Трехполосные темброблоки схемы: Пассивные регуляторы тембра – Трехполосный активный регулятор тембра. Схема. TL082

Ламповый темброблок — Страница 17 — Техподдержка для начинающих

DSC00585.jpg

 

 

Вот, примерно такой пассивный трёхполосный темброблок можно с уверенностью применить на любой ламповый усилитель.

 

Примерные пределы регулировки

 

+ — (18 дб) на частоту 30 Гц.

— + (18 дб) на частоте 12 кГц

+ ( 4 -7 дб) на частоте 800 — 1200 ГЦ

Входное сопротивление следующего каскада за темброблоком — желательно — от 500 кОм и более.

Входное сопротивление ( по входу самого темброблока), как можно меньше.

Частота перегиба регулировок — 800 — 1100 Гц

Номиналы резисторов и конденсаторов можно применять близкие по значению.

Пределы регулировки СЧ — можно изменить подбирая R-5, R-7.

Превратить резистор R-6, из группы ( А ), почти — в группу Б — не сложно, подключить любой постоянный резистор, примерно на 1 мОм, на средний и нижний вывод переменного резистора R — 6 ( CЧ ), и подобрать его величину (уложить диапазон регулирования), и регулировка будет более плавной. Номинал который получиться — это примерно 500 кОм вполне достаточно.( экспериментируйте !! )

Переменные резисторы линейные — ( А ), лучше ( Б ), группа ( В ) не очень подходит.

Общий провод темброблока — подключается — строго — в общую точку ( выводов) — лампы,на которую

подаётся сигнал с темброблока ( следующую за ТБ ), и имеет только одну эту «общую» точку.

На «вход» темброблока можно подавать сигнал прямо с предварительной ЛАМПЫ, без разделительного конденсатора, его роль выполняет С-1. Конденсаторы — на рабочее напряжение не менее, чем в схеме питания лампы

Вариант ТБ — моделировался программой Tone Stack Calculator.

 

Превратить резистор R-6, из группы ( А ), почти — в группу Б — не сложно, подключить любой постоянный резистор, примерно на 1 мОм, на средний и ВЕРХНИЙ вывод переменного резистора R — 6 ( CЧ ), и подобрать его величину (уложить диапазон регулирования), и регулировка будет более плавной. Номинал который получиться — это примерно 500 кОм вполне достаточно.

Изменено пользователем Гэгэн

Простые темброблоки на транзисторе и на ОУ (КТ3102, К140УД8)

Принципиальные схемы простых самодельных регуляторов тембра (темброблоков), которые выполнены на транзисторе КТ3102, Кт315 и на операционном усилителе К140УД8 (К140УД20, К140УД12).

Схемы темброблоков содержат минимум деталей и могут быть собраны начинающими радиолюбителями. Данные темброблоки можно применить в комплексе с самодельной звуковоспроизводящей аудио аппаратурой: в усилителях НЧ, микрофонных усилителях, микшерах и т.п.

Двухполосный регулятор тембра на транзисторе

Представлен один из многочисленных примеров схем регуляторов тембра НЧ и ВЧ для УНЧ на транзисторах. Приведенной электронной схеме предшествует каскад с низким выходным сопротивлением, например, эмиттерный повторитель (каскад с общим коллектором) или ОУ.

Это обеспечивает низкое выходное сопротивление предшествующего каскада и нормальную работу данного регулятора.

Схема двухполосного регулятора тембра (НЧ, ВЧ) на транзисторе

Рис. 1. Схема двухполосного регулятора тембра (НЧ, ВЧ) на транзисторе.

Элементы для схемы :

  • R1=4.7к, R2=100к(НЧ), R3=4.7к, R4=39к, R5=5.6к,
  • R6=100к(ВЧ), R7=180к, R8=33к, R9=3.9к, R10=1 к;
  • С1=39н, С2=30мкФ-1 ООмкФ, СЗ=5мкФ-20мкФ,
  • С4=2.2н, С5=2.2н, С6=30мкФ-100мкФ;
  • Т1 — КТ3102, КТ315 или аналогичные.

