Пайкс пик ари ватанен: 403 — Доступ запрещён – 403 — Доступ запрещён

рекорд Себастьена Лёба остался не побитым — Авторевю

В штате Колорадо в США в очередной раз прошла легендарная горная гонка «Пайкс-Пик»: восемьдесят гонщиков на автомобилях и мотоциклах штурмовали одноименную гору. И хотя большинство из них обычные любители, гонка традиционно привлекает большое внимание. Ведь это одно из старейших автосостязаний в мире — проводится с 1916 года, а среди его прошлых участников — целый ряд звезд первой величины: трехкратный победитель Indy 500 Бобби Ансер, чемпион Формулы-1 Марио Андретти, легенды ралли Вальтер Рёрль, Ари Ватанен и Себастьен Лёб…

Гонка не очень-то похожа на привычные для европейцев подъемы на холм: она отличается большой дистанцией (чуть меньше 20 километров) и огромным перепадом высот — старт на высоте 2860 метров над уровнем моря, финиш на высоте 4300 метров! До начала 90-х серпантин на всем протяжении был грунтовым, но к 2012 году его полностью заасфальтировали. В текущей конфигурации рекорд принадлежит Себастьену Лёбу: в 2013 году за рулем 875-сильного прототипа Peugeot 208 T16 он прошел трассу за 8 минут и 13,878 секунды.

До сих пор побороться за рекорд не удавалось никому. Но в этом году француз Ромен Дюма, уже дважды побеждавший на Пайкс-Пике, расчитывал хотя бы приблизиться ко времени Лёба. Его команда подготовила обновленную версию полноприводного прототипа Norma — с другим аэродинамическим оперением, углеродными тормозными дисками и двигателем Honda с новым турбокомпрессором и интеркулером. Увы, улучшить свои прошлые результаты у Дюма не вышло: из-за перебоев в работе двигателя во время своей зачетной попытки француз оказался даже на 15 секунд медленнее, чем в 2016 году. Впрочем, время в девять минут и 5,672 секунды позволило ему вновь одержать победу.

Acura TLX серебряного призера гонки Питера Каннингема

Ближайший соперник уступил ему почти полминуты. Впрочем, седан Acura TLX GT Питера Каннингема относился к другому классу, и в своей категории американец взял «золото». Его болид, несмотря на внешнее сходство, имеет мало общего с одноименной серийной машиной: от нее заимствована лишь центральная часть кузова, а весь передок собран на трубчатом подрамнике. 600-сильный турбомотор V6 3.5 и вовсе развернут на 90 градусов: он установлен продольно и соединен с полноприводной трансмиссией Xtrac.

Быстрейший из мотоциклистов Крис Филлмор на KTM

Третье место по итогам гонки и «золото» в классе машин с открытыми колесами — у бывшего Наскаровского пилота Клинта Васхольца на экзотическом переднемоторном багги с мотором Ford. Не остался без призов и победитель 2015 года Рис Миллен: новозеландец одержал победу в классе Time Attack 1, выступая на модифицированном купе Hyundai Genesis.

А вот начинавшийся на Пайкс-Пике электромобильный бум внезапно закончился! Еще недавно казалось, что «электрички» вот-вот заполонят всё: ведь высоко в горах они не теряют мощность, как машины с двигателями внутреннего сгорания. В 2014 году в гонке участвовало семь электромобилей, в 2015 году Рис Миллен на электрическом болиде eO PP03 из Латвии одержал победу в абсолютном зачете, в прошлом году смог выйти из девяти минут… Но в этом году единственным электромобилем был 1050-сильный седан FF91 фирмы Faraday Future. В компании ставили задачу превзойти Теслу: в прошлом году гонщик Блейк Фуллер на двухмоторной Тесле Model S P90D проехал дистанцию за 11 минут и 48,264 секунды. «Фарадею» это удалось — Робин Шут прошел трассу на двадцать с лишним секунд быстрее. Правда, новым рекордом в классе для серийных электромобилей это не стало: FF91 пока не выпускается, поэтому машина была заявлена в класс Exhibition.

Faraday Future FF91

По-прежнему встречаются на Пайкс-Пике и электрические мотоциклы. В этом году их оседлали три участника гонки. Быстрейшим оказался англичанин Роберт Барбер на мотоцикле Buckeye Current RW-3x, построенном студентами из Государственного университета Огайо. C результатом в 10 минут и 55,5 секунд он стал одиннадцатым среди гонщиков на двухколесной технике.

Кстати, отметился на Пайкс-Пике и один российский спортсмен — Юрий Кузнецов, постоянно проживающий в Техасе. Гонщик-любитель вывел на старт Nissan Skyline GT-R R32, и показал 53-е время в абсолютном зачете.

Nissan Skyline GT-R Юрия Кузнецова

Как это часто бывает на Пайкс-Пике, погода была неустойчивая, и довольно скоро гору укутал туман. Это затруднило выступления гонщикам из второй половины списка. Впрочем, большинство все-таки успело проехать по всей длине трассы, и только последним пяти спортсменам дистанцию сократили вдвое.

А ниже вы можете посмотреть онборд с машины Ромена Дюма.

Pikes Peak International Hill Сlimb
Гора Пайкс-Пик, штат Колорадо, США, 25 июня 2017 года
Дистанция — 19,988 км
Место Гонщик Город/cтрана Автомобиль Класс Время
1 (1)* Ромен Дюма Баль/Швейцария Norma MXX RD Limited Unlimited 9.05,672
2 (1) Питер Каннингем Милуоки/США Acura TLX GT Pikes Peak Open 9.33,797
3 (1) Клинт Васхольц Вудленд-Парк/США Ford Open Open Wheel 9.35,747
4 (1) Рис Миллен Хантингтон-Бич/США Hyundai Genesis Time Attack 1
9.47,427
5 (1) Крис Филлмор Оксфорд/США KTM Super Duke 1290 R Heavyweight Motorcycle 9.49,625
6 (2) Дэвид Донохью Нью-Джерси/США Porsche 911 Turbo S Time Attack 1 9.49,954
…53 (6) Юрий Кузнецов Кэти/США Nissan Skyline GT-R R32 Pikes Peak Open 9.57,712
* Место в классе

Pikes Peak International Hill Climb

Ежегодно любители экстремального автомобильного и мотоспорта собираются в местечке Колорадо-Спрингс (США, штат Колорадо). Собираются они, чтобы совершить восхождение на пик Пайкс – неофициальное название соревнования – “Гонка в облаках” или “PPIHC”. Участники “Pikes Peak International Hill Climb” финишируют на высоте 4301 м выше уровня моря, стартуя на отметке 2865 м. Общий перепад высот составляет 1439 м, средний градиент – 7,2%.

