Опережение и обгон: Можно ли идти на обгон, если кто-то уже обгоняет или подает желтый сигнал поворотником? – Обгон и опережение — в чем разница по ПДД на 2020 год? Чем отличается?

Обгон, опережение и встречный разъезд — Правила дорожного движения

Опережение — движение транспортного средства со скоростью, большей скорости попутного транспортного средства.

Обгон, опережение и встречный разъезд

Обгон — опережение одного или нескольких транспортных средств, связанное с выездом на полосу (сторону проезжей части), предназначенную для встречного движения, и последующим возвращением на ранее занимаемую полосу (сторону проезжей части).

Согласно определению, обгон возможен только на двухполосных дорогах, потому что при наличии двух и более попутных полос выезжать на сторону, предназначенную для встречного движения, запрещается.

Обгон всегда связан с риском столкновения со встречным транспортным средством. Этот риск особенно велик на загородных дорогах при движении на высокой скорости.

Откажитесь от обгона, если вы не уверены, что сможете выполнить его безопасно для себя и окружающих.

Важно знать!

Вы можете принять решение об обгоне другого ТС только в том случае, когда твердо уверены, что за время вашего манёвра никакие транспортные средства и пешеходы не могут появиться на вашем пути.

Если встречная полоса плохо просматривается или вы не можете точно оценить скорость находящегося вдалеке встречного автомобиля, начинать обгон на свой страх и риск категорически запрещается.

Прежде чем приступать к обгону, убедитесь в том, что:

  • Правила не запрещают его выполнение в данной ситуации;
  • полоса, на которую вы намерены выехать, свободна от встречных ТС на достаточном для обгона расстоянии;
  • другое ТС не обгоняет Вас сзади;
  • впереди обгоняемого ТС есть свободное место для вашего возвращения на правую полосу.

Запрещается начинать обгон, если:

  • транспортное средство, движущееся впереди, производит обгон или объезд препятствия;
  • ТС, следующее позади вас, начало обгон вашего транспортного средства;
  • ТС, которое вы хотите обогнать, включило указатели левого поворота;
  • по завершении обгона вы не сможете вернуться на ранее занимаемую полосу, не создавая помех обгоняемому транспортному средству.

Важно знать!

Продолжительность обгона и расстояние, который Вам потребуется для его выполнения, зависит от скорости обгоняемого транспортного средства. Чем она выше, тем труднее совершить обгон.

При небольшой разнице скоростей обгоняемого и обгоняющего транспортного средства обгон затягивается, и угроза ДТП возрастает.

Чтобы получить достаточное ускорение, обгоняющему водителю рекомендуется, дождавшись подходящего момента, заранее перестроиться на встречную полосу и производить сближение с обгоняемым ТС, двигаясь по встречной полосе.

Пока вы не поравнялись с обгоняемым автомобилем, у вас всегда будет возможность в случае опасности отказаться от обгона и вернуться на правую сторону дороги.

Начинать перестроение обратно на свою полосу можно только после того как обгоняемое ТС стало просматриваться в правое зеркало заднего вида. Снижать скорость при завершении обгона нельзя.

Вы можете обогнать или опередить опередить сразу несколько транспортных средств, если своими действиями не создадите помех:

  • при обгоне — встречным ТС;
  • при любом опережении — тем, кто настигает вас сзади, двигаясь с более высокой скоростью.

Важно знать!

Водитель обгоняемого транспортного средства не обязан уступать дорогу обгоняющему. Однако ему запрещается препятствовать обгону повышением скорости движения или иными действиями.

Обгон и опережение на перекрестках

Все перекрестки делятся на регулируемые и нерегулируемые. На регулируемых перекрестках обгон всегда запрещен. При наличии двух и более попутных полос вы можете опередить другое ТС на регулируемом перекрестке, не выезжая на сторону, предназначенную для встречного движения.

Обгон и опережение на нерегулируемых перекрестках запрещены в тех случаях, когда вы можете совершить столкновение с внезапно выехавшим наперерез транспортным средством, которое будет загорожено обгоняемым (опережаемым) ТС.

Такая ситуация может возникнуть при подъезде к перекрестку по второстепенной или равнозначной дороге.