 

Двухполосный регулятор тембра на ОУ

На рисунке 2 представлен пример схемы двухполосного регулятора тембра НЧ и ВЧ для УНЧ на операционном усилителе (ОУ). Данной электронной схеме предшествует каскад на ОУ. Это обеспечивает низкое выходное сопротивление предшествующего каскада и нормальную работу данного регулятора.

Для повышения устойчивости работы схемы (на ВЧ) целесообразно зашунтировать выводы питания ОУ конденсаторами 0.1 мкФ, например, типа КМ6. Конденсаторы подключаются максимально близко к ОУ.

Схема двухполосного регулятора тембра (НЧ, ВЧ) на ОУ

Рис. 2. Схема двухполосного регулятора тембра (НЧ, ВЧ) на ОУ.

Элементы для схемы на рисунке 2:

  • R1=11к, R2=100к(НЧ), R3=11к, R4=11К, R5=3.6к, R6=500к(ВЧ), R7=3.6к, R8=750;
  • С1=0.05мкФ, С2=0.05мкФ, СЗ=0.005мкФ, С4=0.1 мкФ-0.47мкФ, С5=0.1 мкФ-0.47мкФ;
  • ОУ — 140УД12, 140УД20, 140УД8 или любые другие ОУ в типовом включении и желательно с внутренней коррекцией;
  •  

Трехполосный регулятор тембра на ОУ

Трехполосный регулятор тембра дает лучший результат подавления помех, чем двухполосный регулятор.

На рисунке 3 представлен пример схемы трехполосного регулятора тембра НЧ, СЧ и ВЧ для УНЧ на ОУ. Данной электронной схеме предшествует каскад на ОУ. Это обеспечивает низкое выходное сопротивление предшествующего каскада и нормальную работу данного регулятора.

Для повышения устойчивости работы схемы (на ВЧ) целесообразно зашунтировать выводы питания ОУ конденсаторами 0.1 мкФ. Конденсаторы подключаются максимально близко к ОУ.

Схема трехполосного регулятора тембра (НЧ, СЧ, ВЧ) на ОУ

Рис. 3. Схема трехполосного регулятора тембра (НЧ, СЧ, ВЧ) на ОУ.

Элементы для схемы на рисунке 3 :

  • R1 =11к, R2=100к (НЧ), R3=11к, R4=11к, R5=1,8к, R6=500к (ВЧ),
  • R7=1,8к, R8=280, R9=3.6к, R10=100к (СЧ), R11=3.6к;
  • С1=0.05мкФ, С2 — отсутствует, СЗ=0.005мкФ,
  • С4=0.1 мкФ-0.47мкФ, С5=0.1 мкФ-0.47мкФ,
  • С6=0.005мкФ, С7=0.0022мкФ, С8=0.001мкФ;
  • ОУ — 140УД8,140УД20 или любые другие ОУ с внутренней коррекцией (желательно) и в типовом включении.

Литература: Рудомедов Е.А., Рудометов В.Е — Электроника и шпионские страсти-3.

Пассивный регулятор громкости и тембра звука

От регулятора тембра мне нужен только подъем крайних частот диапазона для увеличения отдачи дешевых динамиков. Но на Али регуляторов такого типа, увы, не нашлось. Посему недорого приобрел традиционный регулятор НЧ-ВЧ с регулировками как в плюс, так и в минус.

Устройство собрано на компактной плате, комплектуется ручками для регуляторов. Но провода с разъемами в комплект поставки не входят!

Внешне все приемлемо — детали с 5% допуском, конденсаторы полипропиленовые, переменные резисторы B50k.

Схема устройства

Регулятор громкости включен делителем напряжения на входе. Следующий за регулятором громкости регулятор тембра собран по упрощенной схеме Баксандала.

С принципом работы такого регулятора и алгоритмом расчета его элементов можно ознакомиться, например, в статье А.Шихатова в №1 журнала «Радио» за 1999г. http://archive.radio.ru/web/1999/01/013/
Заметил, что номиналы деталей китайского устройства весьма близки к номиналам деталей регулятора на рис.2 в упомянутой статье 😉
Дополнительные ограничивающие резисторы на входе и выходе можно заменить перемычками или разделительными конденсаторами (ФВЧ).