Audi Quattro Group B на PPIHC

Описание

В гонке принимают участие множество классов различных транспортных средств, состав которых постоянно меняется. Ежегодно стартует 130-150 легковых автомобилей, грузовиков и мотоциклов. Многие из них созданы специально для участия в этих соревнованиях. Гонка включена в официальный календарь главных состязаний FIA.

Porsche 911 на PPIHC

 

История возникновения Pikes Peak International Hill Climb

История гонки берет начало в 1916 году. Первым человеком, обратившим внимание на гору был Спенсер Пенроуз. Расширив и укрепив извилистую дорогу ведущую на пик Пенроуз превратил ее в широкое шоссе. Чтобы привлечь внимание к своему сооружению он организовал соревнование – “Скоростное восхождение на вершину” (англ. “Pikes Peak International Hill Climb”).

старый гоночный автомобиль на Pikes Peak International Hill Climb

первые гонки на Pikes Peak International Hill Climb
первые гонки на PPIHC

 

От гонки к гонке совершенствовались машины. Испытывались новые конструкции и новые виды топлива.

  • В 1966 году на трассе появились автомобили с передним приводом.
  • Через пять лет Ак Миллер прошел трассу на машине работающей на пропане.
  • В 1972-м заоблачную дорогу начали осваивать внедорожники.
  • В 1992-м свои силы начали пробовать электромобили.
  • В 1995-м к участию были заявлены грузовики, а через четыре года мотоциклы.
Электрический прототип Mitsubishi на PPIHC

 

Лучшее время среди участников первой гонки установил Ри Ленц. Для достижения пика горы ему понадобилось 20 минут 55 секунд. Победителю вручили приз – Penrose Trophy. С 1946 по 1970 гг. гонка являлась частью популярной в американском автоспорте серии – USA Indicar Championship.

старый гоночный болид

 

Старейшим классом принимавшим участие в соревновании является дивизион “Открытые колеса“. На старт гонки в этой категории выходили знаменитые пилоты: Марио Андретти, братья Ансеры (Бобби, Эл и Робби). Последний установил рекорд в 1994 году, добравшись до пика за 10 минут и 6 секунд.

песок из под задних колес авто

Старые формульные болиды на PPIHC

 

Новая Эра

В 1984-м приняли участие Норвежcкий пилот Мартин Шанце (Ford Escort) и француженка Мишель Мутон (Audi Sport Quattro). Они открыли новую эру в истории гонки ознаменовавшуюся вторжением европейских спортсменов. Шанце не удалось достичь пика горы из-за проблем с правой передней шиной. Мутон выиграла соревнование в классе раллийных машин хотя не смогла установить рекорд трассы.

Мишель Мутон на PPIHC

Audi Quattro
Гонка в горах PPIHC

 

Особенности трассы и соревнования

Протяженность трассы составляет 19,99 километров со 156-ю  крутыми, оборудованными отбойниками, поворотами. За все время существования гонки погибло шесть гонщиков и еще большее количество получили серьезнейшие увечья. Изначально шоссе на гору имело гравийные и заасфальтированные участки. Однако в 2002 году Колорадо Спрингс проиграл судебный процесс экологической организации Sierra Club. Последняя посчитала гравий осыпавшийся с дороги на протяжении десятилетий опасным для ручьев, водоемов и растительности.

Monster Sport SX4 Pikes Peak Special – 2014

болид на серпантиновой дороге
машины в горах

 

Выполняя решение суда организаторы ежегодно асфальтировали порядка 10% трассы. В 2011 году состоялось последнее восхождение на Пик по трассе имевшей гравийные участки. Чемпион соревнований Род Миллен считал, что полностью заасфальтированное шоссе убьет интерес к гонке. Однако, в 2012 году на старт вышло 170 гонщиков, в то время как в 2011 году их было всего 46. В этом году установлено сразу несколько исторических рекордов. В классе “Pikes Peak Open” одержал победу Роман Дюма – сын знаменитого Рода Миллена, пройдя трассу за 9 минут 46 секунд на Porche GT3 R. Такой результат удалось улучшить только в 2017-м Питеру Канингхему – 9 минут 33 секунды.

 

Майк Райан перевернул свой автомобиль в шпильке имеющей название “W” и проломил защитное ограждение. Так или иначе ему же удалось преодолеть 3-ступенчатый поворот и продолжить путь к пику. В результате он превзошел свой старый рекорд на 5 секунд. Карлин Данн на Ducati впервые преодолел 10-минутный рубеж в категории мотоциклов. Его результат – 9 минут 52 секунды.

грузовик на финише

 

В 2013 году 9-минутный барьер одолел знаменитый раллийный чемпион Себастьян Леб. Он достиг пика за 8 минут 33 секунды, в то время как ставший вторым Рис Миллен установил время 9:02. На этот раз сразу 4 гонщикам удалось побить прошлогодний рекорд восхождения.

агрессивное авто
задняя часть болида

болид на финише

 

Через 2 года впервые в истории победу в генеральном зачете одержал электромобиль. Второй призер тоже выступал в этом классе. Это не стало неожиданностью так как уже в 2014 году электромобили занимали вторые и третьи места.

гонщик рядом с авто

 

На сегодня абсолютный рекорд среди всех классов автомобилей продолжает удерживать Себастьян Леб (8:33). Кроме него 9-минутный рубеж сумел преодолеть только француз Роман Дюма в 2016 году на машине Norma M20 RD. Он достиг пика за 8 минут 54 секунды.

машина на гонке

 

Больше всех в генеральном зачете побеждал японец Нобухира Таджима на Suzuki Monster Tajima. Он выигрывал 7 раз подряд (с 2005 по 2011 гг.). В 2012 году доехать до финиша японцу не удалось: машина загорелась на нижней секции подъема и была дисквалифицирована.

репортер на гонке

пыль из под колес авто
машина входит в поворот

 

5 раз первым достигал пика австралиец Род Миллен на Toyota. Действующим чемпионом является Роман Дюма, который выигрывал в 2014, 2016 и 2017 гг.

 

Гоночные классы

В гонках принимают участие транспортные средства двух категорий: 4-колесные (автомобили и грузовики) и 2-колесные (мотоциклы).

грузовик

мотоциклист

 

 

В этой категории разрешены любые транспортные средства удовлетворяющие требованиям безопасности. Пик горы штурмуют самые причудливые модели многие из которых построены специально для соревнования.

синяя драг машина
машина с большим спойлером

синяя машина с большим спойлером

 

  • Электромобили

Организаторы гонки считают, что будущее в автомобилестроении принадлежит электромобилям. Своей целью они ставят их тестирование, демонстрацию и продвижение. Электромобили подразделяются на 2 подкласса: машины серийного производства и концепт-кары демонстрирующие самые передовые технологии в действии.