Если вы движетесь по главной дороге, которая не поворачивает на перекрестке направо, то обгон и опережение допускаются, поскольку ТС подъехавшие к перекрестку с других направлений, обязаны уступить вам дорогу.

Другие места, в которых обгон запрещен

Обгонять другие транспортные средства запрещается в зоне действия дорожного знака 3.20, а также на тех участках дороги, где нанесенная разметка не позволяет перестроиться на полосу встречного движения.

Напомним, что знак 3.20 делает исключение для ТС, обгоняющих велосипеды, мопеды, мотоциклы без коляски, гужевые повозки и те транспортные средства, которые не способны развить скорость выше 30 км/ч.

Кроме того, обгон запрещается:

    • на пешеходных переходах при наличии на них пешеходов;
    • на железнодорожных переездах и ближе чем за 100 метров перед ними;
    • на мостах, путепроводах, эстакадах и под ними;
    • в тоннелях;
    • в конце подъема, на опасных поворотах и на других участках с ограниченной видимостью.

Водитель тихоходного или крупногабаритного транспортного средства вне населенных пунктов в случаях, когда обгон этого транспортного средства затруднен, должен принять как можно правее, а при необходимости и остановиться, чтобы пропустить скопившиеся за ним транспортные средства.

Правила встречного разъезда

Если встречный разъезд затруднен, а знаки 2.6 и 2.7 не установлены, то водитель, на стороне которого имеется препятствие, должен уступить дорогу. Такое правило действует на горизонтальных участках.

Однако при наличии уклона, обозначенного знаками 1.13 и 1.14, уступить дорогу должен водитель транспортного средства, движущегося на спуск. Водителю, который движется в гору, прежде чем воспользоваться своим преимуществом, необходимо убедиться, что ему уступают дорогу.

Обгон и опережение

 

Обгон и опережение

Имеется три основных принципа, на которых должен строиться маневр обгона

  • Обгонять транспортное средство следует с левой стороны.
  • При обгоне необходимо соблюдать безопасную боковую дистанцию с обгоняемым транспортным средством.
  • Вся предстоящая траектория обгона долна быть хорошо видня и свободна от препятствий и встречных транспортных средств.

Последовательность действий при совершении обгона

  1. Примите немного левее, оставаясь в своей полосе движения и оцените дорожную обстановку. Если вы считаете, что маневр обгона в данной ситуации допустим, то
  2. Убедитесь, что вас никто не обгоняет и не собирается обогнать. Проверьте последовательно:
    1. Внутрисалонное зеркало заднего вида
    2. Боковое левое зеркало заднего вида
    3. Поверните голову налево и проверьте слепую зону
  3. Включите левый указатель поворота.
  4. Увеличивая скорость, перемещайте автомобиль влево, в полосу движения, по которой вы будете совершать обгон.
  5. После того как вы обогнали транспортное средство, вам необходимо быстрее вернуться в свою полосу движения. Сделать это следует, как только этот маневр будет безопасен. Как правило, для этого вы должны полностью видеть транспортное средство, которое обогнали, в правом зеркале заднего вида.

Обгон запрещен

  • В зоне действия знака Обгон запрещен
  • Там, где обгонять опасно
  • Если другое транспортное средство обгоняет или собирается обогнать вас.
  • В пробке или в условиях плотного медленного движения
  • Если транспортное средство, которое вы хотите обогнать, показывает сигнал поворота налево.
  • При наличии встречных транспортных средств, если вы пересекаете линию, разделяющую встречные потоки движения.
  • В условиях недостаточной видимости, если вы пересекаете линию, разделяющую встречные потоки движения.
  • На нерегулируемых пешеходных переходах или пересечениях с велодорожками, за исключением случаев, когда движение происходит на малой скорости, есть более одной полосы движения в попутном направлении и выполнено одно из трех условий:
    • Полосы движения ведут в разных направлениях
    • Во всех полосах наблюдается плотное медленное движение
    • Это происходит в сочетании с проездом перекрестка
  • С правой стороны, за исключением следующих случаев:
    • Если полосы движения ведут в разных направлениях.
    • Если во всех полосах наблюдается плотное медленное движение.
    • Если транспортные средства выезжают на перекресток по разным полосам движения.
    • Если установлено ограничение максимальной скорости не более 70км/час и есть две или более полосы движения в этом направлении.
    • Допускается обогнать справа автомобиль, поворачивающий налево.
    • Если вы обгоняете трамвай. Трамваи следует обгонять только справа.
  • На нерегулируемых перекрестках равнозначных дорог (за исключением обгона двухколесных транспортных средств).
  • На железнодорожных переездах, не оборудованных барьерами или светофорами (за исключением обгона двухколесных транспортных средств).

