Тягач маск: Mack trucks — Википедия – 403 — Доступ запрещён

Содержание

Американские грузовики Mack

Автор:
25 марта 2016 09:45

Классическая марка американских грузовиков, не раз засветившаяся в кино. Основана братьями Мак, с 1893 г. строившими гужевые повозки, с 1901 г. — автобусы, а с 1905 г. переключившимися на грузовики.

Американские грузовики Mack

Источник:

Mack AC (1928). Классический Mack «Бульдог» с капотом по образцу Renault и радиатором между двигателем и кабиной. Выпускался с 1916 по 1938 гг. без серьезных технических изменений.

Mack AC (1928). Классический Mack "Бульдог" с капотом по образцу Renault и радиатором между двигателем и кабиной. Выпускался с 1916 по 1938 гг. без серьезных технических изменений.

Источник:

Mack AB (1926)

Mack AB (1926)

Источник:

Mack FK (1940)

Mack FK (1940)

Источник:

Mack FJ (1942)

Mack FJ (1942)

Источник:

Mack EH (1946)

Mack EH (1946)

Источник:

Mack A20 (1950)

Mack A20 (1950)

Источник:

Mack LJSWX (1954)

Mack LJSWX (1954)

Источник:

Mack LT (1954)

Mack LT (1954)

Источник:

Mack B53

Mack B53

Источник:

Mack B61 (1960)

Mack B61 (1960)

Источник:

Mack B71

Mack B71

Источник:

Mack B75 (1964)

Mack B75 (1964)

Источник:

Mack B81

Mack B81

Источник:

Mack H63

Mack H63

Историческая справка о Mack Truck

Логотип Mack

Со дня своего основания в 1900 году и до настоящего времени Mack Trucks (официальный сайт) является одним из крупнейших в Северной Америке производителем грузовой техники 7-8 класса. По величине годового оборота является в американском «табеле о рангах» № 4 после International. MACK активно продвигает серию автомобилей 6-7 класса в Канаде, Мексике и Европе. «Маки» продаются и обслуживаются в более чем 45-ти странах. Компания владеет собственной сетью из 670-ти дилерских и сервисных центров и полностью принадлежит европейскому концерну Renault.

Финансовая справка

Всего в 2001 году Mack продал в США 20351 единицы техники 7-8 класса, что составило 14.6% от общего количества проданной в этот год аналогичной техники. По сравнению с 2000-м годом рост продаж составил 13.3%. По статистике, сегодня Mack является единственной компанией в США, у которой отмечается такой высокий показатель продаж среди всех американских производителей грузовиков за предыдущие 9 лет.

Филиал Mack Canada продал 2086 единиц тяжелой техники 8 класса, тем самым, увеличив свою долю на Канадским рынке с 10.2% в 2000 году до показателя 11.4% в 2001-м. Самый большой завод Mack за пределами США, Mack TrucksAustralia, продал 707 машин, что составило долю 12.9% среди всей техники 8-го класса, проданной на Австралийском континенте в 2001 году. На 2002 год по всему земному шару в компании насчитывается 5506 человек персонала.

Mack самостоятельно конструирует и производит двигатели, шасси и ходовую. В концепции сборки лежит т.н. «сбалансированный дизайн». Все компоненты сконструированы друг для друга, хорошо сочетаются и при совместной работе показывают блестящие результаты. Техника приемлет запасных частей от других производителей. Термин «сбалансированный дизайн» не является чем-то новым. Партнеры — особая компания. В отличие от многих своих конкурентов, как правило, закупающих компоненты у разных поставщиков, M – концерны Volvo AB и Renault V.I. уже давно применяют такую производственную идеологию. It’s given us more R&D. На заводах

MACK существует своя система стандартизации и приемки качества. Руководство компании считает, что каждый рабочий обязан вносить свой вклад в процветание производства. Например, материально поощряются изобретательство и любые, даже самые незначительные рационализаторские предложения. Если рабочий обнаруживает какой либо дефект до попадания узла на линию контроля качества – солидная премия.

Историческая справка

В 1900 году Mack brothers выпустили первый автобус для Исаака Харриса, который использовал его для перевозки экскурсантов вокруг Бруклинского парка. Вместимость 13 пассажиров. Двигатель четырехциллиндровый 24 л.с.

В 1890 году Джон M. «Джек» Мак нанимается на автомобильную фабрику «Fallesen & Berry» в Бруклине, Нью-Йорк. Годом позже, Джек Мак и его брат Августус Ф. Maк выгодно покупают «Fallesen & Berry» у хозяина. Третий брат, Уильям C. Мак, который к 1894 году уже управлял своим собственным небольшим механическим заводом в городе Скрэнтон, объединяется со своими братьями и входит со своей долей в активы. Сборку фургонов на колесах было решено временно отложить и по возможности сосредоточить весь производственный потенциал на выпуске моторных экипажей. В это время братья Мак активно экспериментируют с паровыми двигателями и электрическими машинами.

В первые годы начала 20 века было сделано множество революционных изобретений, эффект от которых чувствуется вплоть до настоящего времени. В 1902 году Уильям Кэрриер изобрел систему охлаждения и кондиционирования воздуха. В 1903 братья Райт выполнили первый удачный полет на аэроплане Китти Хок, а в 1908 году Генри Форд представил автомобиль

Model T.

первый 5-тонный грузовик Mack 1905 — 1915 гг.

В этот период времени Джон Мак и его братья напряженно работали над созданием совершенно нового вида коммерческого транспорта. На первом этапе, братья наладили ремонт автотехники и компания получила известность именно благодаря качественному обслуживанию двигателей и шасси. В свете новых открытий и технологий, Джон Мак считал, что наступило время для производства самого крепкого грузовика в мире, оборудованного самым мощным двигателем в мире. Промышленные инновации компании тех лет легли в основу конструкторских разработок наших дней.

Перед тем, как стать владельцем завода в 1901 году, Джон Мак уже потратил несколько лет на проведение бесчисленных экспериментов по созданию собственной модели пассажирского автобуса. В первый — же год на заводе удалось собрать автобус оригинальной конструкции с двигателем в 40 лошадиных сил. Автобус Mack® был построен по заказу экскурсионной компании Harris and McGuire. Автобус в течение 9 лет возил туристов по центру Нью-Йорка пока, наконец, не был переоборудован в грузовик. Позже подсчитали, что машина в общей сложности «набегала» один миллион миль. Сейчас эту модель называют «Old No. 1» — прадедушка. В течение многих лет компания использовала слоган: первый MACK был автобусом, а первым автобусом был MACK.

Mack 1905

Mack 1905

Говорят, что идея строительства грузового коммерческого транспорта пришла Джону Маку во время поездки на 2-х цилиндровом автомобиле Winton, принадлежавшего соседу Джона – капитану океанского лайнера Теодору Хейлброну. Автопрогулка скорее всего, состоялась осенью, когда на улицах Нью-Йорка появились первые легковые «Винтоны». Нужно отметить, что машина была действительно хорошо собрана, и оба участника прогулки остались чрезвычайно довольны. Соседи часто обсуждали очевидные преимущества установки бензиновых двигателей на грузовой транспорт. После этой поездки капитан Хеилборн предложил Маку адаптировать и установить большой двигатель на большой прогулочный автобус или грузовик. В этом же году «Mack Brothers Company» приступает к строительству грузовой техники. Решено использовать торговую марку «Manhattan» для всего производимого моторного транспорта.

Mack 1905

«Железнодорожный» автобу

В 1905 году было решено выпускать всю автомобильную технику только под маркой MACK. В городе Аллентаун, в штате Пенсильвания, компания «Mack Brothers Motor Car Company» стоит первое крупное производство. Один из братьев, Джозеф Мак выходит из бизнеса и становится простым держателем акции. Mack стал одной из первых фирм- производителей, установившей кабину прямо над двигателем, что значительно улучшило обзор и маневренность, особенно на городских улицах. Представляется первая модель COE «Manhattan«.

Джон Мак изобрел и запатентовал особое устройство, позволяющее переключать передачу с низкой на высокую и наоборот, минуя промежуточные положения. Другие производители моторной техники охотно покупали лицензии и в течение нескольких лет устанавливали аналогичные устройства на своих автомобилях. С 1905 года вплоть до 1930-го Mack стоит железнодорожные локомотивы с бензиновым двигателем. В период с 1951 по 1954 год компания построила 40 тепловозов.

В 1906 году братья образуют небольшое подразделение под названием «Mack Brothers Manufacturing Company» по сборке и ремонту экскурсионных автобусов. Производство функционирует и в наши дни.

Mack 1905

Mack 1909 г.

В 1909 Mack представил легкие грузовики — «полуторки» Junior c левым рулем и Senior с правым. Годом позже весь моторный модельный ряд из «Manhattan» был переименован в MACK. В штате Массачусетс компания открывает сеть дилерских центров и ремонтных мастерских по обслуживанию своей техники. В 1910 году, по заказу мэрии Морристаун, Нью — Джерси, Mack выпустил первый пожарный автомобиль с телескопической лестницей с приводом от двигателя.