красный болид

гоночный электрокар

 

Категории соревнований

В этой категории целью является не первым достигнуть пика горы, а установить лучшее время. Здесь тоже есть 2 подкласса в зависимости от технических требований к автомобилю.

Honda NSX на PPIHC

автомобиль на закате

 

Эта категория была введена в 2014 году и включает широкий спектр транспортных средств созданных с помощью высоких технологий. Здесь есть 4 подкласса:

  • машины с открытыми колесами,
  • open class (новаторство касается двигателя, трансмиссии или подвески),
  • винтажные автомобили и грузовики,
  • выставочный класс (создан специально для демонстрации технических новинок в автоспорте).
Pikes Peak Challenge

прикольный автомобиль
машина в движении

 

Среди победителей при восхождении на Пайкс Пик отметилось большинство ведущих американских и мировых автопроизводителей: Форд, Пежо, Ауди, Порше, Тойота, Хонда, Хюндай и др. В классе электромобилей доминирует Тесла. Мотоциклисты побеждали на Кавасаки, Дукати, Сузуки, Априлье, Хонде и др.

 

Фильм

Знаменитый короткометражный документальный фильм был снят французским режиссером Жан-Луи Мюреем в 1988 году. Он получил название “Climb Dance”, в вольном переводе – “Танец над бездной”. Многократный раллийный чемпион Ари Ватанен штурмует Пайс Пик на своем Peugeot 405 T16 с турбонаддувом. В результате финн выигрывает соревнование, устанавливая рекордное время.

частично разобранная гоночная машина

 

В фильме много захватывающих кадров: отвесные обрывы, крутые повороты, острые шпильки, где нет права на ошибку. “Climb Dance” стал классикой гоночного видео и получил престижные призы на международных кинофестивалях, популяризируя восхождения на “Пик” во всем мире. В 1990 году фильм получил Гран-При на фестивале де Шамони. В том же году награжден «Серебряным экраном» на фестивале промышленных фильмов и видео в Чикаго и Золотой премией на Международном кинофестивале в Хьюстоне.

авто в заносе

 


Ссылка на официальный твиттер канал.

100 лет легенде — Авторевю

В этом году легендарной горной гонке Пайкс-Пик, проводящейся в США, исполнилось 100 лет.

Ровно век назад промышленник Спенсер Пенроуз, владелец золотых шахт из Колорадо Спрингс, решил привлечь внимание туристов к только построенной платной дороге, которая вела на вершину заповедной горы Пайкс-Пик.

Вот так и вышло, что с 1916 года участники «Гонки к облакам» штурмуют 20-километровый серпантин. Старт на высоте 2860 метров над уровнем моря, 156 поворотов и финиш на высоте 4300 метров!

До того, как дорогу заасфальтировали, Пайкс-Пик выглядел так

Словно по недоразумению называется эта дорога громко — Pikes Peak Highway, но на деле этот «хайвей» — просто извилистая двухполоска, даже не везде огороженная отбойниками. Даже асфальтовое покрытие «хайвей» получил совсем недавно: по настоянию экологов его начали асфальтировать в нулевые, и к 2012-му заасфальтировали полностью.

Но именно ту, грунтовую трассу так любят вспоминать фанаты, и от нее сжимается сердце у тех, кто успел по ней проехать. За десятилетия в этой гонке успел поучаствовать целый ряд звезд первой величины — как знаменитые американцы Эдди Рикенбакер (летчик-ас времен Первой мировой войны), Бобби Ансер (трехкратный победитель Indy 500) и Марио Андретти (чемпион Формулы-1), или зарубежные гонщики — легенды ралли Мишель Мутон, Вальтер Рёрль, Ари Ватанен, Пер Эклунд и Стиг Бломквист.

Пол Далленбах участвует в Пайкс-Пике уже более двадцати лет, и трижды выигрывал гонку в абсолютном зачете, но в этот раз показал четвертое время

Победитель той, самой первой гонки — Ри Лентц — проехал 20 километров на своем гоночном Romano Demon Special за 20 минут и 55 секунд. В 1994-м новозеландец Род Миллен за рулем 900-сильного полноприводного прототипа Toyota Celica поставил рекорд — 10 минут и 4.060 секунды. И это время останется с нами навеки: ведь той грунтовой трассы больше нет.

Рекорд, который в 2013-м году на полностью асфальтовой трассе установил девятикратный чемпион мира по ралли Себастьен Лёб, тоже кажется недостижимым — 8 минут и 13,878 секунды. Во всяком случае, в этом году даже победитель проехал дистанцию лишь немногим быстрее девяти минут.

В течение недели Ромен Дюма принял участие в «24 часах Ле-Мана» и Пайкс-Пике, и в обеих гонках добился победы

Им стал гонщик Ромен Дюма, уже побеждавший в 2014-м году. Причем француз только-только одержал вместе с коллегами по команде Porsche победу в «24 часах Ле-Мана», после чего немедленно отправился на другой конец Земли, готовиться к старту «Пайкс-Пика»!

Специально для этой гонки фирма Norma под прежним индексом M20 RD подготовила совершенно новый прототип. Машина образца 2016 года получила полноприводную трансмиссию, полностью переработанное аэродинамическое оперение (прежним осталось лишь заднее антикрыло), и была облегчена до 610 кг. Новый, более мощный двухлитровый турбомотор Honda был подготовлен американским отделением Honda Performance Development. «Нашей задачей было добиться соотношения мощности к массе 1:1» — говорит Дюма. На 20-километровой дистанции Norma Ромена Дюма разгонялась до 258 км/ч! Показанное в итоге время — 8 минут и 51,445 секунды.

К нынешней гонке Андрис и Кристапс Дамбисы подготовили для Риса Миллена новый вариант электромобиля мощностью около 1600 л.с.! На данный момент это быстрейший электромобиль на Пайкс-Пике

Менее шести секунд уступил французу прошлогодний победитель «Пайкс-Пика», новозеландец Рис Миллен. Но и этот результат — историческое достижение: впервые девятиминутную отметку преодолел электромобиль! Да-да, Миллен вновь выступал на электромобиле, разработанном латышскими конструкторами, отцом и сыном Дамбисами. Полноприводный прототип eO PP100 получил семь электромоторов YASA-400 суммарной мощностью 1190 кВт (почти 1600 л.с.) против шести моторов отдачей 1020 кВт в прошлом году. При этом машина потяжелела с 1150 до 1200 кг. Ниже можно просмотреть полную запись рекордного заезда.

Около десяти секунд уступил Миллену японский пилот Тецуя Ямано на купе Acura 4-motor EV — под этим названием скрывался новый спорткар NSX, гибридную «начинку» которого заменили четырьмя электромоторами и батареей высокой емкости. Десять секунд — отставание заметное, но стоило Миллену хоть немного ошибиться… и исход мог быть совсем другим. В этот раз удалось финишировать и живой легенде Пайкс-Пика, японцу Нобухиро Таджиме — он привел свой электрокар Tajima Rimac E-Runner Concept_One с минутным отставанием от лидера, на третьей позиции в классе доработанных электромобилей.