Особенности подключения: пассивный регулятор тембра желательно подключать к источнику с низким выходным сопротивлением, а следующий за регулятором тембра усилитель должен иметь высокое входное сопротивление.
Приобретенное устройство предполагается подключать к выходу на наушники смартфона или плеера. Выходное сопротивление таких усилителей близко к нулю. С учетом разного рода отклонений, принял Zsrc равным 1 кОм.
В качестве усилителя предполагаю использование платки на основе микросхемы TPA3110D2. В даташите на нее ищу фразу «Input impedance» и получаю значение 60 кОм.

АЧХ темброблока при различных положениях регуляторов можно смоделировать в программе ToneStack Calculator http://www.duncanamps.com/tsc/
При средних положениях регуляторов НЧ-ВЧ АЧХ следующая:

Видно, что коэффициент передачи регулятора при этом составляет примерно -20 Дб. Для восстановления уровня громкости до исходного значения требуется дополнительно усилить сигнал в 10 раз по напряжению после регулятора. Или на вход регулятора подать усиленный сигнал, что при малом напряжении питания усилителя может привести к ограничению сигнала.
Этот момент меня не особо тревожит, поскольку я надеюсь, что упомянутая микросхема TPA3110D2 (на 15 Ватт выходной мощности) обеспечит необходимую громкость на имеющихся у меня 2 ваттных динамиках.
Привожу АЧХ при крайних положениях регуляторов.

Как видно, АЧХ далека от идеала. Исправить ее можно уменьшив номинал резистора R3 до 510 Ом.

Привожу АЧХ при крайних положениях регуляторов с измененным номиналом резистора.

Другое дело!

В целом впечатления от этого регулятора положительные, можно рекомендовать к покупке с учетом описанных особенностей

Программа для расчета темброблока и принципиальные схемы популярных вариантов

СХЕМА ТЕМБРОБЛОКА И ЕГО РАСЧЕТ

    Оценка качества воспроизведения звукового сигнала ламповым УНЧ, как и любым звуковоспроизводящим устройством, осуществляется каждым слушателем индивидуально, на основании субъективного восприятия усиливаемого сигнала. При этом каждый пользователь в процессе прослушивания какой-либо фонограммы не только оценивает ее качество, но и желает иметь возможность изменять параметры воспроизводимого сигнала в соответствии со своими личными запросами. Качество воспроизведения, в первую очередь, определяется частотной характеристикой звуковоспроизводящего устройства, поэтому в нем необходимо использовать регулятор частотной характеристики, который позволил бы устанавливать наилучшее для слушателя соотношение напряжений в диапазоне воспроизводимых частот. Для этой цели в УНЧ применяются специальные каскады, представляющие собой регуляторы частотной характеристики. В этих каскадах, часто называемых регуляторами тембра, обеспечиваются подъем или завал сигналов определенных частот по отношению к сигналам других частот в пределах полосы пропускания. Довольно часто задача таких регуляторов ограничивается подъемом или завалом сигналов крайних частот звукового диапазона относительно сигналов средних частот. В ламповых УНЧ эффективно действующие регуляторы частотной характеристики позволяют скорректировать характеристику усиливаемого сигнала в соответствии с акустическими свойствами помещения, компенсировать возможные отклонения от типовых характеристик вследствие возможных искажений, добиться наиболее естественного звучания фонограммы.

