Почему пропан бутан дорожает: 403 — Доступ запрещён – Сэкономить не получится: цены на газомоторное топливо пошли вверх – Топливо, масла и автохимия – АТИ, Приволжье: Система грузоперевозок

Содержание

Почему растут цены на газ для автомобилей

   На фоне резкого роста цен на бензин ещё активнее стало дорожать газомоторное топливо. Как раз в то время, когда автомобилисты начали активно обсуждать вопрос перевода машин на газ. По данным Росстата, за май бензин подорожал на 5,6%. При этом газ прибавил в цене ещё больше — 7,7%. На фоне паники вокруг бензина этот факт остался незамеченным. Лайф разбирался, почему растут цены на газ и как они могут измениться за лето.

   В начале июня в соцсетях автомобилисты стали активно обсуждать тарифы на газ. Так, автовладельцы с Кузбасса подсчитали, что пропан с 6 июня стал стоить 20,1 рубля, тогда как весной его цена колебалась в диапазоне от 19,2 до 19,6 рубля за литр. Аналогичные подсчёты делали и автомобилисты в других городах. Результаты неутешительны. Газомоторное топливо стремительно дорожает.

— Рост цен на пропан является следствием роста цен на бензин, — считает старший аналитик «Альпари» Роман Ткачук. — На фоне подорожания бензина вырос спрос на газомоторное топливо. Те предприятия, в автопарке которых есть машины на бензине и на газе, стали отдавать предпочтение последним. Продавцы пропана не преминули воспользоваться ситуацией. Если регулирующие органы не возьмут ситуацию под контроль, то пропан продолжит дорожать. Летом цены на газомоторное топливо могут вырасти до 21 рубля.

   Действительно, в этом году спрос на газ стал заметно расти. Этой темой всерьёз заинтересовались и автовладельцы, и бизнес. Причём если посмотреть на динамику роста цен на сырьё, то становится очевидно: у газа куда больше потенциал для роста и цена на него может расти большими темпами, чем цена на бензин.

   Как отмечает ведущий аналитик ООО «Эксперт плюс» Мария Сальникова, с 2014 года газомоторное топливо подорожало всего на 11%, в то время как дизель, бензин и электроэнергия — на 20% и более. Выгода использования газомоторного топлива очевидна, и спрос был стабильным, но не прогрессивным. Сальникова вспоминает, что в мае в Москве проходила конференция по газомоторному топливу, на которой одной из проблем развития отрасли назвали недостаточное количество газовых заправок. Соответственно, возникает необходимость строительства новых заправок, а на это откуда-то надо брать деньги. Уже один этот факт говорит о том, что газ продолжит дорожать.

  В то же время ряд экспертов считает, что переход автомобилистов на газ не мог так резко повлиять на цены. В частности, эксперт Международного финансового центра Гайдар Гасанов и вовсе отрицает эту связь. По его мнению, пока перевод машин на газ не носит такого массового характера. Куда большее значение будет иметь позиция правительства, которое регулирует цены.

— Газомоторное топливо начало расти вслед за бензином, однако природа его роста другая, — добавляет ведущий аналитик Forex Optimum Иван Капустянский. — Бензин дорожает за счёт формирующегося дефицита, потому что компании начинают активно экспортировать продукцию за рубеж, где они могут заработать больше из-за высокой разницы в цене. Газомоторного топлива в России производится достаточно. Вся инфраструктура АГЗС по стране в целом является дотационной. Спрос на это топливо относительно небольшой, а издержки содержания высоки. Производители, скорее всего, пытаются воспользоваться ситуацией, чтобы сократить издержки.

  Впрочем, каким бы высоким ни был спрос на газ, предел роста цен на топливо всё-таки есть. В нефтегазовой отрасли конкуренция носит относительный, если не сказать условный, характер. Сказывается влияние монополий. К тому же правительство сейчас ведёт активную работу по стабилизации цен на топливо, в частности снижает акцизы на бензин. Валютный стратег ГК TeleTrade Александр Егоров считает, что продекларированные усилия правительства к заметному снижению цен не приведут, но будут способствовать их стабилизации. По его мнению, цены на газ летом будут колебаться на уровне показателей начала июня.

Вслед за бензином. Почему растут цены на газ?