Acura с четырьмя электромоторами была быстра, но девятиминутная отметка не покорилась Тецуе Ямано

Кстати, был на Пайкс-Пике и отдельный класс для серийных электромобилей, а не специально построенных монстров. Единственный его участник, Блейк Фуллер на «топовой» двухмоторной Тесле Model S P90D, которую просто снабдили каркасом безопасности и гоночными шинами, проехал дистанцию за 11 минут и 48,264 секунды. Тем самым он превзошел предыдыущий рекорд этого класса почти на минуту.

Прежде чем отправлять Теслу на дистанцию, ее аккумуляторы охлаждали льдом — во избежание перегрева

Ветеран гонок на Пайкс-Пике Пол Далленбах, не раз боровшийся за победу в «абсолюте», по собственному признанию, в этом году особых шансов не имел — его заднеприводный багги с атмосферным мотором был заметно медленнее полноприводников на выходе из поворотов. Да и кислородное голодание на высоте особенно сказывается на моторах без наддува… С другой стороны, сам Далленбах упоминал, что общий бюджет его выступления был примерно в пять раз скромнее конкурентов — и на этом фоне его результат выше всяких похвал: около 45 секунд отставания от победителя на финише (то есть около двух секунд с километра), четвертое место «абсолюта».

Сток-кар Chevrolet SS Лейна Шранца очень напоминает Наскаровскую технику, но отличается от нее главным образом мотором большего объема, шестиступенчатой коробкой передач и огромным антикрылом. Гонщик из Колорадо-Спрингс занял шестое место в абсолютном зачете

Увы, в этом году не добрался до финиша обладатель самой, не побоимся этого слова, заметной машины — известный каскадер Майк Райан, который год выступающий на громадном грузовике Freightliner Cascadia c форсированным до 2400 л.с. дизелем Detroit Diesel. Райану в последние годы не везет: в 2014-м он попал в аварию на тренировке, упав со склона в лес, в прошлом году его заезд прервал снегопад. В этот раз все шло хорошо, и Райан расчитывал снять 30-60 секунд со своего старого результата. Но когда он прошел уже три четверти пути, заезд остановили из-за валявшихся на дороге осколков тормозного диска с предыдущей машины. А после повторного старта на тяжеленном грузовике не выдержади тормоза — по мнению Райана, они просто не успели остыть после первого прохождения.

Супер-грузовик Майка Райана

Большая часть этого обзора оказалась посвящена самым необычным, эффектным и быстрым машинам, большинство из которых подготовлено профессиональными гоночными командами. И все же хочется напомнить, что Пайкс-Пик — это в первую очередь гонка энтузиастов. Что прекрасно показывает пример Тима Харди. С этим молодым парнем я познакомился в 2014-м — тогда на «фестивале пилотов» перед началом гонки меня привлек его аккуратный BMW E30 с огромным антикрылом. Как оказалось, он сам в гараже вместе с отцом построил в гараже «трешку», подготовил турбомотор, и собирался выступить в гонке. Тогда он занял 25-е место в «абсолюте». А в этом году финишировал с 13-м результатом в абсолютном зачете и третьим — в весьма наполненном классе Time Attack 1, уступив только двум гонщикам на Porsche 911 GT3! Ниже — видео его прохождения.

Pikes Peak International Hill Сlimb
Гора Пайкс-Пик, штат Колорадо, США, 26 июня 2016 года
Дистанция — 19,988 км
Место Гонщик Город/cтрана Автомобиль Класс Время
1 (1)* Ромен Дюма Баль/Швейцария Norma M20 RD Limited Unlimited 8.51,445
2 (1) Рис Миллен Хантингтон-Бич/США eO PP100 Electric Modified 8.57,118
3 (2) Тецуя Ямано Саитама/Япония Acura 4-Motor EV Concept Electric Modified 9.06,015
4 (2) Пол Далленбах Базальт/США PVA 03 Dallenbach Special Unlimited 9.36,041
5 (3) Нобухиро Таджима Токио/Япония Tajima Rimac E-Runner Concept_One Electric Modified 9.51,978
6 (1) Лейн Шранц Колорадо-Спрингс/США Chevrolet SS Pikes Peak Open 9.53,071
7 (1) Клинт Васхольц Вудленд-Парк/США Ford Open Open Wheel 9.54,050
8 (1) Дэвид Доннер Колорадо-Спрингс/США Porsche 911 GT3 R Time Attack 1 10.00,813
9 (2) Джонатан Фрост Монтерей/США Palatov D2RS Roadster Pikes Peak Open 10.04,805
10 (2) Рафаэль Астлер Ле-Тампон/Реюньон Porsche 911 GT3 RS Time Attack 1 10.06,006
* Место в классе

Царь горы — Авторевю

Кто придумал назвать эту гонку Hill Climb? Забраться на четырнадцать тысяч футов, то есть четыре с лишним тысячи метров — это, по-вашему, «Подъем на холм»? Наверху даже ходить тяжело из-за одышки. Именно поэтому на Пайкс-Пик привозят все больше гоночных электромобилей, и в этом году их водители чуть было не выиграли знаменитую гонку!

Дорога на Пайкс-Пик — это Pikes Peak Highway, который идет по территории национального парка: если вы не журналист, платите сорок долларов с машины. Уже на полпути к вершине наш минивэн даже с педалью газа в полу еле плелся, разгоняясь километров до сорока в час, — подъемы крутые, да еще мощность с ростом высоты падает, так что путь на вершину занял минут двадцать с лишним. Невольно проникнешься уважением к пионерам Пайкс-Пика, штурмовавшим его в 1916 году: лучшие из них проезжали этот же маршрут минут за восемнадцать. Причем асфальта тогда и в помине не было, да и поуже был «хайвей»…

Победитель в «винтажном» классе — швед Ральф Кристенссон и его Ford Mustang 1967 года

Предыстория гонки очень американская: дорогу к одной из живописнейших вершин в Колорадо проложил в 1915 году местный магнат, владелец золотых и медных шахт Спенсер Пенроуз. За проезд по ней тогда брали по два доллара с машины — это около полусотни в пересчете на сегодняшние деньги! Желающих было кот наплакал, и предприимчивый Пенроуз в 1916 году устроил гонку, на которую пригласил спортсменов, участвовавших в соревнованиях Indy 500. С тех самых пор «Подъем на Пайкс-Пик» проходит ежегодно — традиция нарушалась всего трижды: в конце десятых годов XX века, в 1935-м году и во время Второй мировой войны.