Что делать, когда вас обгоняют

  • Держитесь как можно правее. Если на дороге есть обочина и ее допустимо использовать, вы можете выехать на обочину для облегчения маневра.
  • Не увеличивайте скорость
  • Вы обязаны облегчить совершение обгона другим водителем, даже если он выполняется не по правилам и опасен.

Обгон: другие особенности маневра

Для человека очень трудно верно оценить расстояние и скорость встречного автомобиля, особенно на прямой дороге, когда он движется на вас.

Если вы обгоняете дорожную технику, занятую ремонтом или обслуживанием дорог, вы можете выбирать ту сторону обгона, которая в конкретной ситуации удобнее.

Экономия времени

Обгон является достаточно опасным маневром. Скорости движения при обгоне достаточно высоки и в случае аварии велик риск получить серьезные травмы или погибнуть. Вы должны адекватно понимать ради чего идете на риск на дороге.

Допустим, перед вами на трассе движется автомобиль со скоростью 100 км/час. Ваша скорость движения — 110 км/час. Вам нужно проехать по трассе еще 10 км. Вы можете обогнать впереди идущий автомобиль или снизить свою скорость и отказаться от обгона. Сколько времени вы выиграете в случае обгона?

Во время экзаменов на получение водительского удостоверения часто попадаются задачи просто на умение считать. Пользоваться мобильным телефоном или калькулятором во время экзаменов, как правило, запрещено, поэтому такие вычисления придется делать в уме.

Двигаясь со скоростью 100 км/час вы потратите на преодоление пути в 10 км одну десятую часа или 6 минут. 6 минут это 360 секунд. Увеличив скорость на 10% вы примерно на столько же сократите и время, требуемое для преодоления пути. Таким образом, выигрыш от обгона в ситуации, приведенной в задаче, составит примерно 36 секунд. Чуть более половины минуты. Стоит ли этого времени риск опасного маневра? Скорее всего нет, но это решать вам.

Для расчетов также пригодится вспомнить, что км/час это тысячи метров за 3600 секунд. Таким образом если км/час разделить на 3.6, то получатся м/с. Если м/с умножить на 3.6, то получатся км/час.
Пример: Переведем 25 м/с в км/час. 25 умножим на 4, получим 100. Теперь из 100 вычитаем 10%, получаем 90. 25 м/с = 90 км/час.

Термины

  • Обгон на лету — вы обгоняете одно или несколько транспортных средств, приближаясь к ним с большим преимуществом в скорости и не прибегая к дополнительному разгону. Такой обгон более безопасен, поскольку происходит за короткое время и на относительно небольшом по протяженности участке дороги.
  • Принцип шестеренки или застежки-молнии — при соединении двух полос движения в одну, в новую полосу перестраиваются по очереди автомобили из каждой полосы.
  • Обгон с ускорением — вы движетесь практически с той же скоростью, что и автомобиль, который собираетесь обогнать. Вы ускоряетесь для совершения маневра обгона.

Тема 11. Обгон, опережение, встречный разъезд — Учебник

Обгон является одним из самых опасных маневров на дороге. При неправильном его выполнении происходят самые тяжелые ДТП.

Дело в том, что обгон – это опережение одного или нескольких транспортных средств с выездом на полосу встречного движения и последующим возвращением на ранее занимаемую полосу.

А при встречном столкновении, как следует из законов физики, скорости складываются. Так что для безопасности маневра при выполнении обгона водителю необходимо учитывать множество факторов.

Т11 фото1.pngПрежде, чем начать обгон, водитель обязан убедиться в том, что полоса движения, на которую он собирается выехать, свободна на достаточном для обгона расстоянии.