На фоне резкого роста цен на бензин ещё активнее стало дорожать газомоторное топливо. Как раз в то время, когда автомобилисты начали активно обсуждать вопрос перевода машин на газ. По данным Росстата, за май бензин подорожал на 5,6%. При этом газ прибавил в цене ещё больше — 7,7%. На фоне паники вокруг бензина этот факт остался незамеченным. Лайф разбирался, почему растут цены на газ и как они могут измениться за лето.

В начале июня в соцсетях автомобилисты стали активно обсуждать тарифы на газ. Так, автовладельцы с Кузбасса подсчитали, что пропан с 6 июня стал стоить 20,1 рубля, тогда как весной его цена колебалась в диапазоне от 19,2 до 19,6 рубля за литр. Аналогичные подсчёты делали и автомобилисты в других городах. Результаты неутешительны. Газомоторное топливо стремительно дорожает.

— Рост цен на пропан является следствием роста цен на бензин, — считает старший аналитик «Альпари» Роман Ткачук. — На фоне подорожания бензина вырос спрос на газомоторное топливо. Те предприятия, в автопарке которых есть машины на бензине и на газе, стали отдавать предпочтение последним. Продавцы пропана не преминули воспользоваться ситуацией. Если регулирующие органы не возьмут ситуацию под контроль, то пропан продолжит дорожать. Летом цены на газомоторное топливо могут вырасти до 21 рубля.

Действительно, в этом году спрос на газ стал заметно расти. Этой темой всерьёз заинтересовались и автовладельцы, и бизнес. Причём если посмотреть на динамику роста цен на сырьё, то становится очевидно: у газа куда больше потенциал для роста и цена на него может расти большими темпами, чем цена на бензин.

Как отмечает ведущий аналитик ООО «Эксперт плюс» Мария Сальникова, с 2014 года газомоторное топливо подорожало всего на 11%, в то время как дизель, бензин и электроэнергия — на 20% и более. Выгода использования газомоторного топлива очевидна, и спрос был стабильным, но не прогрессивным. Сальникова вспоминает, что в мае в Москве проходила конференция по газомоторному топливу, на которой одной из проблем развития отрасли назвали недостаточное количество газовых заправок. Соответственно, возникает необходимость строительства новых заправок, а на это откуда-то надо брать деньги. Уже один этот факт говорит о том, что газ продолжит дорожать.

В то же время ряд экспертов считает, что переход автомобилистов на газ не мог так резко повлиять на цены. В частности, эксперт Международного финансового центра Гайдар Гасанов и вовсе отрицает эту связь. По его мнению, пока перевод машин на газ не носит такого массового характера. Куда большее значение будет иметь позиция правительства, которое регулирует цены.

— Газомоторное топливо начало расти вслед за бензином, однако природа его роста другая, — добавляет ведущий аналитик Forex Optimum Иван Капустянский. — Бензин дорожает за счёт формирующегося дефицита, потому что компании начинают активно экспортировать продукцию за рубеж, где они могут заработать больше из-за высокой разницы в цене. Газомоторного топлива в России производится достаточно. Вся инфраструктура АГЗС по стране в целом является дотационной. Спрос на это топливо относительно небольшой, а издержки содержания высоки. Производители, скорее всего, пытаются воспользоваться ситуацией, чтобы сократить издержки.

Впрочем, каким бы высоким ни был спрос на газ, предел роста цен на топливо всё-таки есть. В нефтегазовой отрасли конкуренция носит относительный, если не сказать условный, характер. Сказывается влияние монополий. К тому же правительство сейчас ведёт активную работу по стабилизации цен на топливо, в частности снижает акцизы на бензин. Валютный стратег ГК TeleTrade Александр Егоров считает, что продекларированные усилия правительства к заметному снижению цен не приведут, но будут способствовать их стабилизации. По его мнению, цены на газ летом будут колебаться на уровне показателей начала июня.

Нина Важдаева

Почему в Украине дорожает сжиженный газ: Иван Кудинов. ТЭК, Экономика

Украина входит в десятку крупнейших мировых потребителей сжиженного газа в качестве моторного топлива. С 2017 года продажи пропан-бутана на украинских заправках превысили реализацию бензина. Газобаллонное-оборудование в стране установлено уже примерно 3 млн легковых автомобилей.

В отличие от бензинов и ДТ, рынок сжиженного газа более волатильный, что сказывается на динамике цен в опте и рознице.