• Недавно открывшийся музей Пайкс-Пика: на этой самоделке RAJO Special (перестроенный Ford Т) Ноэль Баллок в 1922 году проехал дистанцию за 19 минут и 50,9 секунды, получив приз в 500 долларов и серебряный кубок Пенроуз-Трофи
• Эволюция шин для Пайкс-Пика в «грунтовую» эпоху: от прорезанных вручную поперечных канавок на узеньких серийных шинах к специальным покрышкам для сверхмощных сток-каров и багги

Постепенно, поворот за поворотом дорога ведет тебя все выше и выше, пока внезапно лес вокруг не исчезает, — и кругом возникают лунные пейзажи с валунами, осыпями, а ближе к вершине — и снегом. Круче ли эти 156 поворотов, чем Нюрбургринг? Во многом проще — нет столь изощренной игры рельефа. Здесь много медленных и неинтересных «шпилек», но выше риск — часто от обрыва тебя отделяет только десять—двадцать сантиметров грунтовой обочины.

В металлических боксах по бортам — две пары­ инверторов, под полом — две литий-ионные батареи от серийного электромобиля i-MiEV: емкости в 50 кВт·ч хватает примерно на 20 км в «боевом» режиме. Металлические рукава на заднем плане — воздуховоды для охлаждения аккумуляторов

Электромобиль Mitsubishi — уже третьего поколения: стальная пространственная рама, углепластиковая «навес­ка» и двухрычажные подвес­ки с толкающими штангами. Днище — профилированное, спереди виден радиатор жидкостного охлаждения электромоторов

Четыре электромотора от модели i-MiEV — каждый форсирован до 112,5 кВт. И если два передних тандемом приводят колеса через самоблокирующийся дифференциал, то задние — каждый свое колесо, что позволило реализовать активное управление вектором тяги

Двадцать лет назад, когда вся трасса еще оставалась грунтовой, все это выглядело более захватывающе. Но многократный победитель мотоциклетного зачета Грег Трейси признается, что теперь выступать на двух колесах не рискнет, ведь максимальная скорость у мощных спортбайков выросли до 260 км/ч, а пространства для ошибки уже нет. Впрочем, в двадцати километ-рах от старта, на вершине, где стоит метеолаборатория, не хочется думать ни об авариях, ни об автоспорте вообще — такую чувствуешь близость к вечности под этими прозрачными синими небесами…

Другой настолько высокогорной гонки в мире нет, если не считать отдельных участков южноамериканского Дакара в Андах. Сюда тянутся гонщики со всего мира, и даже заводские команды почитают участие делом престижным: например, в прошлом году в Peugeot Sport построили уникальный прототип ради одной-единственной гонки! Себастьен Лоэб поставил новый рекорд трассы — и машина отправилась в музей.

Местная традиция: гонщики спускаются с вершины мимо зрителей. В руках у победителя каждого из классов — финишный флаг. На фото — Ромен Дюма на прототипе Norma, одержавший победу в абсолютном зачете

За годы проведения гонки на Пайкс-Пике отметились и такие европейские звезды, как Ари Ватанен, Вальтер Рерль, Стиг Бломквист, и еще больше легендарных американцев: например, здесь выступали Марио Андретти и половина семейства Ансер (братья Бобби и Эл плюс младшее поколение — Робби). Причем среди пилотов немало простых энтузиастов. Владельцы тюнинговых мастерских, бизнесмены, один профессиональный фотограф и как минимум один студент (парень в собственном гараже вместе с отцом подготовил для гонки старенькую «трешку» BMW с турбонаддувом мощностью 480 л.с.). Для многих Пайкс-Пик — единственная гонка, к которой они целый год готовят свою технику.

Тренировочные заезды начинаются с рассветом сразу на трех разных секциях горной дороги. На фото — Ford RS200 завсегдатая гонки, анг­личанина Марка Реннисона

Я поинтересовался у американских коллег, почему в США непопулярно ралли. «Кому из зрителей хочется рано утром тащиться к черту на рога?» — был ответ. Но здесь болельщики занимались именно этим: нам пришлось приехать ко входу в парк к четырем часам утра, чтобы потом добраться в самую известную точку трассы  Devil’s Playground («Песочницу дьявола»). И недостатка в зрителях не было!

В прошлом году на трассе царил хаос: Себастьен Лоэб был даже вынужден отпустить газ, увидев прямо перед собой каких-то чудиков. Выводы, очевидно, были сделаны. «Эй ты, уйди с дороги! Пересекать трассу нельзя! — принялся орать на меня стоявший на склоне лысый полисмен. — Покажи свой ID! Ты нарушаешь законы округа, еще раз увижу — выпишу штраф»! К чему такие строгости, если стартовый интервал между машинами — минимум две-три минуты, а для первых машин даже больше?

А стоять на месте «у черта на рогах» холодно. И дышать тяжело: пройдешь сто метров — остановишься, потом еще сто…

На фото Грег Трейси слева, в середине его партнер Хироши Масуока, справа — технический директор команды Ясуо Танака

У гоночных моторов на высоте та же одышка — многим пилотам не хватает тяги, чтобы в «шпильке» довернуть машину газом. Падение мощности пытаются компенсировать избыточной форсировкой турбомоторов, которые развивают 550—700 л.с. Тут встречаются и Mitsubishi Lancer Evo разной степени «заряженности», и разнообразные багги с антикрыльями нечеловеческих размеров, американские сток-кары, почти десяток Porsche… А тренд последних лет трех-четырех — электромобили. Они по понятным причинам лишены проблем с «дыханием» на высоте, и в этом году их было семь: от простеньких, практически серийных хэтчбеков Honda Fit до гоночных болидов, построенных заводской командой Mitsubishi и коллективом легендарного японского гонщика Нобухиро Таджимы. Последние — настоящие суперкары: их пилоты претендовали на победу в абсолютном зачете гонки. Причем даже маленькие Хондочки демонстрируют на высоте неплохую динамику, не говоря уже о Mitsubishi, которые с непривычным жужжанием буквально выстреливают из поворотов.

Калифорниец Грег Трейси три года назад променял два колеса на четыре. На мотоциклах он пять раз выигрывал в своем классе, а на электрическом Mitsubishi мог завоевать свой первый титул в «абсолюте», но до победы ему не хватило 2,4 секунды

Гоночный день начинается с рассветом с заездов мотоциклистов. Их больше шести десятков — часть по-прежнему, как в «грунтовые» времена, выступает на кроссовой технике, но половина уже перешла на «шоссейники», есть два электробайка. После трех десятков участников — долгая пауза. Судьи прыгнули в «сейфти-трак» и умчались наверх, еще минут через двадцать над головой пролетел спасательный вертолет… Только вечером я узнал, что на самом верху, сразу после финиша, погиб техасский мотогонщик-любитель Бобби Гудин. Причем медицинских машин там не было, а эвакуировать Гудина в больницу на вертолете смогли лишь через час после происшествия. Неоправданно строгие «меры безопасности» в одном месте — и странная беспечность в другом… Похоже, здесь вообще не представляют, как проводить гонки по дорогам общего пользования!