      Со времени появления первых ламповых УНЧ в звуковоспроизводящей аппаратуре применялось множество схемотехнических решений регуляторов тембра. Некоторые из них не выдержали проверку временем, так как не удовлетворяли постоянно растущим требованиям пользователей. Другие же, после многочисленных модернизаций и усовершенствований, и сейчас используются в современной промышленной и радиолюбительской высококачественной ламповой аппаратуре. Ограниченный объем предлагаемой книги не позволяет подробно рассказать обо всех возможных вариантах регуляторов тембра для ламповых УНЧ. Поэтому ниже будут рассмотрены лишь наиболее часто используемые схемы.
      Подавляющее большинство схемотехнических решений регуляторов тембра базируется на использовании переменных сопротивлений и постоянных конденсаторов. Работа этих регуляторов основана на том, что с увеличением частоты сопротивление конденсатора уменьшается. Необходимо отметить, что обычно в высококачественной звуковоспроизводящей ламповой аппаратуре регулировка тембра осуществляется с использованием отдельных регуляторов для сигналов низших, средних и высоких частот. Однако часто, особенно в радиолюбительских конструкциях, можно встретить регуляторы тембра, объединенные механически. Элементы схемы таких каскадов подбираются так, чтобы при одновременном регулировании тембра получить сбалансированное изменение полосы пропускания лампового УНЧ, чем обеспечивается приятное звучание усиливаемого сигнала даже при сравнительно узкой полосе пропускания.
      Чаще всего в каскадах регуляторов тембра высококачественной звуковоспроизводящей аппаратуры непосредственно в качестве регуляторов используются переменные резисторы, позволяющие постепенно или плавно изменять усиление в пределах воспроизводимого диапазона частот. Однако нередко в ламповых усилителях НЧ применяются и ступенчатые регуляторы, которые иногда называют тон-регистрами. С их помощью для наилучшего воспроизведения определенной фонограммы можно сразу выбрать соответствующую частотную характеристику усилительного тракта. Особого внимания заслуживают многоканальные (чаще всего трехканальные) регуляторы тембра, которые применяются совместно с раздельными усилительными трактами, например, для высших, средних и низших частот, работающих на соответствующие отдельные акустические системы. Преимущества этих систем особенно заметны в больших аудиториях и при больших мощностях.
      В ламповых УНЧ промышленного производства каскады, обеспечивающие регулировку тембра, обычно входят в состав предварительного усилителя. Регуляторы тембра могут устанавливаться и на входе усилителя, а также между предварительным и оконечным усилителями. Аналогичные схемотехнические решения применяются и в некоторых радиолюбительских конструкциях.
      В современной ламповой аппаратуре высокой верности воспроизведения звука регулирование тембра обычно осуществляется с использованием как частотно-зависимых регуляторов усиления, так и регуляторов уровня частотно-зависимой отрицательной обратной связи. Помимо этого возможно построение регуляторов тембра с применением различных комбинаций указанных способов. При выборе схемы регулятора тембра необходимо учитывать, что для первого способа регулирования характерна переменная крутизна наклона частотной характеристики на границах диапазона и неизменная частота перехода. Регуляторы тембра, установленные в цепи частотно-зависимой отрицательной обратной связи, имеют переменную частоту перехода и неизменную крутизну наклона частотной характеристики.
      Одним из важнейших условий, определяющим выбор схемы регулировки тембра в ламповом УНЧ, является устойчивость работы усилителя и отсутствие нелинейных искажений или генерации. На практике довольно часто регуляторы тембра, включенные в цепь отрицательной обратной связи, являются причиной искажений. Эти искажения обусловлены изменениями фазовой характеристики при глубокой регулировке частотной характеристики. Поэтому в любительских конструкциях предпочтение нередко отдается схемам, в которых регулировка тембра осуществляется в канале усиления, а не в цепи отрицательной обратной связи.
      Необходимо отметить, что заметное на слух изменение тембра обычно происходит, когда соответствующие регуляторы обеспечивают изменение усиления на данной частоте не менее чем на 6 дБ, то есть в 2 раза. Однако для высококачественной звуковоспроизводящей аппаратуры этого минимального изменения усиления оказывается недостаточно. Поэтому, для того чтобы слушатель мог в широких пределах изменять тембр звучания любой фонограммы, регуляторы тембра должны обеспечивать изменение усиления на крайних частотах звукового спектра не менее чем до 15-20 дБ. При этом выбор пределов для каждого отдельного регулятора тембра должен определяться и с учетом свойств и особенностей акустической системы.
      Следует также учитывать, что для регулирования тембра в широких пределах и с подъемом частотной характеристики на крайних частотах полосы пропускания при любом способе регулирования необходимо иметь в усилителе соответствующий запас по усилению.
      Отличительной особенностью простых регуляторов тембра, применяемых, чаще всего, в маломощных ламповых УНЧ, является обеспечение относительного подъема сигналов низших частот, достигаемого за счет завала высших частот. В свое время такие регуляторы получили широкое распространение по нескольким причинам. Во-первых, простейшие акустические системы на низких частотах имеют весьма заметный завал частотной характеристики, а во-вторых, чувствительность человеческого слуха к низким тонам несколько понижена, особенно при малой громкости. Помимо этого, такие регуляторы просты в обращении.