После уменьшения котировок на нефть с ноября 2018 года автогаз в украинском опте и рознице дешевел вплоть до конца февраля 2019 года. За этот период цены на заправках упали почти на 6 грн/л. В феврале пропан-бутан продавался на заправках в 2,7 раза дешевле, чем бензин А-95.

По данным консалтинговой компании UPECO, 21 февраля средняя цена на газ составила 10,35 грн/л или 36,5% от стоимости бензина А-95, который продавали по 28,33 грн/л. Соотношение в 36,5% было самым максимальным за четыре года.

Отметим, что цена на газ не должна превышать 50% от стоимости А-95. При такой пропорции сохраняется рентабельность установки газобаллонного оборудования для водителей и дает перспективу развития рынка автогаза.

Причиной низких цен в начале 2019 года стала сезонность потребления автогаза. Из-за сниженного спроса на газ в зимний период на рынке сформировался излишек, который «давил» на цены. «Мертвый сезон» подкреплялся и низкими импортными котировками, по которым Украина закупает пропан-бутан из России, Беларуси и Казахстана.

С конца февраля цены на сжиженный газ в Украине вернулись к росту. В этот период вслед за нефтью наблюдалось повышение импортных котировок, а также активизация закупок в связи с потеплением и началом сезона активного потребления.

Из-за перенасыщения рынка, в предыдущие месяцы, оптовые продавцы перенесли выгрузку импортного газа, от поставок которого украинский рынок зависит почти на 80% — это также повлияло на спрос и предложение в Украине.

В итоге только с 1 по 6 марта средние цены на пропан-бутан в опте выросли на 1,10 грн/л до 10,27 грн/л, в рознице газ подорожал пока только на 20 коп./л до 10,64 грн/л.

Исходя из разницы между оптовыми и розничными ценами в Украине в 1,5-2 грн/л, водителям следует готовиться к повышению автогаза на заправках до 12,00-12,50 грн/л уже в марте. И даже при такой стоимости LPG будет привлекательнее для автомобилистов, чем бензин.

Газ для машин дорожает в четыре раза быстрее бензина — Рамблер/финансы

За тот же период розничные цены на бензин выросли почти на девять процентов, то есть ГМТ дорожает в четыре раза быстрее. И если цена бензина на АЗС с июня прекратила расти на фоне экстренных мер, принятых правительством и нефтекомпаниями, то ежемесячный рост цен на пропан-бутан на шесть-семь процентов сохраняется.

В условиях роста цен на нефть и аналогичного движения в ценах на газ мировой спрос на ГМТ растет (традиционно ГМТ почти на 20 процентов дешевле нефтяного топлива). С ростом спроса, а также ослаблением курса рубля российским производителям становится выгодно поставлять продукцию на экспорт, и зачастую — в ущерб внутреннему рынку, говорит главный аналитик «БКС Премьер» Антон Покатович. Рост цен на ГМТ, на его взгляд, вызван пониженными экспортными пошлинами на СУГ (текущий уровень цен попадает в диапазон 490-640 долларов за тонну, при котором экспортная пошлина составляет 50 процентов от разницы текущей рыночной цены и уровня 490 долларов). Представители Федеральной антимонопольной службы (ФАС) обсуждают введение пошлин на уровне нафты, которые достигают 72 долларов за тонну, для сдерживания цен, говорит Покатович. «Для стабилизации цен на рынке ГМТ, вероятно, правительству придется реализовать аналогичные рынку бензина дополнительные демпфирующие (сглаживающие колебания цен. — Прим. ред.) механизмы», — считает аналитик. Для более эффективного влияния на скачки цен надо корректировать систему установления и применения экспортных пошлин. ФАС уже выступила с инициативой в адрес правительства о корректировке экспортных пошлин, говорил в начале октября начальник Управления регулирования ТЭК и химической промышленности ФАС Дмитрий Махонин. Он также называл «интересным» механизмом отрицательный акциз.

Из-за резкого роста оптовых цен на сжиженный газ (на 63 процента с начала года) владельцы заправок вынуждены повышать стоимость в рознице, из-за чего падают продажи, но удается удержать маржу на приемлемом уровне, говорит аналитик Vygon Consulting Анна Львова. Розничные цены на СУГ, в отличие от бензина, не регулируются государством: АЗС вольны устанавливать любой ценник на пропан-бутан. «Будут ли расти цены на газ, зависит от владельцев заправок: готовы ли они поступиться снижением объемов реализации при увеличении стоимости топлива ради сохранения маржи», — констатирует эксперт.