Победитель гонки в классе Open Wheel, экс-пилот второй лиги Наскара Клинт Васхольц — представитель целой династии местных гонщиков: его отец Леонард 18 раз побеждал в своем классе, а для Клинта это двадцать вторая победа! А вот сын Клинта, мотогонщик Коди Васхольц, пока одержал единственную победу в прошлом году, а в этом финишировал вторым в классе. Большинство болидов класса Open Wheel — среднемоторные и конструктивно напоминают европейские багги: в основном они строились, когда гонка еще была грунтовой. Машина Васхольца — переднемоторная, с двигателем Ford и неразрезным задним мостом. Она напоминает машину младших дивизионов Наскара, к которой приделали огромные антикрылья спереди и сзади

А что автомобили? Побить прошлогодний рекорд Себастьена Лоэба (8:13.878) никто и не надеялся, но борьба за победу намечалась знатная. Впервые в истории победу мог одержать пилот электромобиля! Претенденты — американец Грег Трейси и легендарный японский рейдовик Хироши Масуока на болидах Mitsubishi MiEV Evo III или девятикратный победитель Пайкс-Пика Нобухиро Таджима по прозвищу Монстр на электрокаре собственной конструкции.

Команда Спенсера Стила построила свою машину на базе старого болида серии Indycar, но успеха не добилась — сход

На стороне «электриков» была высокая мощность и полный привод — электродвигатели на Mitsubishi развивали свыше 450 кВт (более 600 л.с.), у машины Монстра — едва ли меньше. Турбомотор Honda на прототипе Norma их главного соперника, француза Ромена Дюма, имел всего 450 л.с., от которых наверху, по всей видимости, оставалось где-то 350 «лошадей». Зато французский болид, построенный на базе кольцевой машины группы FIA CN, более чем вдвое легче: благодаря отсутствию тяжеленных литий-ионных батарей прототип весит всего 650 кг против примерно 1400 кг у электрических Mitsubishi. Равенство сил? В принципе да: легонькая Norma была быстрее на ходовых секциях в нижней части маршрута, электрические Mitsubishi — наверху, в горах. Но в итоге преимущество, набранное в начале дистанции, позволило Ромену Дюма одержать победу в «абсолюте» с крохотной разницей в 2,4 секунды перед Грегом Трейси! Четыре секунды уступил своему партнеру Хироши Масуока, ведь Трейси за годы участия выучил здесь каждую трещинку асфальта. А Таджима испытывал технические проблемы и показал четвертое время.

Десятикратный победитель Пайкс-Пика Нобухиро Таджима два года назад сменил прототип Suzuki на электромобиль. Но в 2012 году сгорел один из электромоторов, в прошлом году «Монстр» показал пятое время, а в этот раз — четвертое

Но я уверен, что в ближайшие годы гонщик на электромобиле все-таки поднимется на верхнюю ступеньку пьедестала Пайкс-Пик. А к точке на вершине еще долго будут стремиться сотни гонщиков, как и двадцать, и тридцать лет назад, ведь вокруг этой горы давно уже сложилась своя легенда. И даже нынешняя смерть мотогонщика никого не остановит.

Pikes Peak International Hill Сlimb
Гора Пайкс-Пик, штат Колорадо, США, 29 июня
Дистанция — 19,988 км
Место Гонщик Город/cтрана Автомобиль Класс Время Сред. скорость,
км/ч
1 (1)* Ромен Дюма Баль/Швейцария Norma M20 RD Limited Unlimited 9.05,801 127,4
2 (1) Грег Трейси Лонг-Бич/США Mitsubishi MiEV Evolution III Electric Modified 9.08,188 126,8
3 (2) Хироши Масуока Саитама/Япония Mitsubishi MiEV Evolution III Electric Modified 9.12,204 125,9
4 (3) Нобухиро Таджима Токио/Япония Monster Sport E-Runner Pikes Peak Special Electric Modified 9.43,900 119,1
5 (1) Клинт Васхольц Вудленд-Парк/США Ford Open Wheel 9.54,700 116,9
6 (1) Майкл Скин Шарлотт/США Nissan GT-R RWD Pikes Peak Open 9.55,471 116,8
7 (1) Джереми Тойе Сан-Диего/США Kawasaki Ninja ZX-10R Moto-Pikes Peak Open 9.58,687 116,1
8 (1) Венсан Бельтуаз Але/Франция Porsche 911 GT3 RS Time Attack 1 10.00,744 115,7
9 (2) Джефф Цварт Корона-дель-Мар/США Porsche 911 GT3 Cup Turbo Time Attack 1 10.01,917 115,5
10 (2) Фабрис Ламбер Ле-Тампон/Реюньон Ducati 1098R Moto-Pikes Peak Open 10.04,401 115,0
* Место в классе

«Гонка из гонок» — АвтоМания

Пайкс-Пик: «Гонка из гонок»
Электромобили

С 1981 года Пайкс-Пик открыт для электромобилей. Бывший рекордсмен Монстр Тадзима надеялся улучшить время в E-Runner, но технические неполадки не дали ему закончить гонку. Благодаря новой, полностью асфальтированной трассе, рекорд электромобиля отошел на 6  место.


Пайкс-Пик: «Гонка из гонок»
Пайкс-Пик: «Гонка из гонок»
Супер-сток

Это — второй из старейших классов, и соперничество в нем самое напряженное. Автомобили похожи на болиды NASCAR, а звук у них такой, как будто самого Люцифера пробрал понос. Должны быть не старше 10 лет.


Пайкс-Пик: «Гонка из гонок»
Пайкс-Пик: «Гонка из гонок»
Open Wheel (класс с открытыми колесами)

У традиционных гоночных болидов свой класс с самого начала, с 1916 года. Мощным, слегка чокнутым багги в этом году помешала погода.


Пайкс-Пик: «Гонка из гонок»
Пайкс-Пик: «Гонка из гонок»
Pikes Peak Open (открытый класс Пайкс-Пик)
Местная достопримечательность. Вроде бы обычные машины, но на самом деле — модифицированные до мозга костей психи с пространственной рамой.

В этом году в классе было много хорошего, в основном благодаря P911 GT3-R Ромэна Дюма, который чуть было не поставил новый мировой рекорд – не хватило двух сотых секунды.


