проштудировать ещё раз более полную табличку Это запрещено Правилами


Примечание.

На нерегулируемых перекрестках при движении по главной дороге обгон разрешен. Это единственное исключение, когда на перекрестке разрешен обгон. Во всех остальных случаях обгон на перекрестке запрещен.

Опережение

  • Опережение разрешено и с левой, и с правой стороны.
  • Разрешено опережать несколько транспортных средств.
  • Опережение разрешено на перекрестках (не создавая опасности и помех другим участникам движения)
  • Опережение разрешено в конце подъема (не создавая опасности и помех другим участникам движения)

Опережение разрешено почти всегда и везде. За одним исключением:


Если перед пешеходным переходом остановился или замедлил ход автомобиль, то водители других автомобилей могут опережать его лишь после того, как убедятся, что перед этим автомобилем нет пешеходов.

Типичный случай. Регулируемый пешеходный переход. Мама с ребенком не успели перейти дорогу на разрешающий сигал светофора, и заканчивают переход уже на «красный», в полном соответствии с ПДД.
Два автомобиля ожидают, пока она закончит переход.
Автомобиль в крайней левой полосе видит зеленый сигнал светофора и решает опередить стоящие автомобили. Пешеход ему не виден.
Согласно ПДД, черный автомобиль должен остановиться. Но водитель решает проскочить. В результате дело закончилось трагедией.

Встречный разъезд

В общем случае если встречный разъезд затруднен, то уступает тот, на чьей стороне дороги препятствие.

  • Если встречный разъезд затруднен, то уступает дорогу тот водитель, на стороне которого есть препятствие.

Если имеются Знаки приоритета или Предупреждающие знаки «Уклон дороги», то водитель должен руководствоваться ими.

Знаки «Преимущество встречного движения» и «Преимущество перед встречным движением» регламентируют проезд узкого участка дороги. Круглый знак «Преимущество встречного движения» обязывает водителя уступить дорогу встречному ТС.


Схожим действием обладают знаки «крутой спуск» и «крутой подъем», которые в узких местах дороги обязывают водителю, движущемуся на спуск, уступить дорогу автомобилю, который движется на подъем.

Материалы изложены на основе программы, разработанной преподавателями автошколы МГУ

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о