Тем временем на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже начались торги поставочными фьючерсами (контрактами) на технический пропан-бутан. Теперь компании смогут закупиться им на три месяца вперед, заранее зная цену. Биржа считает, что такие финансовые инструменты помогут снизить колебания цен, но Анна Львова замечает, что ситуацию с розничными ценами на СУГ это вряд ли изменит. Антон Покатович добавляет, что поставочные фьючерсы помогут нефтетрейдерам планировать поставки пропана-бутана, но достаточной мерой для стабилизации ценовой конъюнктуры рынка не станут.

Видео дня. Цена на золото упала на фоне кризиса

Читайте также

В нашей стране существует определенное количество производителей газа, самыми крупными среди которых являются:

  • Газпром;
  • Роснефть;
  • Лукойл;
  • Газэнергосеть;
  • Новатэк;
  • Сургутнефтегаз.

Помимо вышеперечисленных газовых компаний, существует большое количество мелких предприятий, в совокупности образующих весомый сегмент производителей. Каждая компания при формировании своей ценовой политики опирается на несколько основополагающих факторов, основными из которых являются сезонность и спрос.

Совершенно логично, что на протяжении года потребность в газе не может быть одинаковой, поскольку напрямую зависит от погодных условий и необходимости в отоплении различных объектов жилого и промышленного назначения.

Например, Польша, которая является одним из крупнейших экспортеров СУГ, уже в сентябре начинает закупать данный продукт, готовясь к зиме. Естественно, высокий спрос за рубежом, а это вышеупомянутая Польша, Украина, Беларусь, и практически вся Европа, способствует увеличению котировок на российском рынке, что связано со значительным уменьшением внутренних объемов.

Наиболее интенсивный экспорт СУГ осуществляется с сентября по декабрь. Поэтому неудивительно, что в этот период ценность нефтепродуктов является максимальной. В последующие пару месяцев стоимость, как правило, немного падает, поскольку в это время зарубежные газохранилища заполняются не столь интенсивно, и внутри страны образуются ощутимые запасы.

Данную ситуацию можно спроецировать и на частные системы газоснабжения. Осенью, перед началом отопительного сезона, газгольдер заправляется с таким расчетом, чтобы газа хватило на весь холодный период. Тогда как среди зимы дозаправка происходит лишь в экстренных случаях, если средняя температура воздуха опускается ниже расчетных показателей, и заполненного объема может не хватить до конца отопительного периода

Хоть сезонность и является одним из основополагающих параметров при формировании котировок на СУГ, иногда возникают условия, когда этот показатель не играет главной роли.

Например, при возникновении проблем с экспортом внутри страны образуется переизбыток газа, что приводит к уменьшению его стоимости. При этом задержки с международными поставками могут носить разный характер – технический, экономический или политический.

Также немаловажную роль играет климатическая обстановка в мире. Взять, к примеру, ситуацию, которая наблюдалась в конце прошлого года. В результате очень теплого декабря объемы закупок со стороны зарубежных потребителей были минимальны, и в этом случае сезонность не играла основной роли. Сейчас же мы наблюдаем резкое похолодание, коснувшееся практически всех стран Европы. Поэтому, даже несмотря на низкие котировки барреля нефти, в данный момент стоимость газа достаточно большая, что связано с резким увеличением экспорта, который обычно в этот период имеет меньшие объемы.

 

«Автоцентр» выяснил причины подорожания пропан-бутана

Чаще всего сжиженная смесь пропана и бутана, применяемая для питания автомобильных двигателей, дорожает синхронно с бензином. Как правило, розничная стоимость литра газа составляет порядка 45-50 % от цены литра бензина марки А-95. При том, что цена этого вида газа привязана к бензину, прежде всего маркетинговыми условиями.

Ведь большая часть (не менее 80 %) продаваемого в Украине пропана – собственного производства, и его цена не зависит от акцизов на бензин, пошлин на нефть и пр.