В Августе 1911 года братья Мак продают компанию холдингу «International Motor Company», владельцу марки грузовиков «Saurer Motor Company». Джон и Джозеф Мак на некоторое время становятся членами Совета Директоров. Обе компании, Saurer и МАСK работают абсолютно независимо друг от друга, но автомобили продаются и ремонтируются в одних и тех же центрах. В 1912 году International покупает еще одного серьезного производителя коммерческого транспорта — «Hewitt Motor Company» из Нью-Йорка. Братья Мак покидают International.

С 1914 года производство автомобилей под маркой «Hewitt» временно прекращается. Завод в Новой Англии «Manhattan Motor Truck Company» переименовывается в «Mack Motor Truck Company».

Mack 1905

Mack AB ‘1914–36

В конце года на заводах начинает производиться большая партия автомобилей Mack AB. Первые АВ имели цепной или червячный привод, но в 1920 году модель была усовершенствована карданной системой. Автомобили AB работали в качестве городского транспорта или грузовиков. Вся серия настолько хорошо прижилась, что ее производство продолжалось вплоть до 1937 года. Всего было выпущено 55.000 единиц серии АВ.

Знаменитая серия АС была впервые представлена в 1916 году. Автомобили АС получили признание во всех уголках Америки благодаря своей универсальности, надежности и высокой проходимости. Большими партиями машины поставляются для армии США. Модель выпускалась в течение 24 лет, до 1939 года. Оригинальная форма грузовика, его надежность и высокие эксплуатационные показатели ассоциировались у покупателей с «бульдожьей» внешностью и выносливостью. МACK AC стал самой покупаемой моделью грузовика в 30-е годы. Еще до начала Первой Мировой войны MACK стал известен за пределами США. Большая партия АС была изготовлена по заказу Британской армии, а один АС был модернизирован и переделан в броневик для подразделения Национальной Гвардии Нью-Йорка. Сертифицированные как 5-ти тонные грузовики, 4470 единиц направляются во Францию в подмогу Американским пехотинцам.

Mack 1905

Mack AC

Грузовики Mack АС выполняли самые ответственные боевые задачи и часто работали в условиях полного бездорожья. Крепкий грузовик с легко узнаваемым капотом получил прозвище «бульдог». Когда грузовик поменьше застревал в грязи, британские «томми» дружно кричали: «Эй, давайте сюда бульдога!». Многие знали грузовики АС как «бульдожья маска». С 1922 года на капоте грузовиков MACK официально устанавливается эмблема с изображением бульдога.

Холдинг «International Motor Truck Corporation» выкупает на фондовых биржах 98% своих акций и начинает самостоятельно вести промышленную и торговую политику. Строятся сразу три новых завода: в Аллентауне (Mack), Плэйнфилд (Saurer) и Бруклине (бывший Hewitt). Холдингу принадлежит «Mack Motor Corporation», которая была основана в 1915 году для управления несколькими подразделениями. В конце Первой Мировой войны компания переименовывается в «Mack-International Motor Truck Corporation».

В 1918 году в США прекращается производство автомобилей под маркой «Saurer».

Mack становится первым грузовиком в индустрии, имевшим очиститель воздуха и масляный фильтр. Конструкторскому бюро MACK удалось существенно сократить удельный расход топлива. В 1920 году Mack разработал и представил вакуумно- бустерную тормозную систему. Претерпела изменения подвеска: впервые между рессорами были установлены резиновые абсорберы. Изобретение имело такой грандиозный успех среди производителей автомобильной техники, что в 1921 году пришлось создать небольшую компанию «Rubber Shock Insulator Company» по производству и продажам резиновых абсорберов.

Mack 1905

Mack BB 1.5 Ton 1928-1932

Название холдинга меняется с «International Motor Truck Corporation» на «Mack Trucks, Incorporated». Смена названия было вынужденной мерой, чтобы максимально идентифицировать имя с основной производимой маркой грузовиков. В эти годы у компании был грозный конкурент с несколько похожим названием – «International Harvester Company», что вводило потенциальных покупателей в заблуждение. Однако название «International Motor Company» до 1936 года носил один из заводов холдинга.

В 1922 году компания официально утвердила изображение бульдога как корпоративный символ. В течение Первой Мировой войны Mack поставил для армии США около 4,500 грузовиков модели AC в версиях 3,5, 5,5, 7.5 тонны. В этот же период более 2000 грузовиков было собрано по заказу Британской армии.

Впервые изображение бульдога на грузовиках MACK появилось 3 Июня 1921 года. Стальные пластины с отштампованным бульдогом устанавливались по обоим сторонам капота и на ходовой. На эмблеме изображался бульдог, жующий книгу «Hauling Costs«, т.е. учет стоимости транспортных перевозок.

Mack 1905

Цистерна

Ранним утром 14 Марта 1924 года Джек Мак ехал в персональном Чандлере на деловую встречу в город Витерли, штат Пенсильвания и попал в аварию. Его машина столкнулась с пересекавшим дорогу грузовиком компании «Lehigh Valley Transit Company», which was crossing the road diagonally. При ударе Джек Мак через лобовое стекло вылетел вперед и, перелетев встречный грузовик, угодил головой в бетонный столб. Его тело было похоронено в Аллентауне, недалеко от его бывшего завода MACK.

В течение многих лет модели Мack славились по всей Америке так же как и модель AC. Грузовики BJ и BB представленные в 1927 году, стали первыми марками холдинга MACK, построенными под влиянием новых транспортных веяний. Машины были способны перевозить более тяжелые и объемные грузы с большей скоростью. Всеобщее развитие инфраструктуры, постоянно растущая роль коммерческого транспорта в развитии индустрии США требовали новаторских решений, новых форм и двигателей. До 1941 года было построено более 15.000 грузовиков BJ и BB.

Mack 1905

Модель AP

В период с 1929 по 1944 год, Mack произвел 2,601 прицепов и полуприцепов. Прицепы выпускались двух видов: односторонний и двухсторонний. Односторонний прицеп имел водило только с одной стороны, а с другой — жестко установленную, сдвинутую назад ось с колесами, т.е. прицеп предназначался для движения только в одном направлении. Двухсторонний прицеп имел с двух сторон совершенно идентично установленные регулируемые оси. В начале 1932 года Главный инженер MACK Альфред Мэщури попадает в больницу. Альфред был не из тех людей, которые с радостью сидят без дела. В послеоперационный период он решил сделать изображение эмблемы компании- бульдога объемным.

По одним слухам он вырезал первого бульдога из куска мыла, по другим — из дерева. По выписке из больницы Альфред запатентовал свое творение, и с тех пор объемное изображение бульдога украшает все грузовики MACK.

Середина 30-х годов становится расцветом строительной индустрии США, и MACK всегда играл лидирующую роль и работал на всех ответственных участка, например Болдерской плотины. В 1936 году была представлена и запущена в производство универсальная серия Mack E с массой до 23.000 фунтов. Автомобиль выпускался как в капотной версии, так и в варианте с кабиной над двигателем. До 1951 года было произведено и продано более 78.000 таких грузовиков.

Mack 1905

Серия E

Mack был первой компанией — производителем, установившей на тяжелых грузовиках тормоза на все колеса, тем самым сократив тормозной путь нагруженного состава и тем самым, увеличив уровень безопасности на дорогах. В 1938 году Mack стал первым производителем грузовиков в США, разработавшим свой собственный дизельный двигатель. Именно с той поры берет начало концепция «сбалансированного дизайна», когда все основные узлы и компоненты изготавливаются только одной фирмой и с особой тщательностью подгоняются друг под друга.

Во Вторую Мировую войну MACK стал основным поставщиком Армии США. Всего на фронт было отправлено 30.000 машин разных моделей самого разнообразного предназначения: перевозка личного состава, эвакуаторы, мобильные аварийные службы и санитарные машины.

В 1936 году Mack продал право на изготовление автомобилей под маркой «Mack Junior» компании «Reo Truck Company» из Лансинга, Мичиган. Машины строились строго по чертежам MACK и продавались только через дилерские центры MACK. Всего было выпущено 4,974 Юниоров.

Mack 1905

Mack Junior 1936 год

Не было забыто малое предпринимательство. В период с 1938 по 1944 годы, с расчетом на мелкого потребителя, Mack построил и продал 2686 сверх – легких, весом всего 800 кг грузовичков серии «ED«.

С 1936 по 1972 Mack активно строил карьерную и горно-шахтную технику, способную перевозить от 15 до 100 тонн породы. В 1926 году была создана модель Mack AP, которая стала первым специализированным рудовозом для бездорожья. Начиная с 1926 года по 1938 было построено 285 таких грузовиков. С 1943 по 1964 год на заводах MACK было произведено и передано заказчикам 1275 единиц особо — мощных карьерных самосвалов LR и 500 единиц его модификации LV. Начиная с 1940 года Mack строит судовые силовые установки. Двигатель «The Mariner» в течение 20 лет ставился на яхты, буксиры и лоцманские катера.