      Для облегчения расчетов рекомендуется программа моделирования темброблоков Tone Stack Calculator. Данная программа позволяет расчитать любой из популярных пассивных темброблоков, причем как для лампового усилителя мощности, так и для полупроводникового.

      Слева приведена принципиальная схема исследуемого темброблока, справа — его амплитудочастотная характеритика. Двигая движки переменных резисторов, которые находятся ниже принципиальной схемы на графике АЧХ будет изменяться кривая, показывая коррекцию АЧХ выбранной схемой.
      В программе имеется семь вкладышей с различными схемами темброблоков:

      Схема данной программы интерактивна — два раза щелкая по элементу появляется окошко для введения желаемых номиналов элемента, что позволяет подбирать компоненты в зависимости от реальных выходных сопротивлений используемого источника сигнала и входного сопротивления усилителя мощности.
      В даннйо версии программы так же имеется функция для сохранения полученных результатов, а так же распечатки формы полученной АЧХ и номиналов используемых в темброблоке компонентов. Правда саму схему темброблока программа не распечатывает, к сожалению.
      В настройках принтера устанавливается орентация бумаги — по умолчанию стоит «Книжная», что не очень удобно при распечатке графика амлитудо частотной характеристики, поэтому галочку лучше переставить на «Альбомную».
      Скачать программу для расчета темброблока Tone Stack Calculator можно нажав ССЫЛКУ.

 


Адрес администрации сайта: [email protected]
   

 

РАДИО для ВСЕХ — Стерео темброблок с МУ

Темброблок с микрофонным усилителем для стереофонического усилителя мощности

Темброблок может применяться как составной узел стереофонического усилителя или для доработки действующей конструкции усилителя. Кроме линейного входа для подключения внешнего источника сигнала: радиоприёмника, телефона, МР3 плеера, CD и DVD проигрывателей и т.д. на плате темброблока имеется микрофонный усилитель. Для подключения микрофона на плате установлено гнездо для штекеров типа «джек» 6,3 мм. Регулировка уровня входного сигнала от микрофона и линейного входа выполнена раздельно для каждого из входов «УРОВЕНЬ МИКРОФОНА» и «УРОВЕНЬ ЛИН. ВХОДА». На выходе темброблока установлены переменные резисторы «БАЛАНС» и «ГРОМКОСТЬ». Для регулировки уровня высоких, средних и низких частот установлены три переменных резистора «ВЫСОКИЕ», «СРЕДНИЕ» и «НИЗКИЕ», соответственно. Схема темброблока позволяет одновременно воспроизводить фонограмму с линейного входа и сигнал с микрофонного входа, причём уровень звука для каждого источника сигнала выбирается отдельно и произвольно. Чтобы уменьшить или увеличить сигнал на выходе темброблока, достаточно повернуть один регулятор «ГРОМКОСТЬ». Вход микрофона — монофонический, но сигнал с него поступает на оба канала оконечного каскада усилителя.

Пример работы темброблока можно увидеть и услышать на видео по сылке>>>

Подключение питания, линейного входа и выхода осуществляется при помощи винтовых клеммников. Все переменные резисторы снабжены ручками. Питание темброблока от двухполярного источника питания напряжением 9…15В

ВНИМАНИЕ! Оси семи резисторов и микрофонного гнезда находятся на одной линии, и расположены на плате таким образом, что плата может быть закреплена непосредственно на передней панели устройства при помощи гаек самих переменных резисторов и микрофонного гнезда! Расстояние по центрам резисторов 23 мм, от резистора VOLUME MIC до центра микрофонного гнезда 30 мм.