Однако, в конце минувшей недели баланс рынка нарушился. По мнению Артема Куюна, заместителя директора Консалтинговой группы «А-95», подорожание связано с недостатком газа на свободном рынке. Что в свою очередь обусловлено тем фактом, что около  50 процентов сжиженного газа Украины сконцентрировано в руках одного участника рынка. Возникающую в связи с этим нехватку газа некоторые отечественные операторы рынка вынуждены компенсировать закупками за рубежом, где газ начал дорожать.

Кстати сказать, по наблюдениям «Автоцентра», осенние подорожания сжиженного пропан-бутана в какой-то мере типичны для украинского рынка – подобное наблюдалось и в прошлые годы. Тогда повышение цен в Украине провоцировал повышенный спрос на баллонный газ со стороны рынка Польши, где, как известно, в зимний сезон сжиженным пропаном отапливается жилье. Соответственно, часть украинского газа «перетекала» с отечественного рынка на польский.

Однако, если в минувшем году после осеннего ажиотажа цена на пропан-бутан быстро вернулась к своей нормальной отметке, в этот раз эксперты Консалтинговой группы «А-95» не исключают в ближайшие дни дальнейшее подорожание.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Почему в Беларуси автомобильный газ дороже, чем в России

Пока мы следим за постоянно дорожающим бензином и дизелем, как-то незаметно сжиженный газ (пропан-бутан автомобильный и пропан автомобильный), которым многие белорусы заправляют свои авто, перестал быть тем самым «социальным» топливом.

А ведь было время, когда наши соотечественники часто переоборудовали свои машины именно ради хорошей экономии.

По стоимости сжиженного газа мы обогнали Россию

На самом деле газ на заправках дорожает такими же темпами, как и другие виды топлива — то есть на копейку-две. А поскольку стоит он гораздо дешевле, то в процентном соотношении дорожает сильнее бензина и дизельного топлива.

Обратите внимание, что стоимость газа ПБА у нас стала даже выше, чем в России. Причем на неслабые 30%. В Беларуси 0,32 евро и 0,22 в России. Хотя это по-прежнему дешевле, чем в Украине (0,42 евро), Польше (0,49 евро), Латвии (0,52), Литве (0,61)

А еще интересно проследить соотношение цены газа и бензина. Ведь чем меньше газ стоит по отношению к бензину, тем выгоднее заниматься переооборудованием автомобиля под этот вид топлива.

*цены указаны по состоянию на середину мая

Мы обратились на одну из крупных СТО, которая занимается установкой газового оборудования. Там рассказали, что установка газобаллонного оборудования на автомобили по-прежнему пользуется спросом, хотя уже не в таком объеме. По мнению представителя компании, все дело в небольшой разнице между стоимостью бензина и газа. По словам собеседника, установка и эксплуатация газового оборудования будет себя оправдывать при цене газа ПБА на 50% меньше 92-го бензина.

Цену на газ регулируют сами продавцы

В пресс-службе ПО «Белоруснефть» уточнили, что на газ ПБА (пропан-бутан автомобильный) в Беларуси действует свободное ценообразование. Розничная стоимость формируется субъектами хозяйствования (предприятиями по нефтепродуктообеспечению) с учетом оптовой цены закупки, затрат на доставку газа до АЗС, а также спроса и предложения. Прямой привязки стоимости газа к стоимости бензина или дизельного топлива не существует.

При этом потребление газа ПБА в Беларуси растет. Например, в сети АЗС «Белоруснефть» темпы роста составляют около 10% в год. В фирменной сети АЗС «Белоруснефть» сейчас действуют 235 газозаправочных станций, за последние три года их количество не изменилось.

В представительстве сети АЗС «А-100» пояснили, что у них цена газа зависит от входной цены поставщиков, исходя из этого формируется цена автомобильного газа на АГЗС.

Сжиженный углеводородный газ марок ПБА (пропан-бутан автомобильный) и ПА (пропан автомобильный), который реализуют на белорусских ГАЗС, бывает как отечественного, так и российского производства. При его производстве в Беларуси в составе продукта велика доля российского импорта. К тому же автомобильный газ не относится к социальным товарам, то есть его продажи на внутреннем рынке не дотируются государством. Этим можно объяснить более высокую стоимость ПА и ПБА по сравнению с Россией. Цена регулируется не государством, а рынком.

Если вы заметили ошибку в тексте новости, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о