Не помешает также оценить глубину выбоин на «встречке», иначе не только колеса можно там оставить, но и создать опасность для движения другим участникам дорожного движения, что вообще-то ПДД запрещено.

Т11 фото2.pngЕсли транспортное средство, движущее впереди, включило поворотник налево и само приступило к обгону или объезду препятствия, то на обгон идти нельзя. Думаем, не нужно объяснять почему.

Т11 фото3.pngАналогичная история и с позади едущим автомобилем, решившим преступить к обгону.

Кроме того, важно убедиться, что после завершения обгона водитель сможет без ДТП вернуться на ранее занимаемую полосу. То есть там должно быть свободное место, иначе кто вас впустит обратно?

Т11 фото4.pngКстати, по Правилам водителю обгоняемого автомобиля запрещено препятствовать обгону: ускоряться или подрезать.

Также необходимо учитывать погодные и дорожные условия. Ведь решение обогнать ночью в ливень может стать роковой ошибкой водителя.

А теперь перейдем к самому главному: где такой опасный маневр, как обгон, запрещен.

Начнем с разметки. Мало кому в голову придет, что пересекать сплошную линию можно безнаказанно. А уж тем более двойную сплошную.

Т11 фото6.jpgЕстественно, обгон через сплошную запрещен.

Но даже, если линия посреди дороги прерывистая, стоит обратить внимание на наличие знаков. Есть один, который так и называется «Обгон запрещен» Т11 фото5.png.

Однако в некоторых случаях обгонять можно и в зоне действия этого знака. Нет-нет, речь не идет о машинах в другой цветовой гамме, нежели на знаке.

Т11 фото7.pngОбгонять можно двухколесные мотоциклы, гужевые повозки и мопеды.

Т11 фото8.pngА также любые тихоходные транспортные средства, которые по своим техническим характеристикам не могут ехать быстрее 30 км/ч. При этом на таком транспортном средстве должен быть установлен специфичный треугольный знак, как на картинке слева.

При этом если раньше обгон тихоходов был разрешен даже через сплошную линию разметки, то в 2017 году Верховный суд «прикрыл» эту «лазейку». Так что теперь обгон тихохода через сплошную – это практически 100-процентное лишение прав.

Обгон запрещен почти на всех перекрестках.

Т11 фото9.pngВо-первых, на регулируемых. Зато опережение без выезда на «встречку» — это пожалуйста!

Т11 фото10.pngВо-вторых, обгон запрещен на нерегулируемых, когда автомобиль движется по второстепенной дороге.

То есть, чтобы совершить обгон на перекрестке, нужно убедится, что на нем отсутствует светофор или регулировщик, а также, что вы едете по главной дороге.

А что делать в этой неоднозначной ситуации из экзаменационных задач?

Т11 фото11.jpg

Разрешено ли Вам выполнить обгон в данной ситуации?
1. Разрешено.
2. Разрешено, если обгон будет завершен до перекрестка.
3. Запрещено.

На данном рисунке мы видим знак, обозначающий, что впереди нерегулируемый перекресток равнозначных дорог. И обгон на нем делать нельзя (помните же, что обгон допускается ТОЛЬКО при движении по главной дороге). Но предупреждающий знак устанавливается вне населенного пункта за 150-300 м до перекрестка. Так что в данной ситуации можно обогнать, но завершить маневр нужно до границы пересечения дорог. Правильный ответ – 2.

Т11 фото12.pngНа пешеходном переходе тоже нельзя обгонять. Оно и понятно: и без того опасное местечко.

Ранее было правило, что обгон запрещен на пешеходных переходах при наличии на них пешеходов. Сейчас же все стало более категорично, и обгон на таких участках запрещен во всех случаях.

Т11 фото13.jpgНа железнодорожных переездах и ближе чем за 100 м перед ними также не разрешается выполнять обгон.

Опасен этот маневр и на мостах, путепроводах, эстакадах и под ними, а также в тоннелях. Так что обгонять в данных местах также запрещено.

Т11 фото14.pngКроме того, обгонять не разрешается также в конце подъемов, на опасных поворотах и на других участках с ограниченной видимостью.