Темброблок предлагается как набор для самостоятельной сборки, как готовое собранное и проверенное изделие, а также предлагается печатная плата с маской и маркировкий.

Краткое описание, комплектация и цена здесь >>>

ВНИМАНИЕ! Соблюдайте полярность при подключении питания! Питание двухполярное!

Стоимость набора для сборки темброблока: 385 грн.

Стоимость собранного и проверенного темброблока: 415 грн.

Стоимость печатной платы с маской и маркировкой: 130 грн.




аказы можно оформлять через форму обратной связи или по телефону указанному в разделе контакты, доставка и оплата

Всем мирного неба, удачи, добра, 73!

Принципиальная схема эквалайзера для предварительного усилителя

ПРИНЦИПИАЛЬНАЯ СХЕМА ЭКВАЛАЙЗЕРА

ОБЗОР СХЕМ

    КАКУЮ СХЕМУ ЭКВАЛАЙЗЕРА ВЫБРАТЬ? КАКОЙ ЭКВАЛАЙЗЕР ЛУЧШЕ? ПРИ СБОРКЕ МИКШЕРСКОГО ПУЛЬТА НУЖЕН ЛИ ТАМ ЭКВАЛАЙЗЕР И КАКОЙ?
    Такие вопросы довольно часто возникают и задаются начинающими звуковиками.
    Именно поэтому было решено подготовить обзор самых популярных схем эквалайзеров и регуляторов тембра. Изготовить такое количество эквалайзеров и регуляторов тембра конечно не реально, поэтому мы решили основываться на результатах расчетов симмулятора. Разумеется приведенные параметры в реальном аппарате будут отличаться, но все же какие то выводы можно сделать.
    Прежде всего для чего нужен регулятор тембра как таковой. Основных мнений на этот счет два:
    Для того чтобы портить звук (это мнение аудифилов)
    Для коррекции звуковой картины, компенсации акустических свойств помещений, для придания звуку наиболее приятного конкретному слушателю оттенка (это мнение звукорежисеров)
    К какой категории отоситесь Вы решать уже Вам, ну а мы начнем потихоньку с принципиальной схемы самого примитивного эквалайзера, точнне даже темброблока, поскольку полос регулирования у него всего три (рис 1).
    Несколько слов об используемой в моделях элементной базе:
    В моделях использовались операционные усилители TL071, как самые легкодоступные и имеющие аналоги содержащие в одном корпусе два операционных усилители (TL072, TL082) и четыре операционных усилителя (TL074, TL084). Транзисторы используемые в моделях — 2N5551.



Рисунок 1 Принципиальная схема трехполосного темброблока

    По сути это 3 полосовых фильтра звуковой сигнал после которых суммируется. Фильтры пассивные, следовательно они только ослабляют, причем максимальное ослабление получается у верхенго фильтра на СЧ-ВЧ частотах, среднего минимальное ослабление имеет в середине звукового лиапазона, а нижний фильтр имеет минимальное ослабление на высоких частотах. Стоящий после полосовых фильтров операционный усилитель служит для компенсации этого ослабления. Кроме того он имеет достаточно большое входное сопротивление, что позволило использовать резисторы для сумматора с довольно большим номиналом, необходимым для ослабления влияния полосовых фильтров на частоты к нему не относящиеся. АЧХ данного темброблока показана на рисунках 2-4.


Рисунок 2 Регулировка НЧ

Рисунок 3 Регулировка CЧ

Рисунок 4 Регулировка BЧ

    Ни рисунках АЧХ четко видно, что и как регулируется при крайних положениях движков переменных резситоров, поэтому выводы о применяемости этого регулятора тембра уже делайет сами. На рисунках по вертикали коф усиления регулятора тембра в дБ, по горизонтали — частота. На всех остальных рисунках расположение координат такое же.
   


   
    Однако пассивными можно строить не только трех полосные темброблоки, но и более функциональные шести полосные эквалайзеры. На рисунке 5 приведена принципиальная схема такого эквалайзера. Полосовые фильтры от предшественика отличаются увеличенной добротностью, что ослабляет влияние фильтра на «соседние» полосы. Операционный усилитель так же компенсирует ослабление сигнала вносимое фильтрами. Небольшая оговорка — номинал переменного резистора указан числом и буквой на конце. Число без буквы показывает в каком положении находиться движок переменного резистора, в данном случае это 50%. В данном варианте эквалайзера рекомендуется использование логарифмических переменных резисторов, однако линейные тоже не слишком заметно коробят линейность восприятия регулирования.


Рисунок 5 Принципиальная схема шестиполосного пассивного эквалайзера
УВЕЛИЧИТЬ

    АЧХ фильтра выровнена благодаря использованию разных номиналов резисторов сумматора. Дополнительные изгибы АЧХ получились из за использование номиналов стандартной линейки и распредение полос по частотному диапазону не очень равномерное. На рисунках 6-11 показаны измениние формы АЧХ в зависимости от положений переменных резисторов. Для увеличения подъема самых верхних частот необходимо увеличить емкость конденсатора С16 до 68 пкФ, но не более 82 пкФ.


Рисунок 6 Регулировка самой низкой частоты звукового диапазона


Рисунок 7 Регулировка 200 Гц


Рисунок 8 Регулировка 500Гц


Рисунок 9 Регулировка 2000 Гц


Рисунок 10 Регулировка 6000 Гц


Рисунок 11 Регулировка самой высокой частоты.

    Как видно из приведенных АЧХ данный эквалайзер имеет не совсем правильные формы изгибов регулируемых частот, поэтому рекомендовать его для HI-FI аппаратуры можно лишь в случае острой необходимости введения эквалайзера и наличии ОЧЕНЬ маленького бюджета на постройку…
    Было бы не справедливо обойти вниманием эквалайзеры, вызывавшие бурю восторга только своим наличием в переносных магнитолах с «отстегивающимися» колонками. Принципиальная схема одного из таких эквалайзеров приведена на рисунке 12.


Рисунок 12 Принципиальная схема «балалаечного» эквалайзера.
УВЕЛИЧИТЬ

    В принципе регулировку АЧХ он производит, ну а как он это делает показанно на рисунках 13-17. В данном варианте регулятора тембра необходимо использовать только логарифмические переменные резисторы. При сборке этого эквалайзера так же необходимо учитывать тот факт, что он предназначен для малокаскадных трактов усиления звукового сигнала, т.е. имеет свой собственный коф усиления и довольно большой, а входное напряжение не должно превышать 0,05 В.


Рисунок 13 Регулировка НЧ


Рисунок 14 Регулировка НЧСЧ


Рисунок 15 Регулировка СЧ


Рисунок 16 Регулировка СЧВЧ


Рисунок 17 Регулировка ВЧ

   


    Более предсказуемым по линиям изгиба АЧХ является регулятор тембра, схема которого показана на рисунке 18. В этом варианте частото зависимые цепи включены в обратную связь операционного усилителя, что позволило контролировать диапазон регулировки и довольно заметно снизить уровень THD Первый ОУ служит буферным усилителем-повторителем.


Рисунок 18 Принципиальная схема темброблока с использованием обратной связи операционного усилителя
УВЕЛИЧИТЬ

    Зависимости АЧХ от крайних положений переменных резисторов регулятора показаны на рисунках 19-21.


Рисунок 19 Регулировка НЧ


Рисунок 20 Регулировка СЧ


Рисунок 21 Регулировка ВЧ

    И форма, и диапазон регулировок, и уровень THD для данного варианта регулятора тембра по сути для бытовых условий практически идеальны.

ПРОДОЛЖЕНИЕ

   

    Описание методики построения моделей эквалайзеров в симуляторе МИКРОКАП:

   


Адрес администрации сайта: [email protected]
   

 

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о