Пайкс-Пик: «Гонка из гонок»
Exhibition (демонстрационный класс)

Этот класс демонстрирует “прогресс практического применения автоспортивных технологий”, или не вошедшее в другие классы. То есть, в нем полно чудных и классных машин. Все четверо участников доехали до финиша, а самым быстрым был Рик Кнуп и его Lister: 10:56,240.


Пайкс-Пик: «Гонка из гонок»
Пайкс-Пик: «Гонка из гонок»
Винтаж

Новая категория с 2008 года, чем она примечательна история умалчивает. Кажется, что машины слишком старые и примитивные, чтобы показать хорошее время, но победитель этого года – Джесс Нил – поднялся на вершину на своем Plymouth Barracuda за 12:03,858.


Пайкс-Пик: «Гонка из гонок»
Винтаж (мотоциклы)

Класс для старых мотоциклов с двухцилиндровыми движками 650-750 кубиков. В этом году победителем в классе стал Марк Ля-Нов: на своем Triumph Bonneville 1969 года он прошел дистанцию за 12:39,78.


Пайкс-Пик: «Гонка из гонок»
Мотоциклы

Четыре класса для любителей кожаных комбинезонов: 250, 450, 750 и 1205 см3. В этом году впервые дистанция пройдена менее чем за 10 минут. Карлин Данн и Грег Трейси на Ducati показали 9:52,819 и 9:58,262 соответственно.


Пайкс-Пик: «Гонка из гонок»
Демонстрационный Powersports

Невероятные четырехколесные штуковины! А еще гоночные грузовики! И Porsche… Мы говорили, что Пайкс-Пик разнообразна.


Пайкс-Пик: «Гонка из гонок»
Квадроциклы

Этот класс ограничен по ширине протектора и объему мотора (700 кубиков и меньше). Чтобы не переворачиваться на виражах гонщикам приходится свешиваться на одну сторону – драматическое зрелище, особенно, если учесть скорость. Лучшее время в классе – 11:40,521.


Пайкс-Пик: «Гонка из гонок»
Мотоциклы с коляской

Три колеса, два гонщика и чудовищная храбрость. Победителями в этом году стали Джей Ти Вуд и Крис Риццо, домчавшие до финиша за 11:41,406.


Пайкс-Пик: «Гонка из гонок»

Ари Ватанен. Биография | WRC CLUB

Ари Ватанен (Ari Pieti Uolevi Vatanen), чемпион мира по ралли 1981 года, родился 27 апреля 1952 года в Тууповаара (ныне Йоэнсуу) в Восточной Финляндии.

Он дебютировал в ралли в 1970 году, а уже в 1974 году стартовал в WRC на Ралли 1000 озер. В том же году Ватанен выиграл Nortti ралли на Opel Ascona, опередив Ханну Миккола, что привлекло к нему широкое внимание. И в 1975 году он впервые стартовал за заводскую команду Форд за рулем Ford Escort RS 1600 MKI на Ралли 1000 озер. Несмотря на аварию, финн произвел впечатление на менеджера команды Форд Стюарта Тернера, и ему было предложено место в команде на Чемпионате Великобритании по ралли в следующем году. Ватанен сразу же выиграл чемпионат, и повторил этот подвиг в 1980 году.

В период с 1977 по 1980 год он также стартовал на некоторых этапах Чемпионата мира по ралли, первоначально за заводскую команду Форда, а затем, после её ухода из WRC в конце 1979 года за полузаводскую Rothmans Rally Team. Свою первую победу в WRC Ватанен одержал в 1980 году на Ралли Акрополис.

Победители Акрополис ралли 1981 Ари Ватанен и Дэвид Ричардс на Ford Escort RS 1800 MKII команды Rothmans Rally Team
Фото: xpb.cc

В 1981 году Ватанен выиграл заветный титул чемпиона мира по ралли. Он остается единственным водителем частником (т.е. не за рулем автомобиля официальной заводской команды), достигшего этого титула.

С 1979 по 1981 год включительно штурманом финна был Дэвид Ричардс, который впоследствии основал Prodrive, стал председателем Aston Martin, и одной из самых влиятельных фигур в британском (и мировом) автоспорте. С 1982 года в течение следующих пяти лет штурманом Ватанена был Терри Харриман.

Ватанен не стал защищать свой титул чемпиона мира в 1982 году, а сосредоточился на выступлениях в британском чемпионате на Ford Escort, прежде чем перейти в команду Opel в 1983. Opel Ascona и Opel Manta имели привод только на два колеса и не были полностью конкурентоспособны, но Ватанену все-таки удалось выиграть Сафари ралли.

Peugeot 205 T16 Ари Ватанена на ралли Великобритании 1984 года

В 1984 году Ватанен подписал контракт с заводской командой Пежо. Выступая на Peugeot 205 T16 он выиграл пять мировых ралли подряд, начиная с Ралли 1000 озер 1984 и заканчивая Ралли Швеции 1985. На Ралли Аргентины 1985, финн попал в серьезную аварию, когда его автомобиль начал кувыркаться на скорости 200 км/ч. На лечение угрожающих жизни травм потребовалось 18 месяцев, а затем последовала тяжелая депрессия.

Полное восстановление и возвращение Ватанена в автоспорт состоялось только в 1987 году, и было ознаменовано победой на Ралли Париж-Дакар. Этот ралли-марафон финн выигрывал четыре раза: с Peugeot в 1987, 1989 и 1990 годах, и с Citroën в 1991 году.

С Peugeot, Ватанен также выиграл престижную американскую гонку — «Подъём на холм Пайкс-пик». После того, как Peugeot прекратил свое участие в чемпионате мира по ралли в 1986 году, в связи с закрытием Группы B, они использовали наработки от 205 T16, чтобы создать 405 T16. Ватанен поднял 600-сильный (447 кВт) полноприводный и полноуправляемый автомобиль на гору за рекордно короткое время.

Ватанен продолжал периодически стартовать на этапах Чемпионате мира по ралли до сезона 1998 года включительно. Он выступал за Mitsubishi Ralliart Europe на четырех ралли в 1989 году и пяти в 1990. Его лучшим результатом на Mitsubishi Galant VR-4 стало второе место в 1990 году на Ралли 1000 озер. С 1992 по 1993 год он выступал за Subaru на 11 этапах, трижды финишировав вторым, в том числе и на дебютном для Subaru Impreza 555 в Финляндии. Тем не менее, в конце сезона 1993 года он был заменен в команде Subaru на Карлоса Сайнса.

В следующем году Ватанен вернулся за руль Ford. На Ford Escort RS Cosworth он выступал за полузаводскую команду SMS, а так же заменял в заводской команде Форд травмированного Франсуа Делякура. Его наиболее заметным результатом в этом году стал подиум на Ралли Аргентины, где финн впервые стартовал спустя девять лет после тяжелой аварии.