Стоит отметить, что обгон на подъеме не запрещен. Если транспортное средство приемистое, а видимость позволяет, то водитель вполне может начать маневр. Однако при подходе к вершине подъема обгонять нельзя – иначе лобового столкновения не избежать. И тут уже «выживет» крупнейший.

От обгона перейдем к опережению.

Согласно ПДД, опережение – это движение транспортного средства со скоростью, большей скорости попутного транспортного средства. То есть получается, что обгон – это частный случай общего понятия «опережение» только с выездом на полосу встречного движения.

Правила довольно лояльны к этому маневру. Если дорога свободна, то опережать разрешено. Только перед пешеходным переходом будьте осторожны: если другие водители притормозили, вам нужно последовать их примеру, а уж никак не опережать.

Т11 фото15.pngВ условиях интенсивного движения, когда все полосы данного направления плотно забиты транспортными средствами, ПДД категорично запрещают опережение. Тут и без ваших маневров опасности предостаточно.

На любой дороге может встретиться препятствие, которое не позволит объехать его по своей половине дороги. И тогда придется познакомиться с таким понятием, как встречный разъезд.

И тут действует вполне логичное правило: чья половина дороги занята, тот и уступает.

Т11 фото16.pngЕсли водитель встретил препятствие, он включает сигнал поворота, который говорит о намерении перестроиться. И ждет, когда встречный поток проедет.

А вот на спуске-подъеме ситуация с точностью до наоборот. И это правило мы уже рассматривали, когда проходили предупреждающие знаки Т11 фото17.png и Т11 фото18.png.

Т11 фото19.pngПри затрудненном разъезде на спуске-подъеме уступает водитель, который идет на спуск. Ведь спускающемуся автомобилю намного проще притормозить, пропустив другого, а затем просто убрать ногу с педали тормоза и продолжить спуск.

Напротив, груженая фура, двигающаяся в гору, может начать скатываться вниз во время начала движения после остановки на уклоне.

Чем отличается обгон от опережения

К сожалению, даже опытные водители не всегда четко различают понятия «опережение» и «обгон», а новички – и подавно. На практике зачастую это приводит к нежелательной встрече с дорожными инспекторами и даже аварийным ситуациям. Учитывая то, что не зря автомобиль повсеместно признан источником повышенной опасности, каждый автолюбитель должен всегда при совершении маневра осознавать, что он делает – обгоняет или опережает.

Определение

Обгон представляет собой опережение транспортного средства (либо нескольких) с выездом на встречную полосу и последующим обязательным возвращением на исходную полосу (либо сторону проезжей части).

Опережение – это движение с превышением скорости относительно попутного транспорта. Этот маневр выполняется в пределах своей полосы.

к содержанию ↑

Сравнение

С точки зрения Правил опережение и обгон – принципиально разные термины. Стоит начать с того, что обгон в силу своих особенностей является самым опасным из маневров.

Обгон всегда связан не только с опережением попутного транспорта, но и с маневрированием в левую сторону с выездом на соседнюю полосу или «встречку», а также с обязательным возвращением на исходную полосу.

Обгон схематично

Важное отличие заключается в том, что опережение возможно как слева, так и справа. Кроме того, обгон как маневр строго ограничен ПДД и во многих случаях запрещен. К опережению это не относится – его можно совершать практически в любой ситуации, кроме случаев плотного движения, когда все полосы заняты транспортом. Единственная оговорка – возвращение на свою полосу после совершения опережения является обгоном. Естественно, опережение нельзя совершать с выездом на «встречку».

к содержанию ↑

Выводы TheDifference.ru

  1. Обгон – это маневр, связанный с опережением транспортного средства (или нескольких) с выездом на встречную полосу (сторону проезжей части) и последующим обязательным возвращением на ту, с которой был начат маневр.
  2. Опережение представляет собой маневр, выполненный в пределах своей стороны проезжей части со скоростью, превышающей скорость попутного транспорта.
  3. Обгон – самый опасный из всех существующих маневров.
  4. Опережение не предусматривает выезда на встречную полосу и обязательного возвращения на ранее занимаемую.
  5. Опережение возможно и слева, и справа, обгон – только слева.
  6. К совершению обгона следует относиться особенно тщательно – ПДД предусматривают много случаев, когда он запрещен.

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о