Mack 1905

Mack модель BGI со спальным местом 1950 год

Одним из самых знаменитых грузовиков Mack стала серия L, производившаяся с 1940 по 1956 год. Машины демонстрировали мощь, дизайнерский стиль и надежность. Некоторые модели этой серии собирались по специальному заказу для крупных строительных корпораций, а для магистральных перевозок собиралась особо престижная модификация с обилием полированной стали и хрома. Отличительной особенностью стала решетка радиатора, стильная оптика и установленные по бокам кабины вертикальные выхлопные трубы. Как правило, грузовики серии L имели спальный отсек с низкой крышей. В основном, техника поставлялась на Западное побережье США, где качество дорог оставляло желать лучшего, а рельеф местности изобиловал крутыми подъемами и спусками. Всего MACK продал 35.000 грузовиком серии L. В 1950 году модельный ряд пополнили грузовики серий G, H и B. На серии G устанавливалась легкая алюминиевая кабина. Грузовики серии H series, прозванные в народе «тазиками», имели очень высокую и короткую кабину. Необходимость выпуска такой необычной машины обуславливалось необходимостью соблюдения жестких ограничений по длине состава. Грузовик H полностью соответствовал нормативам некоторых штатов и мог тянуть за собой 35 футовый трейлер при общей разрешенной длине 45 футов.

Mack 1905

Mack

Серия B, впервые представленная в 1953 году, стала одной из самых хорошо продаваемых и популярных моделей. Грузовик, пригодный для работы как в городских условиях, так и на междугородних перевозках быстро стал узнаваем, а несколько скругленные формы серии «В» надолго запомнились американцам. Всего было построено 127,786 таких грузовиков, многие из которых добросовестно служат хозяевам и в наши дни.

В этом же году появился дизельный двигатель MACK с технологией «Thermodyne» с системой охлаждения цилиндров и прямым впрыском смеси.

Напомним, что вплоть до середины 50-х годов в структуре MACK существовало подразделение под названием «International«, отвечающее за продажи и сервисное обслуживание грузовой техники в континентальной части США. В 1955 году было решено упразднить International и передать ее функции Mack Motor Truck Corporation. В Новой Англии за продажи, как и прежде, отвечает «Mack Motor Truck Company».

Mack 1905

Mack

В 1966 голу на смену хорошо себя зарекомендовавшей, но несколько устаревшей серии В приходит совершенно новая модель — R. Новый грузовик унаследовал все лучшие качества своего предшественника: мощь и маневренность. Много лет выпускался как самосвал и рудовоз. Буквально через несколько месяцев конструкторы Mack изобрели и представили дизель «Maxidyne» с 5 скоростной трансмиссией «Maxitorque». Особенностью такой комбинации стало то, что впервые на дизельных грузовиках появилось нечто напоминающее современную автоматическую коробку передач. Водителю впервые была предоставлена возможность снизить во время движения количество переключений скоростей. Изначально новый двигатель и трансмиссия предназначались для строительной техники 8 класса.
С 1966 по 1981 год на заводе RW model Mack Western в городе Хейвард в Калифорнии строилась магистральная модель RW.

В 1969 году Mack изобрел «кабину на воздухе», т.е. воздушные баллоны — виброабсорберы. Разработка патентуется и серийно ставится на все магистральные тягачи MACK.

Компания первой из всех производителей тягачей, которая в 1971 году стала серийно производить и ставить на грузовики двигатели с функцией компрессионного торможения «Dynatard®». Одновременно конструкторам удалось существенно уменьшить параметры двигателя, одновременно сохранив мощность и надежность.

Mack 1905

Mack Super Liner 1975

В 1970 году Mack открывает свой главный офис в городе Аллентаун в Пенсильвании. Модельный ряд «кэбоверов» пополняется серией Круйз-Лайнер, производившейся в период с 1975 по 1983 год. Серия MC/MR, впервые представленная в 1978, заслужила репутацию самой универсальной, маневренной и «продвинутой» специализированной машины с низкой кабиной над двигателем. Большие партии MC/MR поставлялись городским коммунальным и государственным аварийным службам. Машины нашли свое применение на стройплощадках. С 1977 по 1993 год для транспортировки особо тяжелых грузов серийно выпускается мощный капотный Super-Liner.
В 1979 году MACK перестает быть закрытым акционерным обществом. Часть акций выставляется на торги на крупнейшие мировые фондовые биржи. Европейский концерн Renault приобретает 10% акций Mack Trucks, а в 1982 году увеличивает долю своих активов до 20%.

Конструкторскому бюро удается разработать полимерную кабину MH Ultra-Liner®, усиленную стальными ребрами жесткости. Представленная модель грузовика с пластиковой кабиной имела сравнительно небольшой вес, при больших силовых возможностях, присущих 8-му классу.

Mack 1905

Mack серия CH600 1988 год

С тех пор как 15.7 миллионов акций MACK стали свободно продаваться и покупаться, компания установила особо тесные отношения с Renault. Еще в 1977 году обе компании рассматривали возможность совместного производства и продаж грузовиков 6-7 класса в Северной, Центральной Америке и на Карибском регионе. В итоге, Renault и Mack выработали совместный план действий по разработке и производству серии Mack Mid-Liner™ в 1979 году. Renault увеличивает свою долю в активах MACK до 40%. Позже, в 1987 году в Renault происходит финансовая реорганизация и новое подразделение Renault V.I. полностью выкупает у Renault все активы MACK.
Mack представил Е7 серию 12-ти литровых дизельных двигателей. В наши дни серия насчитывает ряд из 16-ти двигателей мощностью от 250 до 454 л.с. Серия заявляется как лучшая в своем классе в соотношении мощность/вес.

В 1988 году представляется магистральный седельный тягач СH.

С 1990 года Mack Trucks, один из крупнейших производителей грузовой техники в США, полностью принадлежит Renault V.I. и является составляющей Renault Group.

Mack 1905

Mack Vision

С появлением V-MAC® Electronic Engine Control System в 1990 – модельный ряд двигателей вышел на совершенно новый, более высокий уровень. Система V-MAC овевает за совместную работу двигателя с круиз контролем и управляет двумя муфтами отбора мощности. Специально для двигателей Е7 Mack запатентовал уникальную электронную систему регулировки момента впрыска смеси, обеспечивающую одновременно низкий расход топлива и уменьшение эмиссии. В 1991 году Mack разработал для серии Е7 и Е9 «High Injection Pressure Combustion System», обеспечивающую полное сгорание подаваемой под высоким давлением смеси и более динамичный ход поршня. Доработка существенно улучшила показатель прироста эффективности от сгорания топлива и существенно снизила расход масла.

В 1994 году Mack представил автомобиль — утилизатор LE, а в Феврале 1999 было объявлено о начале производства магистрального тяжеловоза Vision.

18 Декабря 2000 года Юридический Департамент США одобрил приобретение части активов Mack шведским концерном Volvo.

С Июня 2001 года Mack производит многоцелевые серии Granite™ и Freedom™. Основным приоритетом компании является производство тяжелой грузовой техники для строительства и горных разработок.


Смотри также статью Магистральные тягачи Mack

110-летний юбилей Mack Trucks

Алексей Стариков, фото из архива автора

В этом году свой 110-летний юбилей отмечает одна из старейших и авторитетных грузовых фирм США – знаменитая Mack Trucks. У себя дома она прочно ассоциируется со строительным сектором, поскольку всё время именно эти машины были основными в программе.

Строго говоря, компании «Маск» исполняется не 110, а все 115 лет. Однако, поскольку и называлась она тогда ещё Manhattan, и первой выпущенной машиной стал не грузовик, а туристский автобус, то её историю принято отсчитывать с 1905 года, когда основатели, братья Мэки (всего их было пятеро, и приходили в компанию они постепенно) начали производить грузовики. Одними из первых стали две машины с 50-сильным двигателем и собственной коробкой передач с шестернями постоянного зацепления, разработанной одним из братьев, Гусом Мэком. В том же году другой из братьев, Август, изобрёл оригинальный пружинный стартёр для запуска двигателей.

Развитию молодой фирмы способствовали несколько обстоятельств. Во-первых, создание холдинга International Motor Company (не путать с другим знаменитым грузовым производителем США, International Harvester Company), куда входили также американский филиал швейцарского Saurer и грузовая фирма Hewitt, известная своими конструкторами. Именно они создали первые несколько моделей, принесших знаменитость марке. Вторым фактором стал упор на высокое качество машин, не утраченное и по сей день. Не случайно знаменитый слоган фирмы «Built like a Mack» («Сделан, как «Мэк») стал в Штатах известной пословицей. А в-третьих, большинство узлов, включая двигатели, коробки передач и мосты, фирма стала производить (а значит, и контролировать их качество) самостоятельно, в отличие от многих конкурентов.

Первые модели грузовиков делились на две группы: 1,5-тонная «младшая» (Junior) и 4–7-тонная старшая (Senior). Помимо грузовиков, «Маск» продолжал выпуск автобусов, а с 1909 года начал сборку комплектных пожарных машин. Кроме того, до 1930 года в небольшом количестве производились и локомотивы.

Самой известной среди ранних серий стала АС, появившаяся в 1915 году. Модель грузоподъёмностью 3,5–7,5 т была революционной по тем временам: штампованная рама, чугунные поршни, ряд деталей из алюминия, электрический стартёр и фары. При этом использовались цепной привод колёс, литые шины и спартанская кабина без боковых стёкол. Рядный 4-цилиндровый бензиновый двигатель собственного производства развивал 75 л.с. Эта же машина стала первой военной моделью марки – в 1918 году британское правительство заказало 150 таких машин, а всего в армии Англии и США было поставлено около 6000 штук. От британских солдат машина с широко расставленными колёсами и характерным передком получила кличку «бульдог», которая стала официальной эмблемой фирмы, и до сих пор красуется в виде номерной фигурки на капотах. Именно с тех пор «Мэк» и отличается «долголетием» своих моделей. Первого «Бульдога» (серий АС, АК, АР) выпускали с изменениями до 1938 года, всего более 40 000 штук.

К середине третьей декады прошлого века «Маск» находился в первой «пятёрке» грузовых производителей США, на равных конкурируя с такими гигантами, как GMC и Ford. В 1933 году в программе появился первый бескапотный грузовик, в 1936 – первое в Америке специальное «пожарное» шасси с закрытой кабиной, а в 1938 году «Маск» стал первым грузовым производителем США, начавшим выпуск собственных тяжёлых дизельных двигателей.

Одновременно компания использовала и сторонние наработки. Немалая заслуга в передовых решениях ранних лет обусловливалась сотрудничеством со швейцарцами из «Заурера», входившими в элиту грузового автомобилестроения. А младшая серия пикапов Mack Junior образца 1936 года была просто куплена у известного тогда производителя Reo, получив только новый бейдж.

Как и прочие фирмы, во время Второй мировой «Маск» приостановил выпуск гражданских моделей, перейдя на военную продукцию. В первую очередь к ней относились тяжёлые трёхосные 6- и 7,5-тонные модели NM и NR (6х4) и NO (6х6). Всего за годы войны в армии США и союзников было поставлено около 27 000 машин всех типов. И хотя большинство попало в армии стран-союзников, небольшое их количество оказалось в Красной Армии. Это было первым нашим знакомством с продукцией компании. Примечательно, что с ремонта машин Mack NR начинал свою деятельность будущий Минский автозавод в конце 1944 года.

После войны фирма вернулась к производству прежних моделей. В то время собственным агрегатам «Маск» начал присваивать имена собственные. Так, нижнеклапанные двигатели назывались Magnadyne, верхнеклапанные – Thermodyne, а применявшиеся до конца 1940-х годов цепные приводы – Planidrive.

Следующая эпоха для «Мэка» началась в 1953 году, когда появилась совершенно новая модель В. Это была классическая капотная машина с округлыми формами, выпускавшаяся в десятках модификаций, от самой лёгкой бензиновой В20 (полной массой 9500 кг, 4х2) до тяжёлой турбодизельной В80 (27 000 кг, 6х6). На них широко применялись собственные двигатели, 15-скоростные коробки передач Triplex и 20-скоростные Quadraplex. За последующие 13 лет было собрано более 125 000 машин этой модели.

Менее заметным событием стало появление серии бескапотных моделей Н с теми же агрегатами. Однако эти машины заложили основу для появления более известных автомобилей десятилетием позже.

Другой вехой было приобретение в 1956 году у разорившейся фирмы Ahrens-Fox (одного из лидеров США в пожарном деле) прав и оснастки на новейшую бескапотную разработку, ставшую серией С, затем развившуюся в CF и заметно выдвинувшую эту продукцию фирмы на первые места. Этому же способствовала и покупка другого известного пожарного производителя, компании C.D. Beck.

Помимо грузовиков, «Маск» продолжал успешно разрабатывать и производить автобусы, как городские, так и туристские. Расцвет пришёлся как раз на 50-е годы прошлого века. А городские машины С50 с каркасно-панельным кузовом оказались столь удачными, что были не только заказаны Нью-Йорком, но и стали производиться по лицензии под названием Metropol в Швеции фирмой Scania-Vabis.

В те же годы начинает активно развиваться и экспортная программа – помимо соседней Латинской Америки, ставшие известными за годы войны машины активно покупают союзники за океаном. В Англии, Франции и Голландии даже начинается сборка «Мэков» местными фирмами, правда, в незначительном количестве.

В 1965 году «Маск» представил свою самую известную эпохальную модель R. Развившись в обширнейшее семейство (модели R, RL, RS, U, RM, RB, RW, RD, DM, DMM), эти машины с характерным стеклопластиковым капотом продержались в производстве 40 лет (!), до 2005 года. Специально для новинки был разработан собственный дизель постоянной мощности Maxidyne (206–237 л.с. при 1200–2100 об/мин). В паре с ним появилась новая 5-ступенчатая коробка передач Maxitorque. Начиная с тех пор, если грузовик «Маск» комплектовали собственными агрегатами, фигурка бульдога была золотого цвета, иначе – серебряной.

В том же году «Маск» представил на своих развозных 2-осных тягачах серии U необычное техническое решение – ассиметрично расположенную кабину. Сдвинутая по продольной оси на 28 см влево кабина позволяла водителю лучше маневрировать в тесных условиях. Это решение затем много лет использовалось и на строительных машинах серий DM. Кроме того, машины строительных серий DM (и RD) различались между собой длиной и формой капотов, а также материалом – пластиком или сталью.

Именно с производства серии R начал филиал «Мака» в Австралии, их собирали в Канаде, Израиле, Индии, Иране, Пакистане и Мексике. И хотя в программе фирмы всегда присутствовали седельные тягачи для дальних перевозок, пожарные и другие автомобили, именно «работяги» R-серии пользовались наибольшим спросом.

В 1966 году стартовала облегчённая версия RL для западных штатов. Имея больше алюминия в конструкции, внешне она выделялась решёткой радиатора увеличенной площади для лучшего охлаждения, а также длинной базой. Именно эта машина с утёнком на капоте стала широко известной, снявшись в знаменитом фильме «Конвой». Через десять лет появился магистральный тягач «Маск» RW Ultraliner с огромной плоской решёткой радиатора, разными дизелями мощностью 175–550 л.с. и собственной полуавтоматической 6-ступенчатой коробкой передач. Примечательно, что разрабатывала его компания Brockway, принадлежавшая «Мэку» с 1956 года. Впрочем, большой популярностью он не пользовался (исключение составляла Австралия). Гораздо чаще встречалась на дорогах (а производится и по сей день) появившаяся в 1978 году бескапотная модель МС/ MR. Первая модификация применялась в качестве городской, а также базы для последней собственной пожарной серии, вторая специально разрабатывалась для строительных работ и как мусоровоз.

В 1969 году компания покупает известного канадского производителя внедорожных грузовиков, фирму Hayes. Благодаря этому в программе появились тяжёлые лесовозы и тягачи.

Между тем, в кризис 1970-х ситуация ухудшалась – «Маск» почти полностью ушёл с автобусного рынка и магистральных перевозок, сосредоточившись на совершенствовании строительных серий. Кроме того, в эти годы «Маск» развивает направление угле- и рудовозов как дорожных (серии DM- и RD800), так и карьерных (серия М). Тем временем в 1979 году французский государственный концерн Renault выкупил 10% акций фирмы, став полноценным хозяином «Мэка» к 1990 году. Первым результатом сотрудничества стало появление на американском рынке среднетоннажника «Маск» MS – обычного Renault Midliner с другим бейджем. Несколько лет спустя специально для консервативного местного рынка появляется его капотный близнец CS, который тем не менее собирают на французском заводе.

В 80-е годы прошлого века ситуация продолжала ухудшаться. Даже новейший бескапотник Ultraliner (MH), заменивший в 1982 году старую серию F, положения не спасает. Лишь к концу десятилетия, благодаря финансовой помощи нового хозяина, «Маск» выводит на рынок совершенно новое семейство СН/ CL. Выделяясь аэродинамичными современными формами, машины получают и новое поколение двигателей серии E-Tech с электронным управлением (280–510 л.с.). Учитывая полувековой опыт двигателестроения, инженерам «Мэка» удается создать настолько передовой продукт, что его использует головная компания на своих флагманах Renault Magnum, и на самых мощных версиях лесовозов финской марки Sisu, также принадлежащей французам.

Благодаря новым моделям, дела фирмы стали поправляться. Правда, не во всех сегментах. Так, с 1990 года фирма прекратила производство пожарных машин и навсегда ушла с автобусного рынка. Из новых моделей появилась только утилитарная модель LE с низкорасположенной кабиной, разработанная на базе MR. Зато накануне нового тысячелетия «Маск» представил совершенно новую модель магистрального тягача СХ Vision, быстро ставшую популярной у перевозчиков. Двух- и 3-осные машины полной массой 16–24 т оснащали 12-литровыми дизелями мощностью 305–470 л.с. с турбонаддувом и электронным управлением.

Новый хозяин тем временем предпринял попытки продвижения своих продуктов под местным брендом. Так, в 2001 году в США начали предлагать развозной грузовик Mack Freedom (перелицованный Renault Midlum). Однако популярностью он не пользовался, и через два года его сняли с продаж, а «Маск» ушел с рынка среднетоннажных автомобилей.

В те же годы специально для австралийского рынка предложили новые бескапотные модели Mack Quantum и Magnum. Это были Renault Premium и Magnum соответственно, но с иными агрегатами – двигателями «Маск» или Cummins, американскими коробками передач и мостами. Местный рынок новинки не оценил, и через несколько лет их перестали предлагать потребителям.

В 2005 году произошло важное для американского рынка событие – «Маск» обновил свою строительную гамму. После 40 лет производства последняя модель старого семейства, RD, была снята с конвейера, её заменила новая серия Granite.

В результате «Маск» реорганизует всю программу, состоящую теперь из четырёх семейств. Строительная гамма классических машин состоит из нескольких моделей группы Granite. В магистральное семейство Pinnacle входят модели со смещённым вперёд мостом (бывшие СН) и назад (Vision). Бескапотное семейство Terra-Pro образуют бывшие модели MR и LE. Наконец, самые тяжёлые тягачи Titan – новые, разработаны австралийским филиалом. На всех семействах, помимо сторонних, используются три собственных дизеля: 11-литровый MP7, 13-литровый MP8 и 16-литровый MP10 мощностью 325–605 л.с.

Магистральные тягачи Mack — Дальний бой

Vision CX
Mack Vision

Mack Vision

Коммерческая серия. Комплектуется двигателем Mack® E-Tech™ с электронной системой впрыска V-MAC®. По мнению конструкторов такая комбинация позволяет владельцам автопарков и водителям — индивидуалам в условиях жесткой конкуренции достичь оптимального уровня затрат на топливо и обслуживание. Машина создана для максимально продуктивного «выжимания денег» из-под колес. Кабина имеет аэродинамический дизайн, присутствие большого количества электроники не снижает надежности и не усложняет сервисное обслуживание.

Те, кто хорошо знаком с продукцией MACK утверждают, что Vision создан одновременно для водителя, управленца и бухгалтера. Водители обычно желают побольше комфорта и эргономики, хорошо читаемых приборов на доске, сиденья, объем кабины, а самое главное — хорошей подвески. MACK оснастил серию Vision исключительно мягкой подвеской. Водители всегда желают управлять престижным и стильным траком, и Vision является именно тем, что нужно!

Владельцы транспортных компаний и менеджеры мечтают об оптимизации, сокращении издержек, низкой стоимости обслуживания и большой цене машины при повторной продаже. Несомненно, по этим параметрам Vision имеет очень выгодные показатели.
Трак создавался с чистого листа усилиями тысяч людей. Начальники автопарков, водители, индивидуалы, техники, экономисты и финансисты — все причастны к появлению первого опытного образца. Учитывались все предложения, мнения и замечания. Концепцию грузовика определяют три составляющие: продуктивность, эффективность, комфорт.

Помимо стиля и комфорта, на серии Vision установлена самая современная электроника и системы регистрации параметров. DataMax™ — бортовой самописец нового поколения. Система InfoMax™, объединенная с бортовым компьютером, анализирует работу двигателя и систем во время рейса. Установлены основные и вспомогательные УКВ-СВ радиостанции, новейшее мобильное телекоммуникационное оборудование, позволяющее диспетчеру базы контролировать место трака и состояние груза. Для повышения маневренности передняя ось всегда имеет установку set-back, т.е. сдвинута назад. Колесная база 4730 мм. В стандартной комплектации предусмотрен ABS, предстартовый подогрев двигателя, все ремни выполнены из морозоустойчивой резины, обязательно присутствует сепаратор масла.
На грузовик установлен двигатель собственной разработки — MACK E7 мощностью 310- 330 л.с. с крутящим моментом 1800 об/мин. Первые плановые сервисные работы выполняются по достижению 25.000 миль (40233 км) пробега. Трансмиссия 9-ти скоростная Eaton/Fuller RTX-14609B. Сцепление традиционно закупается у Spicer. Передняя ось Eaton E1200I с нагрузкой 5443 кг. Задняя ось EATON 23105S с максимальной нагрузкой до 10433 кг. Подвеска Air-Mack представляет собой комбинацию из пневмобаллонов, пружин и 2-х листовых рессор. Кабина с низкой крышей из алюминия. Типовой размер спального отсека — 48 дюймов. Кабина буквально «напичкана» электроникой и дублирующими друг друга системами. Имеется кондиционер и 2 очистителя воздуха. Капот, крылья и бампер сделаны из прочного полимера.

CH
Mack CH

Mack CH

Многоцелевая коммерческая серия c аэродинамическим дизайном. Грузовики CH собираются в версии скоростных магистральных тягачей с колесной формулой 6х4 и в варианте строительных тяжеловозов c тремя задними осями. Имеет очень комфортную и хорошо оборудованную кабину из алюминия с ребрами жесткости из стали и легкосплавных материалов. Распространены версии самосвалов и углевозов.

В зависимости от спецификации, внешне CH различаются по позиции передней оси. Есть вариант со сдвинутой вперед остью (set forward) и со сдвинутой назад (set back). CH комплектуется двигателем MACK с трансмиссией E-Tech®. Присутствует обилие бортовой электроники и контроллеров. По желанию заказчика может быть установлена трансмиссия MACK T200.

Водители отмечают отличный панорамный обзор из кабины. Кабина со спальником установлена на воздушных амортизаторах и поглощает вибрацию во время движения. Особое внимание заслуживает поворачивающееся на 180 градусов кресло водителя «Bostrom”, способное устанавливаться в 10 различных положений по высоте и наклону. Кабина с ровным полом и двойной шумоизоляцией. Для придания спальному отсеку дополнительного комфорта, по стенам установлена дополнительная изоляция. В стандартной комплектации грузовик поставляется с телевизором и стереосистемой.

CL
Mack CL

Mack CL

На серии CL устанавливаются самые мощные двигатели среди магистральных тягачей. Серия используется для перевозки леса, щебня и угля, но часто применяется на карьерных и шахтных разработках. Спальный отсек не предусмотрен. Построен в лучших традициях MACK — прочность и эффективность. Колесная база сравнительно небольшая — 4420 мм. Рама выполнена из трех 24 дюймовых трубчатых балок с 6-ю перекладинами. Средняя балка не является несущей, но именно на ней крепится двигатель и защитные кожухи. Передняя подвеска мультилистовая — рессорная. В конструкции задней подвески задействованы жесткие рессорно-пружинные амортизаторы. Особый интерес представляет собой «параллелограмм» с шарнирно-рычажная схемой, позволяющей задней оси «подруливать» вслед за передними колесами. Разрешенная нагрузка на переднюю ось — 7300 кг, на заднюю – 17200 кг.

CL объединяет все лучшие качества капотного тягача: традиционный стиль, силу и мощь, просторную кабину и хорошую шумоизоляцию.

Подруливающая ось от Mack

Подруливающая ось от Mack

Кабина (BBC=3129 мм) сделана из гальванизированных металлических листов. Несмотря на то, что спальный отсек отсутствует, кабина очень высокая — при желании в ней можно стоять в полный рост. Привычные воздушные пневмобаллоны кабины отсутствуют — вместо них установлены коленчатые рычаги. Капот и крылья выполнены из пластика. Поездка на CL чрезвычайно жесткая, но зато, конструкция грузовика рассчитана на большой рабочий ресурс по прочности конструкции. Стандартно устанавливаются 2 топливных бака на 95 галлонов топлива каждый.
Так как CL изначально предназначен для работы в карьерах, конструкторы двигатель Cummins серии ISX, т.к. MACK не производит двигатели с мощностью свыше 510 л.с. Однако, трансмиссия осталась родная, «маковская»» — Mack E-Tech. Сцепление от Eaton/Fuller с керамическими дисками.

Строительная серия MACK
RB

Используется только как строительная или вспомогательная техника. Грузовики RB хорошо узнаваемы, т.к. обладают классической «бульдожьей» наружностью. Mack RB600 имеет колесную формулу 6х4 с удлиненной колесной базой 5 метров. Такая конфигурация позволяет более рационально распределить вес и значительно увеличить нагрузку на переднюю ось. Используется в строительстве в качестве бетоновозов, миксеров, танкеров, бетононасосов. Имеет особую конструкцию передней подвески: рессорно-пружинную.
На RB устанавливаются собственные «маковские» узлы и компоненты: двигатель Mack EM7 мощностью 300 л.с. с крутящим моментом 1750 об/мин. Первое плановое обслуживание выполняется по достижению 16000 мили (25749 км). Трансмиссия Mack T2060 c 6-ю скоростями. Стандартно ставятся 2 топливных бака по 55 галлонов каждый, топливный с масляный сепараторы с подогревом, ABS, воздушные тормоза. Нагрузки: передняя ось — 12000 фунтов (5 443 kg), задняя — 38000 фунтов (17 237 кг).

DM / DMM

DM завоевал безупречную репутацию как самая мощная машина, применяемая в строительстве. В конструкции рамы применены балки E- образной формы с особо прочными перекладинами. Кабина DM на 11, 5 дюймов сдвинута влево. Конструкторы полагают, что именно такая конфигурация обеспечивает водителю наилучший боковой обзор и оставляет простор для маневра на узких участках. Используется как тяжелый миксер, карьерный самосвал или бетоновоз. Обладает исключительной маневренностью.

DM комплектуется двигателем Mack EM7-300 мощностью 300 л.с. с крутящим моментом 1750 об/мин и 6-ти скоростной трансмиссией Mack 2001. Обязательные компоненты — турбокомпрессор, топливные и масляные сепараторы с подогревом. Топливные баки по 50 галлонов, но могут устанавливаться дополнительные.

Передняя подвеска — рессорная Mack FAW12 c максимальной нагрузкой 12000 фунтов (5 443 кг). Задняя подвеска — пружинная Mack SS38 c нагрузкой до 38000 фунтов (17200 кг). Колесная база — 5105 мм.

Кабина без спального отсека, но большая и просторная (BBC=2769 мм). Внутри установлены кондиционер с системой дополнительной фильтрации и отопитель салона.

RD

«Рабочая лошадка» модельного ряда MACK с формулой 6х4. Вес существенно снижен, чтобы соблюсти федеральные дорожные нормативы. Однако колесная база больше средней — 5 330 мм. Используется как самосвал, лесовоз, танкер, утилизатор или миксер. Часто можно встретить в версии магистрального тягача. Под капот устанавливаются только «маковские» двигатели мощностью до 500 л.с с турбокомпрессорами и новой дополнительной системой охлаждения цилиндров Mack EM7. Трансмиссия и шасси так же являются собственной разработкой MACK. Сцепление от Spicer c керамическими дисками. В стандартной комплектации поставляется с топливным и масляным сепаратором, ABS, воздушными тормозами от Meritor и топливными баками по 55 галлонов. Подвеска — Mack. Передняя — рессорная c полимерными абсорберами с нагрузкой 5 443 кг, задняя — пружинная SS38 38,000 17 239 кг. Кабина на воздушных амортизаторах. Поставляется без спального отсека (ВВС 2 007 мм) и называется Centri-Max. Внутри установлена система кондиционирования с отопителем. Относительно немного электроники. Капот и крылья монолитные и сделаны из прочного полимера — Оленфина.

MR
Mack MR

Mack MR

Mack MR отличается от остальных серий конфигурацией кабины «low cab” и короткой колесной базой. Передняя ось расположена далеко за кабиной, а колеса имеют увеличенный угол поворота. Используется как самолетный топливозаправщик, пожарная машина, городской развозчик, мусоровоз и бетононасос. На правой двери установлено дополнительное окно для лучшего обзора. Большие заказы на машины этой серии поступают от авиакомпаний и муниципальных служб. Двигатель Mack EM7 300 л.с (231 kW) с максимальным крутящим моментом 1750 об/мин. В кабине установлено электронное табло отказов и неисправностей двигателя. Стандартная «маковская» 6-ти скоростная трансмиссия Т2060. Рессорная передняя подвеска MACK c нагрузкой 5 443 кг, задняя — 12500 кг.

Интересная особенность: в стандартную комплектацию кабины включена микроволновая печь и дефростатор.

Granite
Mack Granite серия 66470

Mack Granite серия 66470

Многоцелевой строительный грузовик. Отличается жесткостью конструкции и низкой эксплуатационной стоимостью затрат. Все основные компоненты, включая двигатель, подвеску, раму и трансмиссию, являются собственными разработками компании и сделаны на заводах MACK. Является грузовиком нового поколения. По уровню шумоизоляции и по совершенству подвески не имеет равных в своем классе. Оснащается 12-ти литровыми двигателями Mack E-Tech или 9-ти литровыми Cummins. Подвеска, трансмиссия и шасси — собственная разработка Mack. С 2002 года на Granite распространяется особая гарантийная программа «Bulldog», предусматривающая всестороннюю страховку. MACK — 100% бесплатных работ и запчастей в течении 1-го года работы. Гарантия на двигатель дается на 3 года или 300.000 миль пробега.

В конструкции кабины задействованы легкие композиционные материалы, позволяющие существенно уменьшить вес конструкции. Внимания заслуживает рама: она сконструирована таким образом, что на ней в случае необходимости можно установить любое оборудование как миксер, цистерну, бетононасос или кузов с высокими бортами.

Как и у многих моделей MACK, в серии Granite задействовано большое количество электроники и систем жизнеобеспечения.


Смотри также статью Историческая справка о Mack Truck


Бонус для дочитавших до конца:


Американские грузовики в Австралии. Антология Mack| рассказ mpark.pro

Американские грузовики для Австралии. Часть 2. MACK

Второй крупный игрок австралийского рынка – Mack, очень здесь авторитетный. Первые машины этой марки появились в Австралии еще в 1919 году. А с 1963 их собирают в Брисбене, и тоже в виде местных моделей.

01. Первой местной моделью стала адаптированная версия «работяги» R. При этом Flintstone (его местное прозвище) оснащался угловатым стальным капотом от тяжелой версии DM, в США встречавшейся только на строительных машинах. Золотая фигурка на капоте означает «родные» агрегаты — турбоннаддувный 237-сильный дизель ENDT675 Maxidyne, и 16-ступенчатая коробка Quadraplex.
Американские грузовики для Австралии. Часть 2. MACK

02. На базе той же «всемирной» R в Австралии в 1970-ые появилась модель RB600 под именем Superliner. Она отличалась собственным пластиковым угловатым капотом с радиатором увеличенной площади и сдвинутым назад передним мостом. Этот экземпляр подвергся капитальному ремонту, в процессе лишившись кенгурятника, вертикальных труб и воздушных фильтров, и «переехал» в Новую Зеландию.
Американские грузовики для Австралии. Часть 2. MACK

03. Его нынешнее поколение универсальных тягачей есть в программе до сих пор. Внешне от американских одноклассников он отличается более «могучими» формами капота, а вот кабина единая. В отличие от конкурентов, Mack Superliner оснащается в основном собственными агрегатами: V8 двигателями E9 мощностью до 500 л.с., 12-ступенчатыми коробками передач Maxitorque, и собственными мостами.
Американские грузовики для Австралии. Часть 2. MACK

04. В свое время были и австралийские бескапотники Cruizeliner. От американских аналогов они отличались сдвоенными фарами, кабинами большей длины, и наличием «одиночек» 8х4.
Американские грузовики для Австралии. Часть 2. MACK

05. Для «дальнего боя» на базе все той же серии R был создан более мощный Valueliner. Его собственный, уже пластиковый, капот был заметно длиннее, чтобы вместить мощные двигатели. И, конечно, вся атрибутика «роуд-трейна» при нем – сдвоенные баки, «клиновые» диски, воздухозаборники и кенгурятник.
Американские грузовики для Австралии. Часть 2. MACK

06. Как и у конкурентов, в программе существуют строительные модели. У Мэка это Metroliner, созданный на агрегатах американских строительных серий, но в стиле серий CH/CL. Они служат основой как фургонов (4х2), так самосвалов и бетономешалок (6х4 – 10х4).
Американские грузовики для Австралии. Часть 2. MACK

07. Присоединение к французскому Renault принесло неожиданные результаты. На австралийский рынок в 1999 году вышел невиданный нигде больше Mack Quantum. Фактически это был Renault Premium, но с американскими агрегатами: дизелем Cummins ISX500, и трансмиссиями Eaton. Конечно, особым успехом он не пользовался, а встречался в основном в соседней Новой Зеландии.
Американские грузовики для Австралии. Часть 2. MACK

08. Не увенчалась успехом и попытка «высадить» в Австралии знаменитый Magnum, тоже под маркой Mack, и местной сборки. Хотя на оригинал устанавливался двигатель Mack E-Tech, здесь его предлагали также с американскими агрегатами.
Американские грузовики для Австралии. Часть 2. MACK

09. Зато собственная разработка помогла увеличить долю на рынке – в 1996 году появился Mack Trident, сугубо местный тягач для тяжелых перевозок. Построен «трезубец» по классическим канонам – длинный пологий капот, посаженная выше кабина, прочное шасси. Он предлагался как в варианте Axle-Forward, так и со сдвинутым назад передним мостом. Сейчас выпускается третье поколение, с дизелем Mack MP8 мощностью до 535 л. с., и разными агрегатами по выбору.
Американские грузовики для Австралии. Часть 2. MACK

10. Вершиной австралийской гаммы служит новейший Mack Titan, появившийся в 1995 году. «Король роуд-трейнов» в обычной версии рассчитан на 200-тонный автопоезд. На фото – сразу два тягача разных поколений: первого, с формулой 6х4, и последний, 8х4. Эту разработанную в Австралии модель с 2008 года предлагают и в США.
Американские грузовики для Австралии. Часть 2. MACK

11. Существует и усиленная версия «Титана» для работы в карьерах. Такой «бигфут» на 25-дюймовых шинах рассчитан на 250 тонн. Тройная рама с лонжеронами высотой 27 см, 16-литровый дизель Caterpillar, многолистовая подвеска Hendrickson – все рассчитано на тяжелые условия. Поглядите на зеркала на выносных стойках: ширина «совка» — 4 метра.
Американские грузовики для Австралии. Часть 2. MACK

Mack представил новый грузовик — КОЛЕСА.ру – автомобильный журнал

Американский производитель представил флагманский седельный тягач Anthem нового поколения.

В честь дебюта Mack Anthem нового поколения была организована пресс-конференция, на которой вице-президент компании по глобальному маркетингу Джон Уолш сказал, что «Mack единственный американский производитель грузовиков, который может заявить, что все проданные в Соединенных Штатах грузовые автомобили, произведены здесь же, в США».

Дизайнеры компании постарались в новинке воплотить образ «истинного американского тягача», при этом сохранить фирменные черты Mack, чтобы его можно было узнать с первого взгляда. Глава Volvo Group, в состав которой входит Mack, Мартин Лундштедт прокомментировал новый Anthem, заявив, что со временем он станет классикой.

Производитель заявил, что сменив поколение, Anthem стал экономичнее на 1,5-3,0% и комфортабельнее. Самая просторная версия кабины получила на 35% больше места за счет новой компоновки, а также спальник длинной 178 см, больше стеллажей, шкафов и рабочих поверхностей. В кабине также установлены новые кресла и большое количество розеток, а надписи и иконки на кнопках выполнены лазером, так что стираться теперь не будут.

mack_anthem-3

В состав силовой гаммы нового Anthem вошли двигатели серии MP. Например, во главе линейки стоит 13-литровый Mack MP8, отдача которого составляет 505 л.с. и 2 521 Нм крутящего момента. За ним идет 11-литровый MP7, развивающий 425 л.с. и 2 115 Нм. Все двигатели стандартно сочетаются с 12-скоростной трансмиссией mDRIVE AMT, но опционально предлагаются 13- и 14-скоростные.

mack_anthem-6

Кстати, как сообщал портал «Колеса.ру» ранее, недавно КАМАЗ представил новую модель – грузовик 54901 с кабиной K5.

Малоизвестные тяжелые грузовики ленд-лиза — КОЛЕСА.ру – автомобильный журнал

Во время Второй мировой производством специальных военных автомобилей и их поставками по ленд-лизу союзным странам, включая СССР, занимались не более десятка американских компаний и одна британская. Благодаря их разработкам в войсках появились сверхтяжелые грузовики, полноприводные седельные и одиночные тягачи высокой проходимости, а также ремонтные и эвакуационные машины, которых до того не было ни в одной стране мира. Из этого изобилия выберем автомобили, поступавшие в Советский Союз.

Армейские внедорожные близнецы Autocar​

С начала ХХ века фирма Autocar («Отокар») выпускала обычные грузовики и лишь в 1941-м всерьез занялась военной техникой. Сферой её деятельности стали полноприводные машины полукапотной компоновки с задними двускатными колесами, служившие для буксировки полуприцепов и топливных цистерн. Первыми в ленд-лизовских поставках промелькнули седельные тягачи U7144Т с 112-сильным бензиновым мотором и угловатыми формами короткого капота.

Тягачи Autocar U8144T с открытой кабиной и пулемётом перевозят понтоны для форсирования Рейна. 1945 год

Унифицированный с ними длиннобазный вариант U8144Т применялся для буксировки специальных полуприцепов с инженерным оборудованием, понтонами и металлическими секциями сборно-разборных мостов. Его особенностями являлись штатная лебёдка и вместительный ящик между кабиной и седельным устройством, в котором находились инструменты и приспособления. В Красную армию поступили 42 машины U7144T и U8144Т.

«Бульдоги» с капота: тяжелые военные машины Mack

С первых лет существования фирма Mack («Мак») входила в круг наиболее важных поставщиков военных автомобилей, которые с времён Первой мировой войны за утюгообразную форму передка, приземистую осанку и широко расставленные колеса получили прозвище «Бульдог», которое олицетворяли фигурки на капоте.

Многоцелевые военизированные грузовики Mack NR14 в ожидании отгрузки на восточный фронт

В 1941-м на неудавшемся трёхосном шасси Mack ЕХ-ВХ для автоцистерны на 18 тысяч литров и танковоза родился первый военизированный грузовик Mack 10-тонной армейской серии NR (6×4). До конца войны было построено 16,5 тысяч машин этой гаммы в 20 исполнениях – от NR1 до NR20. Это были наиболее мощные бортовые машины для переброски по дорогам общего пользования крупных воинских формирований, перевозки военных грузов и буксировки орудий массой до 15 тонн.

Конструктивно все они были унифицированы друг с другом и отличались типами кабин и кузовов. На них устанавливали собственный рядный шестицилиндровый 8,5-литровый дизель ED мощностью 123 и 131 л.с. с непосредственным впрыском топлива. В состав трансмиссии входили однодисковое сцепление, десятиступенчатая коробка с двумя передачами заднего хода и двойные главные передачи.

Артиллерийский 123-сильный тягач Mack NR6 с закрытой кабиной буксирует 240-мм гаубицу. 1942 год

В конце 1942 года ленд-лизовские поставки «Маков» в СССР начались с переходом на новый длиннобазный грузовик NR9 с пятиметровой колёсной базой. Его особенностями были открытая кабина, тентованные деревометаллические кузова с надставными решётчатыми бортами и продольными откидными скамьями, а также все односкатные колёса с шинами разных размеров (передние и задние — 24 и 20 дюймов соответственно).

Типовой 131-сильный тягач Mack NR9 с мягким верхом кабины для буксировки 15-тонных орудий. 1943 годСтандартизованный односкатный грузовик NR9 с открытой кабиной и армейским кузовом с тентом. 1943 год

В 1943-м в состав очередных партий вошли упрощенные автомобили NR14 и NR15 с механической частью и кабиной от модели NR9, а также с укороченной до 4,4 метров базой и задними двускатными колёсами. Друг от друга они отличались вариантами кабин и деревометаллических грузовых платформ.

Грузовик-тягач Mack NR14 с кабиной коммерческого типа и задними двускатными колёсами. 1943 год

В разгар войны компания Mack наладила выпуск 7,5-тонных артиллерийских тягачей серии NO (6×6) для буксировки тяжёлых артсистем и перевозки в укороченном бортовом кузове с продольными сиденьями боевого расчета, амуниции и двух «запасок». Машины оборудовали 157-сильным бензиновым двигателем, пятиступенчатой коробкой передач, удлиненной и расширенной открытой кабиной с пулеметной турелью и передней 18-тонной лебёдкой.

Короткобазный артиллерийский тягач Mack NO6 или Super Mack для буксировки тяжелых орудийMack NO6 с открытой кабиной с пулемётной точкой и кузовом на 10 человек боевого расчёта. 1944 год

В Красную армию и в советские транспортные организации поступил 921 грузовик Mack NR плюс 14 тягачей NO6.

Сохранившиеся до сих пор тяжёлые военные автомобили Mack NR/NO

Тяжелый армейский грузовик Mack NR14 по прозвищу Meine Liebe FrauТяжелый тягач Mack NO6 с двухосной гаубицей Long Tom калибра 155 мм

«Бриллианты» на войне: армейские автомобили Diamond T​

Странная марка известных американских грузовых автомобилей Diamond T («Даймонд Т») состояла из популярного наименования «Бриллиант» и первой буквы фамилии предпринимателя Чарльза Тилта.

Во время войны эта фирма выпускала четырёхтонные армейские грузовики серии Т-967/968, но в ленд-лизовские поставки в СССР они не входили. Исключение составили 20 самосвалов Т-972 (6×6) с трёхкубовыми кузовами, построенные на 106-сильном грузовом шасси Т-968.

Самосвал инженерных войск Diamond T-972 со стальным кузовом заднего опрокидывания. 1944 год

С 1940 года в военную программу компании Diamond T входили 12-тонные балластные тягачи серии М20 (6×4), буксировавшие низкорамные многоколёсные прицепы грузоподъемностью до 52 тонн, на которых по дорогам с твёрдым покрытием оперативно перебрасывали средние и тяжёлые танки вместе с экипажами и боекомплектом.

Балластный тягач Diamond T-980 буксирует 40-тонный 24-колёсный прицеп фирмы Dyson с танком Churchill. 1945 год

Базовый тягач Т-980 оснащался шестицилиндровым дизельным двигателем Hercules (13,4 л, 185 л.с.), механической четырёхступенчатой коробкой передач с трёхступенчатым редуктором и лебёдкой центрального расположения с выводом троса назад или в обе стороны.

Танковый транспортёр Diamond T-981 с мягким верхом кабины и передним выводом троса лебёдки. 1943 годТяжёлый тягач Diamond T-981 с закрытой кабиной и балластным кузовом с местами для боевого расчета

Модернизированный вариант Т-981 отличался дополнительным выводом троса лебёдки вперед – через отверстие в левой части бампера с направляющими роликами.

Тягач Diamond T-981 доставляет подбитый танк Sherman на 45-тонном прицепе М9 фирмы Rogers. 1944 год

На обеих машинах стояли трёхместные цельнометаллические кабины с люком в крыше или открытые с местом для пулемёта, а также стальные коробчатые кузова для перевозки балласта и боевого расчёта. В составе автопоездов их скорость не превышала 26 км/ч.

Сохранившиеся до сих пор балластные тягачи Diamond T-980/981

Тягач Diamond T-980 с трёхосным 12-колесным прицепом М9 RogersТяжелый тягач Diamond T-981 на месте высадки союзных войск в 1944 году

До конца войны компания Diamond T собрала 6,5 тысяч тягачей серии Т-980/981, из них в Красную Армию поступил 471 автомобиль и 531 стандартизованный трёхосный прицеп М9.

Тягач Daimond T-980 с танковым прицепом Rogers на демонстрации офицерам Красной армии. 1945 годТяжелый танк КВ на прицепе с тягачом Diamond T-980 — прототипом советского варианта ЯАЗ-210Г

Federal и REO: ленд-лизовские седельные тягачи​

До начала Великой Отечественной в Красной армии седельные тягачи с тяжёлыми полуприцепами не применялись, поэтому в ленд-лизовских поставках этой достаточно простой технике придавали особое внимание.

С 1942-го сравнительно небольшая, но престижная компания Federal («Федерал») выпускала многоцелевой войсковой седельный тягач модели 604 (6×4) с шестицилиндровым дизелем Cummins в 130 сил и передними пневматическими амортизаторами. Он применялся в составе автопоездов полной массой до 42 тонн и буксировал 20-тонные бортовые полуприцепы или низкорамные трейлеры для транспортировки гусеничной техники и топливных цистерн. До 1944 года «Федерал» собрал полторы тысячи тягачей модели 604.

Седельный тягач Federal-604 с лёгким танком М22 на 20-тонном одноосном полуприцепе Trailmobile. 1943 год

Одновременно фирма REO («РИО») собирала полные копии машин Federal 604, носившие индекс 28ХS. Внешне они отличались разве что формой воздушных прорезей на боковинах моторного отсека. В общей сложности в Советский Союз отправили 234 тягача обоих изготовителей и 198 полуприцепов к ним.

Тяжелый тягач REO 28XS с двухосной аэродромной цистерной на 16 тысяч литров топлива. 1943 год

На конечной стадии войны выпускались идентичные многоцелевые 7,5-тонные армейские шасси Federal 606 и REO 29XS (6×6) с 180-сильным бензиновым мотором Hercules, которые являлись комбинациями эвакуационных машин и седельных тягачей с 18-метровыми полуприцепами. Их собрали 700 единиц, из них 14 штук отгрузили в СССР.

Шасси Federal-606 с 10-тонным краном и седельным 20-тонным эвакуационным полуприцепом. 1944 год

Военная спецтехника: что такое РЭМ?​

С 1943 года в Красную армию поступали американские ремонтно-эвакуационные машины (РЭМ), созданные на базе седельных тягачей и грузовиков с колёсной формулой 6×6. Их предназначением являлись оказание помощи на дорогах, проведение ремонта автобронетанковой техники в полевых условиях и эвакуация поврежденных машин. Все они снабжались тягово-сцепными и подъемно-транспортными средствами, механическими кранами, электрогенераторами и сварочным оборудованием.

Начало большого пути: военные эвакуаторы Kenworth

Сегодня компания Kenworth («Кенуорт») является одним из наиболее авторитетных изготовителей тяжелых коммерческих грузовиков и магистральных тягачей, олицетворяющих высокое качество и долговечность. А в 40-е эти качества позволили создать наиболее надежные РЭМ.

Прототип эвакуатора Kenworth-570 M1 гражданского образца со скругленными внешними формами. 1940 год

В 1941-м первый эвакуатор категории М1 был построен на коммерческом шасси Kenworth-570 с цельнометаллической кабиной и шестицилиндровым бензиновым мотором мощностью 145 л.с., пятиступенчатой коробкой передач и мостами Timken. В средней части рамы был смонтирован пятитонный стреловой кран Gar Wood с ручным приводом рабочих органов. В небольших количествах машины 570 и 571 отправляли в СССР.

Серийная эвакуационная машина Kenworth-570 М1 с ручным приводом рабочего оборудования. 1942 год

Красивое имя, высокое звание: главный эвакуатор Второй мировой​

Одновременно выпуском аналогичных РЭМ занималась малоизвестная компания Ward LaFrance («Уорд ЛяФранс»), принявшая за основу 145-сильное шасси Kenworth-570.

Прототип ремонтно-эвакуационной машины Ward LaFrance-1000 Series 1 на автомобиле Kenworth-570. 1941 год

Первый вариант 1000/1 М1 снабжался закрытой кабиной, низкобортной платформой для механического крана с ручным приводом, передними буксирными крюками, сварочными баллонами и запасным колесом.

Тяжелый эвакуатор Ward LaFrance-1000 Series 3 М1 на шасси Kenworth-571 со сварочным оснащением. 1942 год

В 1942-м фирма собрала партию из 365 машин третьей серии 1000/3 М1 на базе Kenworth-571, которые предназначались для поставок по ленд-лизу в разные страны, в том числе и в СССР. Их предлагали со стандартными кабинами, правым или левым расположением органов управления и двумя прожекторами.

Ремонтно-эвакуационная машина Ward LaFrance-1000 Series 5 М1А1 на автомобиле Kenworth-571. 1944 год

В разгар войны фирма Ward LaFrance на шасси Kenworth-573 начала выпуск самой распространенной РЭМ пятой серии 1000/5 М1А1, у которой новая категория М1А1 означала переход на механический привод рабочих органов от коробки отбора мощности автомобиля. В её комплектацию входили шеститонный кран, открытая кабина с брезентовыми фартуками вместо дверей и местом для пулемёта, широкая решётка радиатора и прочный V-образный бампер-толкатель.

Отреставрированный наиболее распространенный эвакуатор Ward LaFrance-1000 Series 5 М1А1

Компания Ward LaFrance собрала около пяти тысяч РЭМ двух категорий, из них вместе с продукцией фирмы Kenworth в Красную армию был отправлен 101 эвакуатор.

Не такие, как все: британские военные машины Scammell

Тяжелые армейские тягачи и эвакуаторы компании Scammell («Скаммелл») долгое время считались техническими реликвиями и одной из легенд британского автомобилестроения.

В 1937-м фирма начала выпуск второго поколения танковых седельных тягачей Pioneer (6×4) с дизелем Gardner в 102 силы и всеми односкатными колесами. Их применяли в составе автопоездов TRMU/30 с 30-тонными полуприцепами и тормозной системой от тягача, служивших для перевозки по шоссе танков и бронетехники. Длина такой системы превышала 15 метров, полная масса – 45 тонн.

Седельный танковый тягач Scammell Pioneer с 30-тонным полуприцепом собственного изготовления. 1938 год

В 1939-м на шасси балластного артиллерийского тягача Pioneer R100 (6×4) начался выпуск РЭМ SV/2S с задней раздвижной 2,5-тонной стрелой с приводом от восьмитонной лебёдки, которые могли перемещать аварийную технику с дороги на эвакуационный полуприцеп. 

Лебёдочная эвакуационная машина Scammell Pioneer SV/2SКрановая аварийная машина Scammell Pioneer SV/1S

Упрощенный вариант SV/1S получил заднюю кран-балку с Г-образной стрелой для буксировки автомобилей в приподнятом положении. Все эти машины в единичных образцах поступали в СССР по ленд-лизу.

На заглавной фотографии – наиболее известный танковый транспортёр Второй мировой войны, балластный тягач Diamond T-981 для транспортировки бронетехники на многоколесных прицепах.

Все иностранные меры пересчитаны по Международной системе единиц.
В статье использованы только аутентичные черно-белые иллюстрации, натурные цветные фотографии выполнены автором.

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о