Сезоны с 1995 по 1998 год были более спокойными для Ватанена, чья карьера медленно подходила к концу. В то время в чемпионате был избыток водителей и таких как Ватанен, завершающих свою карьеру, и более молодых талантов. Ветераны, как правило, проигрывали им. Его лучшим результатом стал подиум на Ралли Сафари в 1998 году. Ралли Великобритании 1998 стало сотым стартом финна в Чемпионате мира по ралли.

В 2003 году, после четырехлетнего перерыва, изголодавшийся по автоспорту Ватанен присоединился к Nissan на Ралли Париж-Дакар и занял седьмое место. Он также совершил свое последнее появление в WRC на Ралли Финляндии 2003 с Bozian Racing. Управляя Peugeot 206 WRC, финн финишировал одиннадцатым. В 2004 и 2005 годах, Ватанен снова проехал «Дакар» за Nissan, а в 2007 году сделал еще одну попытку с Volkswagen, но сошел на седьмом этапе.

После завершения карьеры в WRC легендарный автогонщик занялся политической деятельностью и в 1999—2009 годах был депутатом Европейского Парламента. В 2009 году Ватанен баллотировался на пост президента Международной автомобильной федерации (FIA), но проиграл Жану Тодту. Несмотря на отсутствие корней в Эстонии, в январе 2013 года Ватанен был избран президентом Союза Автоспорта Эстонии.

В 2014 году организаторы Ралли Великобритании удостоили Ари Ватанена чести стать «Легендой ралли».

Титульное фото: BBC Worldwide Ltd. / Top Gear

Еще об Ари Ватанене:

Ари Ватанен «Легенда ралли»

Peugeot 205 Turbo 16 Ари Ватанена

30 лет первому титулу Пежо

Поделиться ссылкой:

Понравилось это:

Нравится Загрузка…

Похожие записи

Ари Ватанен Википедия

В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Ватанен.

Ари Пиети Уолеви Ватанен (фин. Ari Pieti Uolevi Vatanen; 27 апреля 1952, Тууповаара, Финляндия) — финский автогонщик и политик. Чемпион мира по ралли 1981 года и первый гонщик, который 4 раза побеждал в ралли «Дакар» в самом престижном классе «Автомобили» (1987, 1989, 1990, 1991). Депутат Европейского Парламента в 1999—2009 гг. Кандидат на пост президента Международной автомобильной федерации (FIA) на выборах 2009 года.[1] В январе 2013 стал президентом Союза Автоспорта Эстонии.

Спортивная карьера

1981 год. Ford Escort RS Ари Ватанена

Ватанен родился и вырос в Тууповаара в Восточной Финляндии. Дебютным годом в профессиональном ралли для него стал 1970 год. В 1974 он дебютировал в чемпионате мира по ралли на «домашнем» ралли «Тысяча Озёр». В 1976 и 1980 годах Ватанен выиграл Британский раллийный чемпионат. В 1977 году Ари стал постоянным участником ралли, выступая за рулём Ford Escort RS1800. С 1979 года он стал гонщиком команды Rothmans Rally Team, продолжив пилотировать RS1800. С 1979 года до конца 1981 года его штурманом был Дэвид Ричардс, ставший в будущем руководителем компании Prodrive и одной из влиятельнейших персон в мировом автоспорте.

На Ралли Акрополис 1980 года он одержал первую свою победу. А в 1981 Ари стал первым и единственным в истории раллистом, который стал чемпионом мира выступая за незаводскую, частную команду (Rothmans Rally Team). В 1982 году Ватанен не защищал свой титул и выходил на старт всего лишь на трёх этапах чемпионата мира по ралли. В 1984 году он подписал контракт с заводской командой Peugeot и выступал за рулём Peugeot 205 Turbo 16. На Ралли Аргентина 1985 года попал в тяжелейшую аварию. На полное выздоровление Ватанену понадобилось 18 месяцев.

В 1987 году Ари триумфально вернулся в автоспорт выиграв самый престижный ралли-рейд в мире «Париж—Дакар». Впоследствии он стал первым, кто четырежды становился победителем ралли «Париж—Дакар» в 1987, 1989 и 1990 годах за Peugeot и в 1991 году за Citroën. Это количество побед в классе «Автомобили» является рекордным для того времени, когда гонка проходила по территории Африки (1979-2007). В составе команд Peugeot и Citroën выиграл массу внедорожных ралли-рейдов, в частности «Мастер-ралли» 1996 и 1997 годов. Является абсолютным рекордсменом по количеству побед на спецучастках ралли «Дакар» — 50.

Peugeot 405 T16 Ари Ватанена

В 1988 году Ватанен лидировал в ралли «Париж—Дакар», пока его автомобиль не был украден, что вызвало большой скандал. Вместе с Peugeot он также выиграл престижную американскую гонку — «Подъём на холм Пайкс-пик».

В 1988 году Ватанен опубликовал автобиографию «Каждая секунда считается» (англ. Every Second Counts), которая сразу же стала бестселлером.

Ватанен выступал в WRC более или менее часто до 1998 года включительно. Он пилотировал автомобиль команды Mitsubishi Ralliart Europe в четырех ралли 1989 года и на пяти этапах — 1990 года. С 1992 по 1993 гг. Ари выступал за заводскую команду Subaru в одиннадцати гонках мирового первенства: трижды финишировал вторым, включая дебютную гонку Subaru Impreza на ралли Финляндии 1993 года. На следующий год он вернулся к пилотированию Escort, выступая теперь за рулём Ford Escort WRC заводской команды. Лучшими результатами здесь стали третьи места на Ралли Аргентины 1994 года и Ралли Сафари 1998 года. На последнем этапе сезона 1998 года — Ралли Великобритании Ватанен выступил за рулём Subaru. Эта гонка стала сотой в карьере Ари Ватанена, после чего он покинул автоспорт и сосредоточился на политической деятельности.

Страсть к гонкам Ватанена с возрастом не покинула. В 2003 году за рулём Nissan Ватанен принял участие в ралли «Дакар» и финишировал 7-м. В том же году Ари вновь появился в WRC на ралли Финляндии за рулём Peugeot 206 WRC команды Bozian Racing и финишировал на 11-м месте. В 2004 и 2005 гг. он снова выступал за рулём Nissan на ралли «Дакар». В последний раз Ари Ватанен принял участие в ралли «Дакар» в 2007 году за заводскую команду Volkswagen. На 7-м этапе он сошёл с дистанции.

Победы в международных ралли

Победы в WRC

Награды

  • Орден «За заслуги» III степени (20 августа 2008 года, Украина) — за весомый личный вклад в укрепление авторитета Украины в мире, популяризацию её исторических и современных достижений и по случаю 17-й годовщины независимости Украины[2].

Примечания

Ссылки

Спортивные достижения

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *